Сфера автотранспортных услуг занимает в экономике нашей страны стратегически важное место. Московский саммит по коммерческому транспорту, на котором обсуждались ключевые отраслевые инновации, стал ярким тому подтверждением
Впервые саммит по коммерческому транспорту стал частью деловой программы выставки COMTRANS, проводимой раз в два года под патронатом OICA. Организатором мероприятия выступила компания ITEMF Expo совместно c Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ).
Выступая с приветственным словом, председатель правления совета Объединения автопроизводителей России и гендиректор «КАМАЗ» Сергей Когогин отметил, что коммерческий транспорт занимает в нашей жизни стратегически важное место. При этом ключевое значение приобретают вопросы технологии и комфортности перевозок. «Рынок будет отзываться новыми требованиями. Наша страна ни в коем случае не должна отставать в техническом развитии наших продуктов», — сказал Сергей Когогин.
Далее к многочисленной аудитории саммита обратились генеральный директор АЕБ Франк Шауфф и вице-президент Messe Frankfurt Exhibition GmbH Михаэль Йоханнес. Спикеры оценили мероприятие как «удачную платформу для дискуссий власти и бизнеса».
В первый день Московского саммита, «День грузового транспорта», обсуждались вопросы о текущей и стратегической государственной политике в отношении коммерческого транспорта, а также об инновациях в этой сфере.
Сергей Когогин, председатель ОАР и гендиректор «КАМАЗ»
Деловая часть мероприятия началась с аналитической дискуссии: три самых известных аналитика поделились прогнозами развития рынка на ближайшие два года. Сергей Целиков, генеральный директор АА «Автостат», в своей презентации разбил рынок на три сегмента и отметил, что по всем сегментам в 2017 году фиксируется положительная динамика. В сегменте легкого коммерческого транспорта к концу года ожидается рост порядка 12 %, до объема 104 тыс. авто. В среднетоннажниках динамика похожая — плюс 8 %. Ускоренную динамику демонстрирует сегмент тяжелых грузовиков: по итогам 2017 года будет продано 52 тыс. авто (рост 43 %). К 2019 году продажи должны составить 245 тыс. автомобилей суммарно для трех сегментов. Однако, несмотря на интенсивную динамику, рынок не достигнет докризисного уровня, отметил Целиков.
Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, посвятила свою презентацию рынку грузовиков массой свыше 6 т. Основываясь на макроэкономических факторах, аналитик спрогнозировала объем рынка в 69,35 тыс. ед. на текущий и 83,82 тыс. ед. на следующий год (базовый сценарий). Что касается 2019 года, то темп роста замедлится, объем продаж составит около 93 тыс. машин. При этом на рынке ожидается снижение доли бюджетного сегмента и рост премиального, к которому эксперт относит европейскую технику.
Борис Паньков, эксперт
Третий участник дискуссии — Ашот Арутюнян, директор по маркетингу и рекламе «КАМАЗ» — сравнил нынешний кризис по динамике выхода с 2009 годом, когда умеренный рост сменился сильным. Эксперт представил прогноз по грузовикам полной массой 14–40 т. «Текущие данные показывают, что рынок растет гораздо быстрее. Как следует из последних корректировок, рынок в 2017 году будет на уровне 58 тыс. ед., рост составит 30 %», — сказал Ашот Арутюнян. Доля продукции «КАМАЗ» в этом объеме составит около 51 %.
Следующий тематический блок открыла презентация Бориса Панькова, эксперта в области систем транспортного мониторинга. Спикер рассказал о современных телематических решениях, которые все активнее внедряются в транспортную отрасль, помогая решать задачи в сфере повышения безопасности, эффективности и снижения стоимости владения. Развитие таких систем может идти разными путями. «В настоящее время специализированные сервисные платформы предлагаются автопроизводителями в виде уникальных продуктов, применимых к определенным маркам, — отметил Борис Паньков. — Но, на мой взгляд, не нужно делать «инхаус» вокруг себя, более перспективна открытая интеграция. Если свободный рынок будет создавать и предлагать свои приложения, то у широкой аудитории конечных потребителей появится возможность собрать набор приложений, который нужен именно им».
Александр Морозов, замглавы Минпромторга
Рабочую сессию саммита открыло выступление Александра Морозова, заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации. Проанализировав вызовы, с которыми сталкивается отечественный автопром, замминистра уделил особое внимание мерам господдержки. По данным Минпромторга, совокупный эффект от реализации программ стимулирования спроса с 1 января по 27 августа 2017 года составил 517 399 автомобилей. Правительство заинтересовано в поддержке продукции, содержащей в себе инновационные решения. «Сегодня мы субсидируем НИОКР и затраты на организацию серийного производства, но при обязательствах производителя запустить в серию машину, агрегат или узел, — сказал Александр Морозов. — Такая логика способствует более эффектному отбору участников».
Далее выступили представители Российского экспортного центра и Департамента технического регулирования ЕЭК. Среди обсуждаемых тем государственная поддержка экспорта и гармонизация технических требований ЕАЭС при введении системы электронных паспортов транспортных средств.
Подписание экологических меморандумов
В завершении сессии «Инновации в коммерческом транспорте» «Группа Т-1» и компания Deliver презентовали решение для онлайн-мониторинга T1-Control. Телематическая платформа дает возможность управлять автопарком, оценивать эффективность маршрутов, а также сокращать транспортные издержки.
Второй день саммита — Passenger Vehicle Day был посвящен развитию пассажирского коммерческого автотранспорта в России. С докладами выступили представители государственного сектора перевозок (ГУП «Мосгортранс»), топменеджмент российских компаний-производителей («Группа ГАЗ») и импортеров («МАН Трак энд Бас РУС», «Скания-Русь»). К дискуссии также подключились Российский автотранспортный союз и Центр исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ.
Сессия по вопросам развития пассажирского транспорта
Одна из самых обсуждаемых проблем — необходимость интенсивного обновления парка. Согласно данным ГИБДД, общий парк автобусов составляет 400 тыс. ед. По оценке «Группы ГАЗ» в эксплуатации находятся 280 тыс. автобусов. Среди них более половины — машины в возрасте свыше 15 лет. По словам Николая Одинцова, директора по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ», для снижения среднего возраста парка до 10 лет требуется ввод в эксплуатацию 28 тыс. машин в год. Однако емкость рынка автобусов в 2016 году составила лишь 12 тыс. ед. Среди негативных факторов, сдерживающих рост емкости рынка, топ-менеджер «Группы ГАЗ» назвал низкую доступность кредитных ресурсов, высокую закредитованность регионов и сокращение инвестиций в обновление подвижного состава.
Касаясь вопросов увеличения парка газомоторных автобусов, Николай Одинцов обратил внимание на текущие проблемы, главная из которых — отсутствие развитой заправочной инфраструктуры. Тем не менее участники дискуссии сошлись во мнении, что использование метана является общемировой тенденцией. Так, по оценке Scania, до 2030 года общий объем потребления газомоторного топлива должен вырасти в 3–5 раз.
В рамках саммита состоялось подписание экологических меморандумов между официальным представительством марки Scania и российскими компаниями «Газпром газомоторное топливо», ГК «Деловые линии» и «Грей Холдинг» о содействии в области развития экологической эффективности автопарков, развития сети АГНКС и повышения топливной экономичности.
АШОТ АРУТЮНЯН / ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ И РЕКЛАМЕ ПАО «КАМАЗ»
Нынешний кризис напоминает по динамике выхода ситуацию 2009 года, когда был умеренный рост, а затем рост сильный. На сегодняшний день доля «КАМАЗ» среди грузовиков полной массой 14–40 т составляет порядка 51 %. Мы достаточно долго не имели доступа к сегменту магистральных тягачей. Сейчас такой продукт у «КАМАЗ» появился. По результатам прошлого года нам удалось достичь доли 36 % в магистральном сегменте.
В 2018 году рынок ждет умеренный рост: число первичных регистраций может достичь 70 тыс. Доля «КАМАЗ» составит 50 %. При этом в нише бортовых грузовиков наша доля составит стабильные 10 %, в сегменте автосамосвалов этот показатель может варьироваться от 18 до 25 %, а в сегменте спецтехники наша планка — не менее 35 %.
На основании данных по макроэкономике мы видим умеренную положительную динамику продаж строительной техники, но сильный рост в сегменте магистральных тягачей. Если говорить о более долгосрочном прогнозе, то в 2019 году рынок, к сожалению, не достигнет докризисного уровня, но цифра в 75 тыс. автомобилей вполне реалистична.
Источник: