В немецком Аугсбурге открылся первый европейский музей Мазда, созданный страстным поклонником и коллекционером автомобилей японской марки Вальтером Фраем. Почетное место в постоянной экспозиции отведено грузовым трициклам и пикапам. И это не случайно: именно легкая коммерческая техника проложила путь к успеху компании на мировом рынке
Музей Mazda Classic — первый и пока единственный музей японского бренда на континенте. Вальтер Фрай собирает свою коллекцию Mazda по всему миру с 1980 года, сейчас в ней почти 150 автомобилей разного возраста. На протяжении многих лет частный автопарк каждый год пополняется двумя-тремя ретро-автомобилями, которые Фрай реставрирует вместе с сыновьями Йоахимом и Маркусом. Музей расположился в старом трамвайном депо 1897 года (к слову, его тоже пришлось реставрировать, приложив немало усилий), полностью сохранив аутентичность здания и прилегающей территории, включая подъездные пути. Пространство под крышей вмещает в себя около полусотни машин, поэтому экспозиция будет регулярно обновляться. Впрочем, классическим моделям вроде культового минивэна Mazda Bongo и 26-местного автобуса Parkway отводится отдельное почетное место, так что их можно будет увидеть в любое время.
Официально частное учреждение примет первых посетителей весной 2017 года, но там уже есть много интересного. Сотрудники музея советуют начать осмотр с дальнего сектора — именно в этой зоне экспонируются трехколесные грузовые машины, положившие начало истории марки: серийный выпуск своей первой модели транспортного средства — трицикла Mazda-GO — компания Toyo Kogyo (одно из первых названий современной Mazda Motor Corp.) начала в 1931 году. Первый «грузовик» представлял собой мотороллер с открытой бортовой платформой. Для удобства погрузочно-разгрузочных работ задний борт сделан откидным.
Трицикл Mazda-GB 1949 года выпуска рассчитан на полезную нагрузку до 500 кг
В Mazda-GO использовалось много технических решений, свойственных конструкции автомобиля. Например, в качестве упругого элемента для передней подвески использовалась многолистовая рессора, привод на задние ведущие колеса осуществлялся посредством карданного вала, передачи в 4-ступенчатой механической коробке переключались вручную. Кроме этого, слева от водителя было предусмотрено штатное место для сопровождающего. Трицикл первого поколения оснащался одноцилиндровым четырехтактным двигателем воздушного охлаждения мощностью 9,5 л. с. и имел максимальную скорость 45 км/ч.
В 1949 году появилась модель GB с более мощным 15,2-сильным двигателем и 18-дюймовыми шинами, грузоподъемность мототранспортного средства выросла до 500 кг. Позже семейство трициклов от Mazda значительно расширилось и включало не менее 30 различных модификаций полезной нагрузкой от 300 до 2000 кг. Техника пользовалась спросом во многих странах, продажи поднимались до отметки 130 тыс. ед. в год.
По мере модернизации грузовые трициклы приобретали все более совершенные формы. В качестве примера стоит привести следующий экспонат — мотороллер с кабиной Mazda K360. Модель вышла на рынок в 1959 году и в скором времени оказалась на гребне успеха среди японских трициклов коммерческого назначения. К важным особенностям конструкции K360 следует отнести двухконтурную тормозную систему, защитное ветровое стекло и, конечно же, стильный дизайн (кабина напоминает самолетный монокок), который позволял автороллеру, как сказали бы сейчас, выделиться в общем потоке.
Автороллер Mazda K360 выпускался с 1959 по 1969 год и разошелся тиражом около 280 тыс. экземпляров
Транспортное средство приводилось в движение двухцилиндровым 11-сильным двигателем объемом 356 см3. Машина имела среднемоторную компоновку: силовой агрегат размещен в базе позади двухдверной кабины.Модель выпускалась по 1969 год и разошлась тиражом около 280 тыс. экземпляров без учета машин, изготовленных в Корее по лицензии Kia.
В 1966 году Mazda Motor Corp. приступает к выпуску Mazda Bongo — модели, получившей культовый статус в Японии. Эта машина предлагалась с разными версиями надстроек и была популярна как микроавтобус, семейный минивэн или автомобиль для отдыха. С 1966 по 2012 год, после чего Mazda сосредоточилась на более массовом рынке пассажирских автомобилей, было создано четыре поколения Bongo. По расположению двигателя автомобиль выпускался в задне-, средне- и переднемоторном исполнении. Mazda Bongo сформировал основу для широкого ряда Kia Bongo.
Mazda Bongo первого поколения в заднемоторном исполнении
Автомобиль вначале оснащался четырехтактным двигателем F800 с водяным охлаждением объемом 782 см3, мощностью 37 л. с. Силовой агрегат располагался в заднем свесе, задние колеса были ведущими. Bongo первого поколения также предлагался в версии пикап с открытой грузовой платформой, полезная нагрузка достигала 500 кг, погрузочная высота 460 мм. В 1968 году появилась версия с более мощным однолитровым мотором F1000, а вскоре после этого Mazda представила электрический Bongo с запасом хода 75 км. Автомобили первого поколения выпускались в течение 10 лет, но до наших дней дожили лишь считанные экземпляры. Один из них — в коллекции музея Mazda Classic.
Вальтер Фрай еще и большой энтузиаст роторно-поршневых двигателей, лучше которых, по его мнению, человечество ничего не придумало, а лучшее из того, что есть, придумано конструкторами Mazda. Не удивительно, что особое место в музейной коллекции занимает уникальный экземпляр Mazda Rotary Pickup (REPU) — этот автомобиль, выпускавшийся с 1974 до 1977 года, стал первым и единственным в мире пикапом с роторно-поршневым двигателем. Машина представляет собой специальную версию модели Mazda Proceed (Mazda B-Series) первого поколения, которая была предназначена для рынка Северной Америки. Mazda Rotary Pickup имеет одинарную двухместную кабину, привод на задние колеса. Под капотом автомобиля расположен двухсекционный роторный мотор Mazda 13B объемом 1300 см3 (2х654 см3), мощностью 135 л. с. Максимальная скорость автомобиля 160 км/ч.
Роторно-поршневой двигатель надолго стал визитной карточкой марки Mazda
В США и Канаде REPU получил внушительную армию поклонников, среди них фермеры, автомеханики и даже профессиональные автогонщики. Последние нередко использовали пикап для соревнований. Наиболее впечатляющим спортивным успехом Rotary Pickup была победа на престижном 24-часовом ралли в пустыне Мохаве в 1975 году. За четыре года автомобиль разошелся тиражом 16 272 экземпляра, из них всего 600 были переоборудованы в автоэвакуаторы.
Mazda Rotary Pickup стал первым и единственным в мире пикапом с роторно-поршневым двигателем
Тем временем у себя на родине Mazda и вовсе предлагала уникальный автомобиль: первый и последний в истории роторный автобус — Parkway Rotary, построенный на базе трехтонного грузовика Titan. Модель, оснащенная 135-сильным мотором объемом 1300 см3, показала, что двигатель Ванкеля подходит не только для легковых машин. Характерные для роторного мотора свойства, такие как низкий уровень вибрации, высокие динамические характеристики, меньшие габаритные размеры и вес, оказались востребованы в сегменте коммерческого транспорта.
Автобус Mazda Parkway выпускался с 1974 по 1976 год и предлагался с 26- или 13-местным салоном
Роскошный автобус, предлагавшийся с 26- или 13-местным кондиционируемым салоном, отличался особенно мягкой и тихой ездой с минимумом шума и вибраций. Максимальная скорость Mazda Parkway составляла 120 км/ч, этот автобус был одним из самых быстрых в своем классе. С 1974 по 1978 год было выпущено 44 таких машины, из которых до наших дней сохранилось только четыре. Один из сохранившихся экземпляров получил прописку в Аугсбурге.
«Могу с гордостью сказать, что каждая машина в коллекции — шедевр, как, впрочем, и все собрание в целом», — говорит Вальтер Фрай. И с этим утверждением после осмотра музея трудно не согласиться.
Вальтер Фрай считает, что каждая машина в его коллекции — шедевр
Источник: