Завод «НефАЗ» выпустил трехосный полуприцеп-цистерну для перевозки битума вместимостью 26 «кубов». Оптимизация осевых нагрузок новинки позволит перевозчикам избежать штрафов за перегруз
Нефтекамский автозавод продолжает предлагать отечественным потребителям свои новинки. Недавно линейка полуприцепов-цистерн для темных нефтепродуктов, включающая емкости вместимостью от 18,5 до 38 м3, пополнилась новинкой — трехосным полуприцепом ППЦ 96931-04 объемом 26 м3 и полной массой 31 320 кг. Необходимость изготовления данной конфигурации, прежде всего, обусловлена вступившими в силу изменениями в правилах перевозок грузов автомобильным транспортом.
Для хранения сливных рукавов предусмотрены аккуратные короба
Битум — широко известный и распространенный инженерно-строительный материал, используемый в разных сферах. Он имеет плотность 0,92–1,2 г/см3 и считается самым тяжелым из темных нефтепродуктов. Если полностью заполнить таким грузом, например, 28-кубовую цистерну (текущая модель НефАЗа), то нагрузка на трехосную тележку составит 22 600 кг. Но для большинства дорог (зависит от класса автодороги) это уже будет считаться нарушением. А значит, перевозчику придется эксплуатировать емкость с недоливом. Зачем возить воздух? Строгое соблюдение весовых ограничений, установленных действующим законодательством, и уменьшение собственной массы автопоезда улучшит рентабельность перевозок одновременно с повышением социальной ответственности перевозчика, считают в ПАО «НефАЗ».
Устройство заземления нужно задействовать при наполнении или опорожнении цистерны
Новый полуприцеп-цистерна вместимостью 26 м3 имеет несущую конструкцию (что позволяет уменьшить собственную массу) цилиндрического сечения и может работать в сцепке с тягачами с колесной формулой 6х4 и 4х2 российского или зарубежного производства, у которых высота седельно-сцепного устройства в пределах 1100–1250 мм. Снаряженная масса ППЦ 96931-04 составляет 7400 кг, полная — 31 320 кг. При этом нагрузка на трехосную тележку не превышает 21 320 кг, а на седельно-сцепное устройство тягача — 10 000 кг. Правила перевозок, таким образом, соблюдены. К слову, у конкурентов («Бецема», «Сеспель») в эти параметры вписываются модели вместимостью 25 м3 и меньше. Несущий корпус цистерны ППЦ 96931-04 изготовлен из низколегированной стали 09Г2С, толщина обечайки и днищ 4 мм, диаметр днищ 1800 мм. В производстве новинки используются самые передовые технологии. Сборка днищ и обечаек под сварку производится на оборудовании, спроектированном и изготовленном специалистами фирмы Ing Grimm (лидер в разработке передовых технологий производства емкостно-наливной техники в Германии) и ПАО «НефАЗ». В основу сварочных операций заложено оборудование ESS (Германия), сварка кольцевых швов осуществляется автоматическими установками с программным управлением.
Запорная арматура имеет дистанционное управление
Цистерна имеет один отсек с брызгоотбойными стенками (волнорезами) конусообразной формы. Корпус оснащен термоизоляцией, необходимость в которой обусловлена физическими свойствами груза: рабочая температура транспортируемого в цистерне битума — около 230 °С, при охлаждении он теряет текучесть. Высокие теплоизоляционные характеристики обеспечивает 150-мм слой минеральной ваты Isover с внешним фольгинированным покрытием. При наличии такой толстой «шубы» снижение температуры битума в течение часа не превышает 4 % от разницы температур окружающего воздуха и груза. Для транспортировок на дальние расстояния (более суток в пути) битумовоз дополнительно может комплектоваться паровой системой подогрева или дизельной горелкой. Подогрев возможен как при движении транспортного средства, так и при стояночном режиме — соответствующие решения «НефАЗ» опционально предлагает для всей текущей линейки битумовозов.
Пластиковые боксы для огнетушителей снизу защищены металлическим кожухом
Битум — опасный груз, и средства для его транспортировки должны обеспечивать пожарную безопасность. В первую очередь требования безопасности относятся к конструкции и материалу сосуда и запорной арматуры. Цистерна должна обеспечивать герметичность при столкновении и опрокидывании. К обеспечению пожарной безопасности также относится экранированная электропроводка и наличие устройства заземления, которое нужно задействовать при наполнении или опорожнении цистерны. В соответствии с требованиями к перевозке опасных грузов (ГОСТ-41.105-99 ДОПОГ) цистерна укомплектована двумя огнетушителями и контейнером для песка. Стоит обратить внимание на конструкцию пластиковых боксов для огнетушителей: снизу они защищены металлическим кожухом, для надежности.
Температуру содержимого цистерны покажет стрелочный термометр, расположенный на внешней обшивке
Полуприцеп-цистерна оборудован удобной и безопасной площадкой обслуживания горловин (имеются складные поручни высотой 900 мм с автоматическим открытием), лестницей с противоскользящим покрытием. Откидная боковая защита из алюминиевых профилей, выполненная в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №73, предоставляет удобный доступ к корзине для запасного колеса, а раздельные крылья из прочного пластика имеют возможность регулировки по высоте. В базовом исполнении предлагаются задние светодиодные фонари иностранного производства (Aspok, Австрия), оцинкованный противоподкатный брус, два алюминиевых пенала закрытого типа для сливных рукавов и экологический короб.
Поручни площадки для обслуживания горловин складные, с автоматическим открытием
Загрузка битума из резервуара в цистерну производится через наливной люк горловины, а выгрузка — самотеком. На магистрали слива в задней части цистерны имеется донный клапан с дистанционным управлением, шаровой запорный кран (Tehty Suomessa, Финляндия) и устройство для присоединения термостойкого сливного рукава. Диаметр сливной магистрали битумовоза 100 мм. Время свободного опорожнения цистерны не превышает 50 минут и зависит от плотности груза. Цистерна комплектуется необходимыми для ее эксплуатации приборами — термометром и указателем уровня налива нефтепродуктов и пр.
Светодиодные фонари делают полуприцеп более заметным на дороге
Трехосная ходовая часть смонтирована на короткой раме — такое техническое решение характерно для всех цистерн с несущим корпусом. Оси SAF Intra — с пневматической подвеской и барабанными тормозами. Ошиновка односкатная, межосевое расстояние 1360 мм. В базовом исполнении предлагается передняя подъемная ось (для модели 96931-0110130-04) и опорное устройство Jost грузоподъемностью 24 тонны с ручным односторонним приводом. Кронштейн для запасного колеса размещен в средней части полуприцепа, этот вариант больше устраивает перевозчиков, чем стандартный — когда запаску крепят в заднем свесе. Цистерна оснащена системами активной безопасности ABS и EBS (Haldex).
Пневмоподвеска и оси SAF Intra
Стоит отметить, что в осях SAF Intra функциональный рычаг подвески и балка оси образуют единый узел, не требующий обслуживания. Это исключает необходимость использования таких элементов, как стремянки и зажимные пластины. Вся конструкция очень прочная и при этом легкая. Компактный ступичный узел SAF отрегулирован на заводе и не требует обслуживания весь срок эксплуатации.
Появление модели вместимостью 26 м3 обусловлено вступившими в силу изменениями в правилах перевозок грузов автотранспортом
Впервые полуприцеп-цистерна ППЦ 96931-04 объемом 26 м3 был представлен широкому кругу специалистов на выставке «СТТ — 2016». Летом модель вышла на российский рынок.
Технические характеристики
Вместимость, м3
26
Толщина термоизоляции, мм
150
Собственная масса, кг
7400
Полная масса при плотности груза 0,92 г/см3, кг
31 320
Нагрузка на оси при полной массе, кг
21 320
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг
10 000
Высота седельно-сцепного устройства, мм
1100–1250
Габаритная длина, мм
11 100
Подвеска
пневматическая, с подъемной передней осью
Тормоза
барабанные
Шины
385/65R22,5
Конкуренты
Бецема БЦМ-111, Сеспель ППЦ-25, ГрАЗ ППЦБ-912502
Источник: