На фоне ужесточения экологических стандартов для автомобильных двигателей до недавнего времени оставалась в стороне проблема влияния на окружающую среду других, возможно, не менее сильных источников канцерогенной опасности. Речь идет о шинных ингредиентах
Автомобильный транспорт является источником канцерогенной опасности не только из-за отработавших газов, вред природе также наносят продукты износа шин. По данным из открытых источников, каждый автомобиль ежегодно вносит в окружающую среду через контакт с дорожным полотном около 200 граммов нефтепродуктов, в которых содержатся чрезвычайно опасные полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). При этом вклад шин в общее выделение ПАУ даже более значителен, чем отработавших газов ДВС, — он составляет 55–60 % ПАУ, выбрасываемых в атмосферу.
В рецептуре шин используется целый ряд ингредиентов, которые могут содержать канцерогенно опасные ПАУ. Это, в первую очередь, технологические масла-пластификаторы, а также технический углерод и маслонаполненный каучук. Их вклад в безопасность конечного изделия является предметом постоянного изучения всего научно-химического сообщества.
В рецептуре шин используется целый ряд ингредиентов, которые могут содержать канцерогенно опасные ПАУ
О влиянии ингредиентов на канцерогенную безопасность шин много говорилось на V Всероссийской конференции с международным участием «Каучук и Резина — 2015: традиции и новации», организованной ООО «НИИЭМИ» и МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Наш корреспондент взял на себя труд обобщить информацию из наиболее интересных докладов.
ГОДЕН ОДИН ИЗ ТРЕХ
Институт канцерогенеза им. проф. Гриммера (Гросхансдорф, Германия) изучил три образца технического углерода и три образца маслонаполненного бутадиен-стирольного каучука российских производителей, а также полученные на их основе вулканизаты протекторной резины с использованием различных технологических масел ароматической природы. Ученые, задавшись целью определить содержание индивидуальных ПАУ в исследованных образцах, получили неожиданные результаты: в двух пробах технического углерода выявлено значительное содержание ПАУ (эквивалентная канцерогенность 4,361 и 3,561 мг/кг), лишь третий образец характеризуется очень низким содержанием ПАУ (1,485 мг/кг) и является канцерогенно безопасным. Стоит отметить, что этот безопасный компонент был произведен на крупном отечественном предприятии по специальной технологии с применением дополнительной очистки и термообработки. В целом же, образцы, полученные от различных производителей, показали, насколько вариативными могут быть содержание индивидуальных ПАУ и общая канцерогенность неочищенных ароматических экстрактов.
Анализ маслонаполненного каучука дал не менее интересные результаты. В первом тестовом образце содержание опаснейшего бензапирена превышало допустимые нормы в 3,3 раза, а общее содержание ПАУ составило 36,0 мг/кг и превысило нормы канцерогенности в 7,8 раза. Второй образец оказался в несколько раз «чище» предыдущего, однако и он имел показатели, значительно превышающие допустимый порог безопасности. Лишь третий образец маслонаполненного каучука характеризовался приемлемо низким содержанием ПАУ. Интересно, что и годный, и негодный образцы были взяты из продукции одного и того же производителя, но в случае с годным образцом было использовано неканцерогенное масло-наполнитель.
Вклад каждого компонента в безопасность шины является предметом постоянного изучения всего научно-химического сообщества
Далее с использованием проанализированных каучуков, технического углерода и ряда технологических масел были приготовлены вулканизаты протекторной резины. Их также подвергли скрупулезному исследованию. Установлено, что вулканизаты, полученные с использованием вредного масло-наполненного каучука, независимо от использования технического углерода и технологического масла являются канцерогенно опасными. В итоге, из трех изученных образцов лишь в одном случае был получен канцерогенно безопасный вулканизат, в котором содержание ПАУ не превышало установленные нормы.
Ученые делают вывод: для получения канцерогенно безопасного вулканизата необходимо использование исключительно канцерогенно безопасных компонентов — не только канцерогенно безопасного технологического масла и наполнителя, но и маслонаполненного каучука, полученного с использованием неканцерогенного масла.
Жесткие требования по экологии должны распространяться и на наварную резину
ГДЕ ЗАВИС РЕГЛАМЕНТ
Канцерогенная безопасность шин и каучуков обеспечивается законодательством Евросоюза. Речь идет о регламенте REACH с учетом его последних изменений (EU1907/2006, EU552/2009, EU1272/2013, EU1215/326). В частности, в производстве шин и каучуков запрещено использование технологических масел-наполнителей, в которых содержание бензапирена превышает 1 мг/кг, а содержание 8 ПАУ превышает 10 мг/кг.
Нормативное регулирование содержания ПАУ действует не только в Европе: подобные регламенты приняты в США, Японии, Южной Корее и Китае (отраслевой стандарт CRIA XXZB/LT-102-2014). Вскоре к этому «клубу по интересам» должна присоединиться и Бразилия.
В мировой шинной индустрии существует понятие экологически «зеленая» шина, такой продукт обычно маркируется специальным знаком
Стоит заметить, что одной из немногих стран, в которых до сих пор нет закона о производстве веществ, потенциально содержащих канцерогенные соединения, является Россия. В марте 2014 года отечественный биохимический холдинг «Оргхим» (Нижегородская обл.) предложил законопроект, отражающей концепцию канцерогенной безопасности — Технический регламент «Об ограничении реализации и использования каучуков, шин, РТИ и технологических масел, содержащих канцерогенные вещества». Этот документ устанавливает требования к производству и обороту шин, каучуковых и резиновых изделий, а также технологических масел, используемых для их производства, и, что немаловажно, определяет методику испытаний в отношении содержания ПАУ.
Технический регламент был представлен на заседании Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в марте 2014 года.
Введение в РФ экологических требований к составу шин пока только обсуждается
Готовность принять участие в совместной работе над внедрением данного документа выразили крупнейшие шинные компании. Всем важен скорейший результат.
НАДЕЖДА АРЗУМАНЯН / ДИРЕКТОР ПО КОММУНИКАЦИЯМ «МИШЛЕН» В РОССИИ И СНГ
Для пневматических шин, продаваемых в Европейском Союзе, как и для других товаров, имеющих контакт с человеком, существуют требования химической безопасности REACH (директива EC №1907/2006 от 18.12.2006) о недопущении или ограничении использования некоторых химических веществ. Среди подпадающих под директиву REACH веществ есть и полициклические углеводороды. Отметим, что естественным источником этих соединений является нефть и нефтепродукты, также они образуются при неполном сгорании углеводородов. Данная директива поэтапно вводилась в жизнь в течение более 10 лет. Компания «Мишлен» выполняет требования директивы REACH глобально, на всех заводах, вне зависимости от страны производства. Никакой дополнительной маркировки для продукции, соответствующей директиве REACH, законодательно не предусмотрено.
Отметим также, что требования REACH являются базовыми для товаров, вступающих в контакт с человеком, и не являются непосредственными требованиями по экологической безопасности транспортного средства. Более полную информацию об этом законодательстве, о его применении и различных подходах в регулировании данного вопроса можно получить на сайте Европейской ассоциации шинных производителей и производителей резинотехнических изделий (ETRMA), в которой Группа МИШЛЕН активно работает уже много лет.
По официальным данным Всемирной организации здравоохранения, основным источником техногенного формирования опасных полициклических углеводородов является процесс сгорания: «ПАУ образуются, главным образом, в результате пиролитических процессов, особенно при неполном сгорании органических материалов во время промышленных и других видов деятельности человека, таких как обработка угля и сырой нефти, сжигание природного газа, в том числе для отопления, сжигание мусора, работа автомобильного транспорта, приготовление пищи и курение табака, а также в результате природных процессов, таких как карбонизация».
Влияние автомобилей на здоровье человека является сложным, комплексным вопросом, т.к. в данной системе много взаимосвязанных факторов: дорожная инфраструктура, вид покрытия, виды и качество топлива и смазочных материалов, сами автомобили и их компоненты.
На международном уровне этот вопрос активно прорабатывается в рамках GRPE — Рабочей группы по загрязнению и энергии в рамках Женевского соглашения ООН по автомобильному транспорту.
На сегодня усилия мирового сообщества и законодательные инициативы на уровне Евразийского экономического союза направлены на уменьшение выбросов в результате сгорания топлива, а соответственно — уменьшение воздействия на окружающую среду. Поэтому в мировой шинной индустрии существует понятие экологическая, «зеленая» шина. Это шина с уменьшенным сопротивлением качению, позволяющая существенно уменьшить выбросы CO2 — до 20 %. Такие шины компании «Мишлен» промаркированы соответствующим знаком на боковине.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС018.2011, принятый решением №877 от 09.12.2011) предусматривает введение с 01.01.2017 обязательных требований к шинам в отношении сопротивления качению. То есть с 01.01.2017 года предусматривается обязательное подтверждение соответствия (обязательная сертификация) шин требованиям по сопротивлению качения (первая стадия) международных документов уровня Женевского соглашения 1958 года — Правил 117 ЕЭК ООН. Кроме того, этот Технический регламент описывает требования по выбросам автомобиля.
ДМИТРИЙ КРАЕВ / СПЕЦИАЛИСТ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ КЛИЕНТОВ ООО «КОНТИНЕНТАЛ ТАЙРС РУС»
Компания Continental производит грузовые шины для региона EMIA в Чехии (Отроковице), Словакии (Пухов) и России (Нижнекамск). По вопросу компонентов для шин российского и европейского производства у нас однозначная позиция: разницы нет. Абсолютно одинаковые рецептуры шин. Более того, даже поставщики сырья одни и те же. Хочу заметить, что около 50 % своих шин для российского рынка мы производим все еще в Европе, и там мы их берем со склада готовой продукции. Словом, когда шины производятся, еще неизвестно, на какой рынок они попадут и в каких условиях будут эксплуатироваться. В любом случае разница в свойствах шин и используемых в них компонентах исключается.
ВЕРА ЖУЛИКОВА / ЭКСПЕРТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «ИНТАЙР» ОАО «КОРДИАНТ»
Существует ли в шинной индустрии определение «канцерогенно безопасная шина»? Для шинников более характерно понятие «зеленая шина», подразумевающее, что такая шина является экологически безопасной. К сожалению, выявить по внешнему виду канцерогенную безопасность невозможно. Это позволяют сделать химические методы, в частности, ISO 21461, по которому оценивается количество канцерогенных веществ, выделяемых из шины. Полученные результаты определяют соответствие шины требованиям, например, Европейской экологической директивы 552/2009 REACH. Шины ОАО «Кордиант» полностью соответствуют данным требованиям.
Введение на территории РФ экологических требований к шинам обсуждается в органах власти. Это достаточно сложный вопрос, так как введение требований и осуществление контроля за их исполнением — это задача, требующая как изменений законодательной базы, так и создания внутри страны контрольных лабораторий.
Источник: