В то время, как россияне покоряют любителей классической музыки в Баку, азербайджанские музыканты с огромным успехом выступают в Москве. Сегодня в азербайджанской столице завершается грандиозный международной фестиваль классической музыки имени блестящего азербайджанского композитора Узеира
Гаджибейли.
Российские музыканты – его традиционные участники, причем большинство именитых исполнителей из России приглашают в Баку в качестве особых почетных гостей – азербайджанская публика ждет их с огромным нетерпением.
В эти же дни в российской столице с тем же чувством принимали азербайджанских исполнителей –прославленный дуэт пианистки Тамиллы Кулиевой и скрипача Анара Ибрагимова.
Цикл «Азербайджанские исполнители в камерных залах», в рамках которого состоялся концерт,
задумывался как знакомство московских меломанов с творчеством выдающихся азербайджанских исполнителей, уже насчитывает семь концертов. Традиционно азербайджанских музыкантов представлял выдающийся искусствовед и ведущий эксперт Ассоциации современной музыки Рауф Фархадов, который признался, что сам с нетерпением ждет, чем удивит сегодня слушателей известный дуэт:
«Для меня это тоже какая-то интрига, хотя я знаю их исполнительский уровень: это очень высокий, это классный уровень. Думаю, сегодня будет замечательное приключение и для зрителей, и для меня самого, для самих исполнителей», — сказал он перед концертом. И отзывы москвичей, посетивших концерт полностью подтвердили прогноз: «Мне очень понравилось то, как задавал настроение Рауф Фархадов, перенося нас в то время, когда авторы жили и писали свою музыку. И потрясающее, конечно, мастерство музыкантов – они полностью погружались в то, что играли, они жили этим и заставляли меня жить», —
рассказывает один из слушателей Роман.
Самые приятные впечатления от выступления остались и у самих азербайджанских исполнителей. Так Анар Ибрагимов отметил, что концерт в Москве стал для них своеобразным вызовом:
«Играть в России Прокофьева всегда большая ответственность, но мы все-таки выбрали его сонату для исполнения. Еще одно испытание – Шуберт, потому что Шуберт довольно каверзный композитор, играть его считается сложной задачей. И мы взяли в программу «Румынские танцы» Белы Бартока: современная музыка, но в то же время довольно легкая и интересная. Меня очень порадовало то, что получилось», — сказал он.
Известный российско-азербайджанский композитор Фарадж Караев убежден, что цикл «Азербайджанские исполнители в камерных залах Московской консерватории» очень важен для знакомства россиян с азербайджанскими исполнителями и судя по наполненности зала и отзывам публики – весьма востребован. Он также выразил убежденность в необходимости углубления этой просветительской работы в обе стороны, в частности, путем проведения в Москве и в Баку концертов, программа которых состояла бы из произведений российских и азербайджанских композиторов нового поколения.
«Подобный мини-фестиваль стал бы не только прекрасным стимулом для появления новых сочинений композиторов двух стран, но послужил бы еще большему укреплению традиционных связей между музыкальными культурами России и Азербайджана, — уверен Фарадж Караев. — Современная академическая азербайджанская музыка, как и другие виды искусств, находится в непрерывном развитии и обновлении. И появление новых композиторских имен – это закономерность, вытекающая из реалий сегодняшнего дня.
Время – неумолимо, и вчерашние молодые — сегодняшние представители среднего поколения, достойно представляют азербайджанскую музыку на мировой музыкальной сцене. И здесь я не могу не назвать Эльмира Мирзоева, композитора яркого индивидуального стиля — «ветерана» среди вчерашних молодых, а так же Аяза Гамбарли, Туркара Гасым-заде, Таира Ибишева и Саида Гани, каждый из которых обладает
несомненным композиторским дарованием и, что не менее важно, прекрасной композиторской выучкой. Конечно, этими именами не исчерпывается список талантливой композиторской молодежи, у которой впереди еще немало творческих свершений и побед, но сочинения именно этих композиторов привлекают меня нестандартностью решений, смелостью эксперимента и постоянными поисками «своего».
Руководитель Центра РАД Наталия Красовская выразила уверенность, что такая идея в свое будет реализована, ведь культурное взаимодействие между Россией и Азербайджаном весьма интенсивное. «Десятки инициатив подобных инициатив были поддержаны Фондом Гейдара Алиева или проводились в рамках сотрудничества российских и азербайджанских театров, музеев и концертных залов», — сказала она.
В свою очередь депутат Государственной Думы, руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев в целом отметил рост гуманитарного сотрудничества между стратегическими партнерами:
«Безусловно, показателем этого является и количество концертов, которые азербайджанские и российские исполнители дают в гостях друг у друга, и внимание публики к таким событиям. А все вместе – демонстрирует тот высокий уровень культурного обмена и взаимного интереса, который всегда был и, я уверен, будет существовать между нашими странами», — сообщил парламентарий.
Источник: