В России начались продажи крупногабаритных шин Michelin X TRA Defend для шарнирно-сочлененных самосвалов. Сфера применения нового продукта, отличающегося повышенной стойкостью к агрессивным воздействиям, — строительные и горнодобывающие компании. Настоящую защиту по-французски мы изучали в Челябинской области, на головном предприятии группы «Магнезит», крупнейшего производителя промышленных огнеупоров
Знаменитый Карагайский карьер близ города Сатка ведет историю с 1900 года. Именно здесь впервые в России началась разработка месторождения магнезита, главного минерала, используемого при производстве огнеупорной продукции. Промышленный объект глубиной 360 м, длиной 1500 м и шириной 1200 м поражает своим масштабом. За время эксплуатации из его контура добыто 118,4 млн тонн магнезита, переработано 188,1 м3 «вскрыши». Сегодня здесь, как и прежде, бурлит жизнь: ведутся горные и вскрышные работы, добываются полезные ископаемые. В извлечении магнезита из земных недр задействовано четыре экскаватора, три буровых станка и два бульдозера.
Для перевозки горной массы используются 55-тонные карьерные самосвалы Caterpillar и 39-тонные шарнирно-сочлененные машины Volvo A40F. О последних сегодня и пойдет наш разговор. 400-сильный турбодизель, 9-ступенчатая автоматическая трансмиссия, три ведущих моста и четыре блокировки с кулачковой муфтой — все это дает желтым землевозам (так в карьере называют шарнирно-сочлененные самосвалы) потрясающую проходимость. Именно на полноприводные трехосники приходится основная работа в межсезонье, говорят представители «Магнезита». Впрочем, как мы видим, и летом этим машинам хватает работы. Загрузка породы в забое, выезд на поверхность, затем несколько километров по технологической дороге, выгрузка, а потом назад тем же маршрутом. Техника в работе круглые сутки, операторы — по 12 часов. Остановки — только в межсменные интервалы и для планового техобслуживания с интервалом 500 моточасов.
Плечо перевозки горной породы — до 10 км
Нештатных ситуаций в местном управлении механизации стараются избегать, ведь каждая минута простоя тут же сказывается на рабочем процессе всего предприятия. А значит, требуется особый подход и бескомпромиссно эффективные технологии. Разумеется, это касается и шинного хозяйства, занимающего одну из ключевых статей операционных расходов у всех транспортников.
Давление в крупногабаритных шинах — всего 4,6 бара, поэтому большое внимание конструкторы уделяют конструкции боковин
Неудивительно, что именно челябинские горняки первыми в нашей стране проявили интерес к новым крупногабаритным шинам Michelin X TRA De fend. Что же в них особенного по сравнению с моделью-предшественницей Michelin X-Super Terrain, получившей хорошие отзывы в «Магнезите»? Во-первых, увеличенная на 8 % (до 65 мм) начальная глубина протектора Е4. Развитые блоки беговой дорожки не только обеспечивают прочный контакт с любой поверхностью (машина не буксует даже на глине), но и выталкивают застрявшие в канавках куски породы.
Группа компаний «Магнезит» стала первым в России покупателем шин Michelin X TRA Defend
Во-вторых, в зоне протектора стало больше резины. Благодаря этому нововведению ходимость протектора выросла на 15 %.
В-третьих, для шин Michelin X TRA Defend разработан другой каркас — в нем на четверть больше металла, а боковины стали толще на 15 %. Стойкость к порезам и проколам у такого колеса стала значительно выше: по результатам испытаний шина способна выдержать наезд на металлический штырь длиной до 172 мм.
Потенциал шин зависит от корректного монтажа
Наконец, в-четвертых, новая шина отличается более высоким показателем ТКВЧ (тонно-километр в час) — именно он является главным критерием при выборе подобной обувки. Для справки: ТКВЧ представляет собой функцию нагрузки и преодоленного за один час расстояния при температуре окружающей среды 38 °С.
Увеличенная до 65 мм глубина протектора повышает ресурс
У шины Michelin X TRA Defend размерностью 29.5R25, которая рассчитана на 40-тонные самосвалы, показатель ТКВЧ равен 246. У исполнения для 30-тонников (размерность 23.5R25) — 192 TKBЧ.
Стоимость самой дорогой покрышки новой модели достигает 500 тыс. руб. Интересно, каков будет ее ресурс? «Подобная шина в зависимости от конкретных транспортных задач может эксплуатироваться до 16 тыс. моточасов, — рассказывает Юрий Антипов, коммерческий директор подразделения крупногабаритных шин компании «Мишлен» в России. — Впрочем, срок службы шины зависит от многих факторов, в том числе от условий эксплуатации — нагрузки, скорости, состояния дорог. Комбинация этих факторов индивидуальна для каждого предприятия, поэтому невозможно заранее точно определить срок службы шины».
Сочлененные Volvo A40F более приспособлены к бездорожью, чем жесткорамные самосвалы
Потенциал шин зависит и от корректного монтажа. Этот процесс достоин отдельного описания. Размеры, вес, жесткость — вот с чем приходится сталкиваться при работе с крупногабаритной шиной.
Сначала 600-килограмовую покрышку с помощью погрузчика водружают на диск, предварительно смазав борта специальным составом. Затем при помощи специального приспособления (струбцина Schrader) запрессовывают внешнее стопорное кольцо. Далее — подача воздуха. В финале накачанное колесо монтируется на ступицу. Остается только затянуть 18 гаек и откорректировать давление.
Юрий Антипов: «Срок службы шины зависит от условий эксплуатации — нагрузки, скорости, состояния дорог — комбинация этих факторов индивидуальна для каждого предприятия»
Давление в крупногабаритных шинах — всего 4,6 бара. Выше не требуется. Особенность шарнирно-сочлененных самосвалов — отсутствие упругих элементов в задней подвеске. В данном случае вся амортизация происходит за счет шин. Невысокое давление и специальная конструкция боковин обеспечивают шинам Michelin X TRA Defend хорошие амортизирующие свойства. Но недокачивать шины нельзя — это может привести к резкому росту температуры внутри шины и необратимому разрушению элементов каркаса.
Следить за шинным хозяйством эксплуатационнику помогают специалисты компании «Мишлен». Представители регионального дилера приезжают на предприятие 3–4 раза в год. Контролируют условия работы техники, замеряют давление и износ протектора, дают советы, как улучшить ходимость. В свою очередь, данными по эксплуатации шин, в том числе в российских условиях, интересуются инженеры технологического центра Michelin в Ладу и горнодобывающего исследовательского центра в Альмерии (Италия). Эта информация берется за основу при разработке продуктов будущего, позволяющих одерживать новые победы над временем, тоннами и километрами.
А выносливые карьерные шины в компании «Магнезит» будут востребованы еще долго. Только в Челябинской области суммарные запасы магнезита составляют на сегодняшний день более 150 млн тонн.
Источник: