На западе грузовым автомобилем на метане сложно кого-то удивить. Там, где перевозчики вынуждены считать каждый евроцент, такие автомобили не редкость, но только не у нас. Впрочем, ситуация меняется в лучшую сторону
В России, где около 49 млн автомобилей, газомоторное топливо (ГМТ) потребляют всего 111 тыс. шт. На ГМТ приходится 2,6% рынка моторных топлив: пропан-бутан (2,1 %) и КПГ (0,5 %). Однако считается, что КПГ (он же метан) в качестве энергоресурса лучше, чем пропан-бутан, который пока еще более распространен на рынке. Метан не токсичен, менее взрывоопасен (поскольку легче воздуха и при утечке быстро улетучивается), более экологичен, к тому же поставляемый по трубопроводу природный газ невозможно разбавить и добавить примеси. Важно и то, что метан дешевле: средняя цена по стране — 12,3 р. за кубометр, в то время как пропан-бутан стоит примерно 16 р. за литр, при этом расход последнего на 20% выше.
С момента принятия постановления правительства о развитии в России рынка газомоторного топлива прошло около двух лет, и за это время наметились определенные подвижки в расширении соответствующей инфраструктуры: в регионах идет строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), выделяются земельные участки. Еще более активными оказались автомобилестроители. Отечественный автопром, отвечая требованиям времени, наращивает серийное производство газовых версий коммерческого транспорта, есть соответствующие предложения и у импортеров. Примечательно, что наряду с общественным транспортом и дорожно-коммунальной техникой растет сегмент тяжелых магистральных грузовиков, использующих природный газ. Впрочем, это неудивительно, достаточно прикинуть эксплуатационные расходы дальних автоперевозок.
ВСЕ СЕРИЙНОЕ
Крупнейшую программу разработки и выпуска автомобилей на газомоторном топливе реализует КамАЗ. На сегодняшний день Камский автогигант является единственным российским автопроизводителем, разработавшим собственный газовый двигатель (сейчас аналогичным путем идет ярославский «Автодизель»). В 2014 году КамАЗ выпустил и продал около 1000 газовых автомобилей, в текущем году компания планирует увеличить этот показатель. Газовая версия грузовика примерно на 20 % дороже стандартной, но на серийную газовую машину действует полная заводская гарантия.
Volvo FH13 c газовой аппаратурой английской фирмы Clean Air Power
В сегменте магистральных тягачей компания предлагает сразу три серийных модели. Седельный тягач КамАЗ-65116-30 с колесной формулой 6х4 предназначен для работы в составе автопоездов с полуприцепами полной массой 38 500 кг (нагрузка на седельно-сцепное устройство 15 т), выполняющих технологические перевозки длинномерных грузов, строительных материалов, пищевых жидкостей между предприятиями, расположенными в крупных городах. Машина оснащена 11,7-литровым газовым двигателем КамАЗ 820.62.260 (260 л. с., Евро-4) и 10-ступенчатой механической коробкой передач (мод. 154). Топливная система автомобиля включает 13 композитных баллонов объемом 80 литров каждый: 9 баллонов расположены вертикально за кабиной, 4 — горизонтально слева на раме. Общий объем баллонов составляет 1040 литров и вмещает 208 м3 сжатого природного газа при давлении 200 атм.
Седельный тягач Scania P340 LA 4х2 HNA CNG доступен в России
Седельный тягач КамАЗ- 65116-32(6х4) предназначен для работы в сцепке с полуприцепами полной массой 38 800 кг. Он отличается более мощным газовым двигателем КамАЗ-820.62.300 (300 л. с., Евро-4), который работает в паре с 9-ступенчатой коробкой передач ZF 9S1310ТO.
Особый интерес представляет тягач КамАЗ-65116 на КПГ/СПГ, который способен работать как на компримированном (КПГ), так и на сжиженном (СПГ) природном газе. За кабиной вертикально расположены баллоны с компримированным метаном, а на раме — криобак для сжиженного газа. Метан в криобаке находится при температуре –168 о С. Объем бака составляет 450 литров, или 240 м3 газа, что достаточно для пробега на расстояние до 600 км. Общий пробег с использованием двух баков автомобиля достигает 1050 км. Применение сжиженного природного газа вызвано тем, что он вдвое более эффективен по объему хранения, чем сжатый. К слову, идея не нова. Вспомним мелкосерийную модификацию среднетоннажного ЗИЛ-138П с тремя криогенными баллонами для работы на сжиженном природном газе и бензине.
СПРОС ПРИДЕТ
Перспективы российского рынка оценивают и европейские импортеры. Компания Iveco готова предложить перевозчикам новую модификацию грузовика Stralis, укомплектованную газовым силовым агрегатом стандарта Евро-6. Iveco Stralis Natural Power предлагается в трех вариантах исполнения: 2- и 3-осное шасси и 2-осный седельный тягач. Сборка новинки осуществляется на тех же мощностях, что и дизельного варианта модели, — на предприятии в Мадриде. Машина укомплектована двигателем Cursor 8 с диапазоном мощностей 270– 330 л. с. В комплекте с двигателем работает 16-ступенчатая механическая трансмиссия ZF или автоматическая 6-ступенчатая Allison. Емкость газовых баллонов машины составляет от 400 до 1300 литров.
EcoGas — новый топливный бренд, разработанный компанией «Газпром газомоторное топливо
Отметим, что Iveco один из лидеров рынка коммерческих моделей, оснащенных газовыми двигателями. В продуктовой линейке производителя имеются легкие, средние, тяжелые грузовики и автобусы, работающие на КПГ. В данный момент Iveco уже продала 12 тыс. подобных модификаций, из которых в 2014 году — 2000 машин.
Такие экологически чистые грузовики Scania используются для транспортировки продуктов в крупнейшей сети быстрого питания
Хорошие новости есть и у скандинавских производителей грузовиков. В начале 2015 года Scania сертифицировала в России три модели тяжелых грузовиков на метане. Грузовики Scania Р260 6х2/4 и Scania Р340 6х2/4 представляют собой рефрижераторные фургоны с трехосными шасси, которые оснащены газовыми двигателями ОС 09 G101 и OC 09 G 102 (Евро-6, 280 и 340 л. с. соответственно). Газовый двигатель конвертирован из дизельного и работает по циклу Отто. Это 9-литровый, 5-цилиндровый рядный мотор с турбиной и интеркулером. Его отличают распределенный впрыск, индивидуальные катушки зажигания и дроссельная заслонка на впуске. Сервисный интервал для смены масла, свечей и фильтров — 45 000 км. Имеющиеся на борту 8 стальных баллонов общей вместимостью 824 литра обеспечивают запас хода до 490 км.
Версия Iveco Stralis CNG с газовым двигателем Cursor 8 natural Power
Кроме этого Scania предлагает в России седельный тягач Scania P340 LA 4х2 HNA CNG. Машина с 340-сильным газовым двигателем обладает собственным весом 7800 кг и нагрузкой на седельно- сцепное устройство 10,5 т. Газовые грузовики Scania P340 имеют немало полезного оборудования, облегчающего труд водителя и снижающего расходы владельца. Например, 6-ступенчатая автоматическая коробка передач GA 766R (Allison MD 3200) с двумя программами вождения существенно упрощает управление грузовиком и позволяет экономить топливо. В компании утверждают, что эти машины отличаются от имеющихся на российском рынке аналогов самым низким воздействием на окружающую среду.
Особенностью седельного тягача КамАЗ-65116 на КПГ/СПГ является наличие криобака для сжиженного метана
В опытной эксплуатации в России находится еще одна интересная модель экологически чистого тягача скандинавского производства. Речь идет о новом седельном тягаче Volvo FH13, двигатель которого работает по газодизельной технологии. Состав топливной смеси в 13-литровом 460-сильном моторе пропорционален: примерно 75 % метана и 25 % дизельного топлива (используется в качестве запальной дозы), однако соотношение может меняться в зависимости от типа перевозок и метода эксплуатации автомобиля.
Таким образом, производители подвижного состава, работающего на метане, помогают перевозчикам уже сегодня воспользоваться государственной поддержкой, направленной на стимулирование спроса на газовую автомобильную технику. Они же дают возможность сформировать парк экономичного и качественного автотранспорта с высокой остаточной стоимостью на вторичном рынке.
ДЕНИС КОРНИЕНКО, ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО КОММЕРЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ООО «ГАЗПРОМ ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО»
На сегодняшний день в структуре моторного топлива доля бензина составляет 50 %, доля дизтоплива — примерно 47 %, еще 2,1 % приходится на пропан-бутан и всего 0,5 % на КПГ. При этом на газомоторном топливе в стране эксплуатируется порядка 111 тыс. автомобилей, что составляет всего 0,2 % от всего парка России. Это совсем немного, и наш целевой ориентир — это 5 % по замещению традиционного моторного топлива метаном, в численном выражении — порядка 10 млрд м3 ежегодно.
Главная задача компании «Газпром газомоторное топливо» — реализация природного газа на автозаправках. Потребителю нужна техника, которая будет работать на этом топливе. Поэтому мы активно работаем с автопроизводителями — подсказываем, какие модели требуются потребителю, какова специфика этих машин. Нашими партнерами являются 26 российских и зарубежных автопроизводителей, с которыми мы обмениваемся информацией, проводим совместные акции, организуем тест-драйвы.
Сегодня мы видим, что автомобильная техника, работающая на природном газе, выпускается как российскими, так и зарубежными предприятиями, т.е. практически в полном объеме производство этой техники налажено. Например, у КамАЗа любой выпускаемый грузовик или автобус можно заказать в газовом исполнении.
Другой важнейший вопрос — развитие заправочной сети. Сейчас в России 268 действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Конечно, этого мало. Для примера, в Германии порядка 950 АГНКС, хотя ее территорию не сравнить с нашей. Прирост количества АГНКС обеспечивается двумя путями. Первый путь — строим собственную заправочную сеть. Второй — работаем с частными инвесторами по программе франчайзинга, а также по программе строительства частными инвесторами газозаправочных объектов с последующим их приобретением нашей компанией. Нами выделено 10 приоритетных регионов с самыми высокими объемами автотранспортных потоков, среди них: Москва, Санкт-Петербург, Ставрополье, Краснодарский край, регионы Урала и Поволжья. В этих регионах газозаправочная сеть будет развиваться наиболее активно.
В рамках заключенных с Субъектами РФ соглашений о сотрудничестве определяются оптимальное местоположение объектов газозаправочной инфраструктуры и их технические характеристики, ведется разработка мероприятий для региональных программ повышения энергоэффективности, осуществляется планирование закупки газобаллонного транспорта. Таким образом, процесс строительства газозаправочной сети синхронизирован с переводом муниципальных автопарков на природный газ.
Источник: