Прошедшая в Москве выставка «Здравоохранение — 2016» традиционно включала раздел медицинского автотранспорта. В русле нынешнего тренда на импортозамещение в ЦВК «Экспоцентр» демонстрировалась преимущественно техника российского производства
В стране продолжается реализация программы обновления парка машин скорой и неотложной помощи. В 2016 году, согласно данным Минпромторга, на закупку медицинских автомобилей регионам выделено более 3 млрд руб. бюджетных средств. И хотя по количеству представленных специальных транспортных средств выставка «Здравоохранение — 2016» (считающаяся в медицинской отрасли официальной деловой площадкой для подведения итогов года) не била рекорды, без громких премьер не обошлось.
Судя по экспозиции, компании-кузовостроители все больше используют базовые шасси, произведенные на территории России. Особо стоит отметить расширение спектра специальных мобильных решений для регионов с суровым климатом.
Главная премьера года — автомобиль скорой медицинской помощи (АСМП) на базе грузового шасси повышенной проходимости.
Полноприводная «скорая» на шасси КАМАЗ-43502 предназначена для эксплуатации в особо сложных условиях
Полноприводная «скорая» предназначена для эксплуатации в особо сложных природно-климатических условиях и на пересеченной местности. Решение реализовано компанией «ДжиСиМед» (Москва). Установленный на шасси грузовика КАМАЗ-43502 специальный фургон изготовлен по бескаркасной технологии из сэндвич-панелей. Внутри фургона устроено два отсека — для первичного приема и для интенсивной терапии. Салон АСМП оснащен системами освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования и комплектом медоборудования.
Внутри фургона два медицинских отсека
Для подъема пациентов с поверхности земли на высоту пола салона используется гидроборт. Широкий проем задней двухстворчатой двери позволяет свободно перемещаться персоналу и транспортировать пациента на тележке-каталке. Применение в базовом шасси задней пневматической подвески улучшает плавность хода автомобиля. По информации пресс-службы ПАО «КАМАЗ», испытания «скорой» повышенной проходимости пройдут в самом северном городском округе Колымы — именно в тех условиях, для которых автомобиль был разработан. В случае положительной оценки приемной комиссии специальная модель АСМП для Крайнего Севера будет запущена в серийное производство.
Для подъема пациентов с поверхности земли на высоту салона используется гидроборт
Немало новинок было представлено и в обычном для машин скорой и неотложной медицинской помощи формате — на базе легких коммерческих автомобилей. ПКФ «Луидор», подтверждая актуальность лозунга «Сделано в России для российских медиков», показала АСМП, переделанные из фургонов Mercedes-Benz Sprinter Classic и Volkswagen Transporter (впервые российской сборки), а также автомобиль медицинской службы на базе Lada Largus.
Автомобиль «медслужба» на базе Lada Largus
Рассказывая о представленных новинках подробнее, стоит в первую очередь отметить АСМП класса «В» на базе Sprinter Classiс. Его изюминкой стала боковая распашная дверь медицинского салона. По мнению конструкторов, это новшество позволит сделать более удобным вход и выход из медицинского салона, а также исключит заедание механизмов входной группы, которое может происходить при установке сдвижной двери.
АСМП MB Sprinter Classiс предлагается с боковой распашной дверью салона
Что касается нового АСМП на базе Volkswagen Transporter, то основой для него послужила продукция калужского завода Volkswagen Group. В сравнительно небольшом салоне разместились спецкресло, рундук, приемное устройство с носилками, а также шкафы для медпрепаратов.
АСМП на базе VW Transporter российской сборки
Активным участником госпрограммы поставок медицинской автотехники является «Группа ГАЗ». За прошлый год компания передала лечебным учреждениям в регионах около тысячи специальных автомобилей на базе «ГАЗель БИЗНЕС» и «ГАЗель NEXT». Особо перспективными считаются модели, построенные на базе цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT».
АСМП на базе «ГАЗель NEXT» в версии «короткий фургон»
Напомним, изначально такие фургоны предлагались только в удлиненной модификации — с колесной базой 3745 мм и общей длиной 6207 мм. В августе 2016 года на конвейер встала версия «короткий фургон» со стандартной колесной базой (3145 мм). Именно такое исполнение послужило основой для постройки нового АСМП класса «С», который впервые был представлен широкой публике на выставке. После «купирования» фургона его полезный уменьшился на 2 м2 — до 11,5 м2. Тем не менее в медицинском салоне нашлось место для всего необходимого для оказания интенсивной терапии, мониторинга и транспортировки пациентов, нуждающихся в экстренной врачебной помощи: отсек для медицинских газов, рукомойник с электронасосом, постамент для носилок, три поворотных сиденья, большое количество шкафов и креплений для медицинского оборудования. Автомобиль оснащен дизелем Cummins ISF2.8 мощностью 149 л. с., имеет независимую переднюю подвеску и реечное рулевое управление.
В медицинском салоне площадью 11,5 м2 имеется все необходимое для оказания интенсивной терапии
НПО «САДР» представило новый вариант реанимобиля на шасси обновленного Ford Transit. Надстройка АСМП класса «С» изготовлена по каркасно-панельной технологии. Машина предназначена для экстренной транспортировки тяжелобольных или пострадавших, оказания неотложной медицинской помощи и непрерывного мониторинга состояния пациента.
Реанимобиль производства НПО «САДР» на базе Ford Transit. Медицинская надстройка изготовлена по перспективной каркасно-панельной технологии
Каковы преимущества каркасного автомобиля по сравнению с типовым вариантом на базе цельнометаллического фургона? Прежде всего, это просторность салона. Здесь можно эргономично разместить специальное медицинское оборудование; также становится возможным перемещение по салону носилок, чем обеспечивается беспрепятственный доступ врачей к пациенту. В случае крайней необходимости на борт можно принять еще одни носилки.
Приближение к населению специализированных видов медицинской помощи должно идти по пути развития ее выездных форм, считают специалисты в области здравоохранения. А значит, потребность в специальных видах подвижного состава для этих целей будет только расти. На рынке есть множество соответствующих предложений. НПО «Автомедкомплекс» представило в Москве передвижной медицинский комплекс ВМК-М304412-09 на базе автобуса ПАЗ-320412 «Вектор». Это полностью автономный передвижной медицинский кабинет, в котором можно проводить выездные медосмотры и консультации на предприятиях, в организациях и, что особенно важно, в отдаленных местах сельской местности. На борту имеется флюорограф, гематологический и биохимический анализаторы крови, аппарат УЗИ, электрокардиограф, набор офтальмолога, аудиометр, спирометр и другое оборудование.
Специалистов, занимающихся проведением лечебно-профилактических мероприятий вне стен стационарных медицинских учреждений, наверняка заинтересует мобильный рентгенодиагностический кабинет, представленный компанией «АктюбРентген». Модуль построен на базе двухосного прицепа. Внутри фургона размещены малодозовый флюорограф «ФЦM-Альфа» и компьютер с соответствующим программным обеспечением. Использование цифровой аппаратуры позволяет не только значительно ускорить обследование, но и значительно сэкономить на расходных материалах. Прицеп может транспортироваться любым автомобилем, имеющим полную массу более 3,5 тонны и оборудованным сцепным устройством.
Источник: