На российский рынок выходит телематическая система WABCO TRAXEE для малых парков, занятых на региональных и международных перевозках. Особенность решения от глобальной технологической компании в низких начальных вложениях, простоте монтажа и удобстве в эксплуатации.
Мониторинг автотранспорта — часть большого явления, именуемого Big Data. После вовлечения в «большие данные» телекома, ритейла и здравоохранения настает очередь транспортной отрасли, которой технологии Big Data позволят оптимизировать эксплуатацию и расходы.
Сегодня на рынке действуют операторы услуг по мониторингу, такие как СКАУТ, «ТехноКом», «ГалилеоСкай» и ряд других, специализирующихся на разработке и производстве оборудования и программного обеспечения для мониторинга, аккумулировании данных своих клиентов, их обработке и предоставлении клиентам результатов анализа. Это рынок еще в начале своего развития, и ожидается его активный рост в ближайшие годы — клиенты уже готовы принять систему мониторинга, если она уменьшит стоимость владения автопарком.
Компания WABCO стремится занять место на растущем рынке, предлагая собственные продукты. Система TRAXEE позиционируется как сервис для небольших парков численностью около 20 средне- и крупнотоннажных автомобилей, в которых ценят простоту сервиса и минимум усилий на поддержание своей системы в работоспособном и актуальном состоянии. TRAXEE выведена на европейский рынок в июне 2018 года, где получила хорошие отзывы, и менее чем через год в WABCO решили предложить ее российским перевозчикам, причем как есть, без модификаций.
Чтобы работать с TRAXEE, клиент подключается к облаку через любой распространенный браузер на своем смартфоне, планшете или ПК.
TRAXEE даст возможность контролировать местонахождение автомобиля, планировать маршрут, контролировать, кто находится за рулем, обмениваться сообщениями внутри сети, выгружать и архивировать данные тахографа, создавать отчеты. В общем, TRAXEE — это инструмент для управления парком — водителями и автомобилями — со средствами контроля и связи.
Смонтированная на автомобиле аппаратная часть собирает и выгружает данные в облако, к которому клиент может подключиться с мобильного или настольного устройства — смартфона, планшета или компьютера — через веб-браузер. Пользовательский интерфейс сервиса — это web-приложение, никакого дополнительного программного обеспечения устанавливать на устройство не нужно, что также является преимуществом и удобством сервиса.
Первый год использования TRAXEE обойдется клиенту приблизительно в 170 евро за оборудование (цена ориентировочная, т. к. продукция реализуется через сеть официальных дистрибьюторов WABCO) плюс готовая подписка стоимостью 80 евро. Начиная со второго года подписка стоит 240 евро за один автомобиль и включает доступ к сервису в течение года, неограниченное количество пользователей и архивное хранение данных. В подписку включены удаленное обновление встроенного ПО и доступ к службе оперативной поддержки WABCO. 240 евро за один автомобиль — сумма приличная, но она не покажется чрезмерной на фоне штрафа за нарушение режима труда и отдыха водителя, который система поможет предупредить.
Под оборудованием подразумевается модуль, который устанавливается на автомобиль и может подключаться к тахографу, CAN-шине или к разъему FMS. Идеальный вариант — подключение к разъему FMS, в этом случае TRAXEE получает доступ ко всему объему данных, генерируемых автомобилем: оборотам двигателя, скорости автомобиля, включению-выключению сцепления и тормозов, нажатию на педаль акселератора, температуре охлаждающей жидкости, круиз-контролю, данным тахографа и т. д. FMS — Fleet Management System Interface представляет собой стандартизированный интерфейс, разработанный и поддерживаемый с 2002 года рядом европейских производителей, который делает возможным разработку независимых телематических приложений.
Модуль, устанавливаемый в автомобиль, подключается к тахографу, шине CAN или разъему FMS.
Если автомобиль не оснащен разъемом FMS, то модуль TRAXEE подключают к шине CAN. Из шины CAN модуль может брать всю доступную информацию, включая данные со штатного датчика скорости автомобиля, которые позволяют судить об ускорениях и торможениях.
Следующее подключение — к тахографу, для чего в комплекте предусмотрен кабель с соответствующим разъемом. Модуль TRAXEE совместим со всеми тахографами начиная с версии 2.0А и с рядом цифровых тахографов версии 1.2 и выше.
При подключении к тахографу можно удаленно отслеживать, кто из водителей за рулем, контролировать режим труда и отдыха экипажа, а подключившись к FMS-интерфейсу, получать весь спектр так называемых ЭКО-данных, на основании которых можно проводить углубленный анализ навыков конкретного водителя с целью сокращения расхода топлива и затрат на техобслуживание. При вычислении результатов оценки применяется произвольный выбор периода и водителей. Для анализа отбираются данные по 7 параметрам: холостой ход, высокие обороты двигателя, превышение скорости, движение по инерции, резкое торможение, использование круиз-контроля, средний расход топлива. По этим данным TRAXEE выводит общую оценку водителя, среднюю по автопарку и может их сравнивать. Также могут собираться дополнительные данные: протяженность рейса, средняя нагрузка на ось, средняя скорость и т. д.
Комплект, включающий модуль и интерфейсные кабели, прост в установке на автомобиль, и эту процедуру может легко выполнить водитель. В помощь ему составлено руководство по установке на многие модели автомобилей. Впрочем, если клиент не хочет брать на себя риски, он может обратиться на авторизованную сервисную станцию WABCO (в связи с этим компания намерена расширять партнерскую сеть в России).
Все полученные данные модуль передает в облако WABCO, которое будет создано в дата-центре здесь, в России, по каналу мобильной связи GPRS. Для этого модуль оснащен устройством связи с безроуминговой сим-картой, действующей на территории Европы, России и ряда сопредельных стран. Так как модуль представляет собой устройство связи с трекером ГЛОНАСС/GPS, то WABCO получила все требуемые на территории РФ сертификаты.
TRAXEE использует картографический сервис Google Maps с расширением для грузовых автомобилей, где отмечены параметры мостов, путепроводов, тоннелей, проездов, чтобы строить маршрут с учетом габаритов и полной массы автопоезда. Кроме того, в картах можно внести стоимость 1 км пути для конкретного автомобиля и построить самый короткий либо самый быстрый маршрут — варианты предложит сама TRAXEE. Российские карты для грузовых автомобилей отстают от европейских, но Google старается восполнить пробелы. Если все-таки возникнет потребность в альтернативном картографическом сервисе, коллеги в головном офисе WABCO открыты к взаимодействию.
TRAXEE: весь автопарк на экране монитора.
Таким образом, особенность решения от мировой технологической компании — в низких начальных вложениях, простоте монтажа и удобстве в эксплуатации. Сама система TRAXEE представляет собой первый шаг на пути к полному контролю над автопарком с помощью «больших данных», а по мере роста парка и требований к системе мониторинга клиент может перейти на следующий уровень — решения от компании Transics (принадлежит компании WABCO и специализируется на комплексных решениях «под ключ» для крупных парков).
Источник: