Еще совсем недавно большая часть перевозчиков была склонна считать, что топливо и смазочные материалы — это статья расходов, а не инструмент для экономии. Сегодня ситуация меняется, а значит, важность технической поддержки и дополнительных сервисов от масляной компании приобретает новое значение
В структуре операционных расходов автопарка около 30 % приходится на ГСМ. И хотя формально доля моторного масла в этой цифре незначительна, правильное применение смазочного материала имеет мультипликативный эффект. Результат выражается не только в сокращении объемов потребления моторного масла и, соответственно, в уменьшении затрат на его приобретение. Сюда же следует добавить увеличение надежности оборудования, сокращение расхода топлива и трудозатрат.
В открытых источниках регулярно публикуются результаты исследований, касающиеся влияния смазочных материалов на стоимость владения техникой. Например, по данным компании Edelman Intelligence (исследование проводилось по заказу компании Shell), причинами 6 из 10 фактов незапланированных простоев стали неправильный подбор (59 %) или неверное применение (60 %) эксплуатационных материалов. Как избежать ошибки? Об этом сегодня наш разговор.
РЕКОМЕНДУЮТ АВТОКОНЦЕРНЫ
Эпоха дефицита имела, как ни странно, определенные преимущества — потребитель не был озабочен проблемой выбора. Сегодня ситуация иная: ассортимент реализуемых моторных масел просто огромен. Чем нужно руководствоваться при выборе? Если кратко, нужно использовать моторные масла, рекомендованные производителем автомобиля. Эти сведения содержатся в инструкции по эксплуатации автомобиля или сервисной книжке. Если производитель допускает несколько вариантов, стоит руководствоваться группой вязкости (ее подбирают в зависимости от температурного диапазона: чем ниже температура, тем меньше первая цифра). Автопроизводитель всегда старается предоставить оптимальные рекомендации по выбору смазочного материала.
Назначение горюче-смазочного материала для конкретной модели дается с учетом спецификации API (American Pertoleum Institute) и ACEA (Ассоциация европейских изготовителей автомобилей), результатов собственных испытаний и допуска производителя двигателя (в большинстве случаев именно он является ключевым параметром). При выдаче одобрений на моторные масла производители проводят не только стендовые, но и эксплуатационные испытания. Например, компания Volvo Trucks известна своей оригинальной методикой. Шведы берут за основу показатели серии эксплуатационных испытаний, состоящих из нескольких циклов с пробегом до 60 тыс. км. Масло, претендующее на получение одобрения, должно после пробега демонстрировать определенную вязкость, моюще-диспергирующую способность и прочие показатели. Аналогичные испытания проводят DAF и Scania.
Перевозчики заинтересованы в минимизации простоев, в том числе за счет сокращения времени на техобслуживание
Поставляя технику в конкретный регион или страну, производитель не только вводит одобрение тех или иных продуктов, но и назначает сервисные интервалы в зависимости от местных условий эксплуатации. Применительно к России принимаются во внимание такие факторы, как загрязненность воздуха, продолжительная работа на холостом ходу, движение на низких скоростях и в плотном трафике. В последнем случае к маслу предъявляются особые требования в части термостабильности и шламообразования.
Однако одним из самых важных факторов, влияющих на длительность сервисного интервала, является качество топлива. В России ситуация с этим постоянно улучшается, но до Европы нам еще далеко. В качестве подтверждения приведем информацию ПАО «КАМАЗ», озвученную в конце минувшего года на одном из мероприятий VII Международной недели смазочных материалов в Москве. По словам представителя НТЦ «КАМАЗ», в период с 2011 по 2015 год «челнинский автогигант» проводил мониторинг дизельного топлива на российском рынке. География исследований: Центральный федеральный округ, Поволжье и Урал. Более 500 проб было отобрано с АЗС, грузовиков, участвующих в эксплуатационных испытаниях и автомобилей подконтрольных транспортных компаний. Качество топлива «скачет» от заправки к заправке, есть и «чистые» пробы на уровне европейских стандартов, но, если обобщить, то порядка 10 проб из 100 показывают содержание серы более 2000 ppm (по действующим сейчас в РФ правилам содержание серы должно быть не более 10 ppm, а в большинстве европейских стран — не более 3–5 ppm). В общем, есть над чем задуматься.
Современные моторные масла, особенно малозольные (LowSAPS), очень чувствительны к содержанию серы в топливе. Применение топлива с содержанием серы более 2000 ppm приводит к сокращению интервала замены масла в 1,5 раза, напоминают представители ПАО «КАМАЗ». В качестве примера автопроизводитель приводит результаты подконтрольных пробеговых испытаний магистральных тягачей КАМАЗ-5490 с двигателем Mercedes-Benz, в которых не подтвердился заявленный интервал замены для малозольных масел из спецификации MB 228.51. В результате концерн Daimler отозвал рекомендации по применению малозольных масел в двигателях автомобилей КАМАЗ. Единственная причина — низкое качество топлива. Есть и обратные примеры. Говорит технический специалист Castrol Евгений Бушуев: «Нередки случаи, когда из-за неправильного подбора смазочных материалов, например использования полнозольных масел (Hi SAPS), не рекомендованных для применения в автомобилях с современными системами очистки ОГ (с использованием сажевых фильтров DPF), у клиентов в России преждевременно выходили из строя фильтры DPF, их также называют PM-CAT, а это, как известно, очень дорогой элемент. Основная причина — нечеткое понимание особенностей российской эксплуатации, а соответственно, и применение смазочного материала без учета такой специфики. Это именно такой случай, когда без экспертизы производителя масел не обойтись. Основываясь на опыте, полученном в ходе локальных испытаний с реальными клиентами, мы адаптируем формуляции наших продуктов и подбираем смазочные материалы таким образом, чтобы помочь нашим клиентам избежать таких проблем и обеспечить надежную эксплуатацию техники в любых условиях».
Наличие актуальной информации по одобрению конкретного эксплуатационного материала легко проверить на соответствующих интернет-ресурсах. Правда, это относится только к европейским и некоторым российским маркам автомобилей. А вот китайские производители в своих рекомендациях по выбору моторного масла ссылаются только на спецификацию API. Минимум информации может быть чреват ошибками. И именно поэтому поддержка и техническая экспертиза производителей масла очень важны.
ЧЕМ ПОМОЖЕТ ПОСТАВЩИК
Эксперты масляных компаний считают, что выбирать моторное масло только на основе спецификации автопроизводителя недостаточно. В отрасли автоперевозок выбор клиента должен быть сделан с учетом приоритетов бизнеса. Это, во-первых, возможность минимизации простоев парка за счет сокращения времени на техобслуживание; во-вторых — снижение эксплуатационных издержек за счет экономии топлива; в-третьих, унификация ассортимента с возможностью использования универсального масла для смешанного парка автомобилей. Вообще, перевозчик всегда заинтересован в сокращении номенклатуры эксплуатационных материалов, ему интереснее иметь универсальное масло, одинаково подходящее и к бензиновому двигателю, и к дизельному, и к газовому.
С другой стороны, в зависимости от конкретной транспортной работы, эксплуатирующей организации важно иметь такой продукт, который, например, будет обеспечивать повышенный уровень защиты с превышением требований отраслевых стандартов API и ACEA. Где получить оригинальное решение?
Потенциал комплексного подхода при выборе моторного масла по-настоящему масштабен
Комплексный подход, который сегодня предлагается со стороны ряда известных компаний (Castrol, Shell, ExxonMobil), включает в себя следующий набор сервисов: электронный каталог подбора смазочных материалов, технические консультации для повышения эффективности применения продуктов, а также активно развивающийся сервис по мониторингу состояния отработанного масла. Последний позволяет осуществлять диагностику оборудования и предотвращать потенциальные проблемы на самой ранней стадии.
Пользу от такого подхода можно перевести в конкретные цифры. В качестве подтверждения тесного взаимодействия перевозчика и поставщика смазочных материалов приведем пример из опыта компании «Сияние TK», специализирующейся на перевозке скоропортящихся грузов по России. Проведя тщательный анализ показателей, полученных в результате лабораторных исследований проб моторного масла Castrol Vecton в сотрудничестве с ООО «Сетра Лубрикантс», перевозчик обратился в представительство автопроизводителя. Рассказывает Эдуард Миненков, директор компании «Сияние ТК»: «По нашим расчетам, выгода от увеличения межсервисного интервала только на расходных материалах составляет около 1 млн руб. в год. Заметьте, без ухудшения технического состояния автомобилей. При этом сокращается количество дней, требующихся для проведения технического обслуживания. В рамках нашего предприятия это означает сокращение простоев на 95–100 машинодней». Добавим, «Сияние-ТК» обслуживает весь парк своими силами. В случае проведения работ на дилерских СТО положительный эффект выглядел бы еще более существенным. Компания использует два продукта из линейки Castrol Vecton в зависимости от сезона.
Если говорить о решениях по упрощенному подбору масла соответственно марке автомобиля, они сегодня набирают все большую популярность. Например, компания Castrol предлагает удобный онлайн-инструмент поиска и рекомендаций смазочных материалов для транспорта, включая не только мототехнику, легковые и грузовые автомобили (массой более 7,5 т), но также и строительную технику. в этом онлайн-подборщике есть широкий ассортимент продукции для коммерческого транспорта. Сервис электронного подбора масла работает на официальном сайте компании. Для запуска процедуры достаточно сделать четыре простых действия. Во-первых, выбрать категорию транспортного средства (легковые автомобили, легкий коммерческий транспорт, грузовые автомобили, автобусы, строительное, горнодобывающее и погрузочно-разгрузочное оборудование). Во-вторых, определиться с маркой транспортного средства (список включает и много моделей отечественных производителей). В-третьих, конкретизировать модель машины (для удобства поиска указаны годы выпуска модели). Наконец, в-четвертых, из предложенного списка выбрать исполнение двигателя.
Пользователи онлайн-сервиса имеют возможность уточнить необходимые для конкретного автомобиля спецификации продукции и объем рабочих жидкостей. Здесь же можно ознакомиться с дополнительной информацией, например, техническим описанием (PDS). В представленных результатах поиска выдаются уведомления не только о моторных маслах, но и о другой продукции Castrol, пригодной для запрашиваемой марки автомобиля. Рекомендации касаются систем торможения, сцепления, охлаждения, коробки передач, гидроусилителя рулевого управления. При этом набор дополнительных рекомендаций отличается в зависимости от конструктивных особенностей того или иного транспортного средства, точек смазки. Остается добавить, что подобные сервисы в России уже давно стали стандартом для крупных масляных компаний, переносящих все свои технологии с запада на восток. Сотрудничество с поставщиками смазочных материалов, бесспорно, открывает перевозчикам новые возможности. Но те, кто видит большие перспективы для получения дополнительной прибыли, пока в меньшинстве.
Источник: