Генеральный директор компании «Шелл Нефть» рассказывает о росте на падающем рынке, новом российском заводе, проблемах импортозамещения и уникальной технологии производства масла из газа
Без сомнения, российский рынок для «Шелл» весьма важен. Но насколько сложно работать в нынешних экономических условиях?
Что касается основного бизнеса «Шелл» в России — это разведка и добыча природного газа. А наша компания «Шелл Нефть» сосредоточена на производстве и маркетинге смазочных материалов, а также на развитии сети автозаправочных станций. Возможно, это и не самый большой сегмент в глобальных программах «Шелл», но он весьма важен и активно развивается. Всего два года назад мы отметили открытие в России 100-й АЗС, а сегодня у нас функционирует уже более 150 автозаправочных станций «Шелл». Согласитесь, ежегодный ввод в эксплуатацию 25 АЗС — неплохой результат. Что касается производства смазочных материалов, то я хотел бы отметить два знаковых момента. Три года назад мы стали первой иностранной компанией, открывшей в России комплекс по производству смазочных материалов. И сегодня мощность завода, построенного в городе Торжке, в Тверской области, составляет 200 млн литров смазочных материалов ежегодно. Второй важной вехой стал вывод на рынок линейки моторных масел Shell Helix Ultra, при создании которых используются базовые масла, полученные из природного газа. Теперь мы пожинаем плоды этого поистине революционного шага и отмечаем, что наша доля на российском рынке неуклонно растет. Мы наращивали ее ежегодно, но в этом году рост наиболее высокий. Правда, эта доля растет на фоне общего падения рынка. И мы, разумеется, как и каждый житель России, ощущаем влияние кризиса.
Возможны ли в такой ситуации объективные прогнозы?
Четвертый квартал прошлого года с пиком в декабре был тем периодом, когда рубль начал свое стремительное падение. И это вызвало ажиотажный спрос на товары длительного пользования. Это относилось и к закупкам масел. Понятно, что следующим витком стал период падения спроса. Особенно на продукты, привязанные к иностранной валюте. Процесс болезненный и для продавцов, и для покупателей: в первом квартале 2015 года мы отметили снижение спроса и на масла, и на топливо. Что касается последнего, то особенно заметно снизились продажи дизельного топлива. Затем наступило некое подобие стабилизации рубля, и со второго квартала текущего года наш бизнес стал возвращаться на прежние рельсы. Определенные надежды внушает нам тот факт, что российские потребители достаточно хорошо образованы в техническом плане и при всей своей рациональности объективно оценивают преимущества того или иного продукта. Мы предлагаем покупателям не самый дешевый на рынке продукт, но с точки зрения качества готовы к любому соперничеству.
Повлияла ли экономическая ситуация на перераспределение интереса к тем или иным продуктам?
Мы активно работаем в трех направлениях: масла для легковых автомобилей, грузового автотранспорта и индустриальные масла. И в рамках этих программ мы готовы предложить как премиальные, так и более дешевые продукты. «Шелл» разрабатывает и предлагает рынку самые современные решения, и нам в большей степени интересен сегмент синтетических масел — именно в нем мы можем продемонстрировать преимущества наших технологий. И именно в этом сегменте продажи наших продуктов имели в России самый большой рост. Но, с учетом нынешних реалий, этот сегмент сейчас испытывает наибольшее падение (около 11 %) по сравнению с минеральными маслами.
Это мне кажется странным: автомобильный парк в России активно обновляется, а минеральные масла в большей степени предназначены для двигателей предыдущих поколений…
Согласен, странно, но это взгляд с точки зрения инженера. А если принять в расчет покупательную способность населения, которая упала, то все станет понятно. Цена такого продукта, как масло, привязана к доллару, и для потребителя, получающего зарплату в рублях, повышение цены ощутимо. И это касается не только масел — Россия является страной, где продается очень много импортных продуктов. Поэтому потребитель «на своем кошельке» быстро ощущает колебания курса валют.
А локализация производства дает «Шелл» определенные преимущества, возможности для маневра?
Здесь, в первую очередь, есть преимущества, связанные с логистикой. Этот момент особенно важен в сегменте индустриальных масел. Имея локальное производство, мы можем очень быстро реагировать на потребности местного рынка, быстро произвести необходимый продукт и быстро поставить его клиенту. Но 90 % химического состава продуктов — это базовое масло и присадки, а их стоимость оценивается в валюте. И в этом плане локализация нам не очень помогает.
Что касается технологий… Возможны ли революции в сфере производства масел?
Производство базовых масел из природного газа — вот один из примеров настоящей революции в нашей области! Но любые революционные изменения требуют тщательной подготовки: исследовательские работы по этой теме велись давно, более 40 лет, но лишь три года назад стало возможно производство этих масел в промышленных масштабах. И пока это делает только «Шелл». Это действительно технологический прорыв, но он влечет за собой и целый ряд эволюционных процессов. Базовые масла, произведенные по технологии газожидкостоной конверсии (GTL), дают возможность для производства моторных масел с нетипичной вязкостью, такой как 0W-10 и даже 0W-8. Причем для существующих двигателей в маслах с такими характеристиками пока нет необходимости. Но мы работаем на опережение. Хочу также добавить, что по технологии GTL мы пока производим только моторные масла, но не исключено, что на очереди и масла трансмиссионные. А следующие разработки, думаю, будут касаться электро- и гибридных автомобилей. Нужно продолжать использовать все возможности этой революционной разработки.
Читать по теме: масло из газа — как получить и зачем оно нужно >>>
Источник: