Последние исследования аварийности в сегменте коммерческого транспорта по-прежнему называют человеческий фактор одной из основных причин ДТП. Хорошая новость в том, что крупные транспортные компании все чаще стали формировать корпоративный идеал безопасного водителя
В России сейчас зарегистрировано почти 1 млн автобусов и более 5,5 млн грузовых автомобилей. По статистике тяжесть последствий сторонние участники движения.
По данным экспертного центра «Движение без опасности», за январь — октябрь в России произошло более 13 тыс. ДТП по вине водителей грузового транспорта, погибли 1922 человека, пострадали свыше 17 тыс. Рост смертности составил в ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта на 34 % выше, чем в ДТП с участием легковых автомобилей. При этом пострадавшие в этих авариях не только водители, а в большей степени пассажиры или 35 %, ДТП и пострадавших — порядка 50 %.
Экспертами безопасности дорожного движения выявлены две основные причины возникновения ДТП: человеческий фактор и техническое состояние транспортных средств. Что касается человеческого фактора, то этот термин включает в себя несколько важных составляющих, таких как физическое и моральное состояние водителя, его квалификация, восприятие им складывающейся ситуации на дороге.
Навыки, полученные водителем в автошколе, неустойчивы и очень легко теряются, отмечают эксперты. На недавней конференции «Безопасное вождение — 2016» в Москве председатель НП «Гильдия автошкол России» Сергей Лобарев говорил о том, что в образовательной сфере необходимо повысить уровень воспитательной работы. И она должна быть комплексной, только такой подход изменит ситуацию к лучшему.
Главная задача программы «Защитное вождение» — развитие у водителя умений и навыков, используя которые он существенно сокращает шансы попадания в аварийные ситуации
В том, что качественное образование в автошколах необходимо, вряд ли кто сомневается. Да и внимание к подготовке водителей сегодня, без преувеличения, повышенное. Подтверждение тому — недавно проведенные в этой сфере реформы (подробнее о реформе автошкол см. «Автопарк» № 5, 2016). И хотя некоторые нововведения нуждаются в доводке, направление выбрано правильное, и отдача от проведенной работы в ближайшей перспективе обязательно даст о себе знать.
Теперь о нюансах. В подобных программах вроде бы учитывается многое, но почему-то забыт целый пласт проблем, связанных с психологией, или проще — с возможностью индивидуума, находящегося за рулем, предотвратить возникновение аварийной ситуации или хотя бы свести к минимуму ее последствия, считает Дмитрий Будаквенко, директор ООО «Про-Безопасность».
Вот свежая новость: в конце ноября правительство внесло в Госдуму законопроект о штрафах за опасное вождение. Ранее вступила в силу новая редакция ПДД, которая, в частности, запрещает опасное вождение. Борьба с высокой аварийностью в РФ ведется на федеральном уровне — это факт. Однако эксперты считают подобные инициативы государства недостаточными. Менять надо отношение человека к опасности, а это проблема, которую никакими законами, правилами и прочими подобными документами не решишь.
«Одной из главных задач в нашем понимании сегодня становится развитие у водителя умений и навыков, используя которые он существенно сокращает шансы попадания в аварийные ситуации, — говорит Дмитрий Будаквенко. — Идеал безопасного водителя, сформированный педагогами и тренерами школы, — это водитель, применяющий принципы и методы защитного вождения, при котором независимо от действий других участников дорожного движения, а также при любых обстоятельствах он не допускает ДТП».
Применяя контраварийную подготовку в опасной ситуации, водитель не всегда сознает, что его шансы выйти сухим из воды не больше пятидесяти из ста
Здесь, кстати, стоит отметить, что «не допускает» и «не попадает» для преподавателей и тренеров школы понятия несовместимые. На последнее рассчитывает тот водитель, который уповает на везение. Не допустить аварии — это значит расчетливо и правильно действовать. В этом принципиальная разница.
Обучение защитному вождению строится на адекватной оценке опасности, прогнозировании развития ситуации и, соответственно, своевременном, упреждающем опасность реагировании. Этим, кстати, защитное вождение отличается от контраварий-ного (экстремального). Применяя контраварийную подготовку в опасной ситуации, водитель не всегда сознает, что его шансы выйти сухим из воды не больше пятидесяти из ста.
Ежегодно в учебном центре «ПроБезопасность», имеющем девять филиалов в России, проходят переподготовку более 10 тыс. водителей-профессионалов. «Перевозчики за последнее время очень изменились в своих ожиданиях и требованиях, — говорит Владимир Ким, директор по развитию АНО «РАУЦ», группы компаний «Про-Безопасность». — Появился целый пласт клиентов, которые знают, что хотят, и оценивают переобучение как очень полезную вещь. По результатам обучения водителей крупные компании отмечают снижение количества ДТП (примерно на 30 %), уменьшение эксплуатационных затрат на транспорт (до 17 %), уменьшение количества штрафов (на 25–28 %)».
С мнением, что транспортные компании все чаще стали формировать корпоративный идеал безопасного водителя, согласны в учебном центре «ИБФ-Безопасность» компании IBF-Motors. Учебная организация отмечает рост спроса на тренинги по защитному вождению. «Основная цель нашего центра — снижение рисков при вождении служебных автомобилей водителями и сотрудниками компаний наших клиентов. Привить обучаемым водителям навыки и стиль управления автомобилем, при котором, независимо от действий других участников дорожного движения, погодных условий и прочих факторов, риски ДТП будут минимизированы», — сообщил представитель IBF-Motors. На пользу дела идет и участие в процессах, направленных на снижение ДТП, общественных организаций и отдельных граждан. Например, осенью прошлого года ГУП МО «Мострансавто» запустило сервис «Стикер ПДД». На задних стеклах всех автобусов разместили стикеры с информацией, куда можно сообщить о нарушениях ПДД водителем. «С помощью этого сервиса участники дорожного движения могут контролировать дисциплину водителей и таким образом помогать предприятию улучшать качество обслуживания пассажиров», — отмечают в пресс-службе компании «Мострансавто». Также в прошлом году во всех автобусных парках ГУП «Мосгортранс» стартовал проект контроля работы водителей на городских маршрутах. На автобусах размещают специальные наклейки с номером горячей линии «ДТП — нет!». И за то небольшое время, что он существует, уже появились положительные результаты.
Источник: