Бестарный способ перевозки сырья и готовых сыпучих продуктов, считающийся более экономичным по сравнению со штучной транспортировкой, ориентирует промышленность на все более широкое использование полуприцепов-цистерн для сыпучих грузов. По насыщенности рынка подобными транспортными средствами можно судить о состоянии дел не только на отдельных направлениях, но и в промышленности в целом
Цистерны для перевозки сыпучих грузов принято делить на строительные и пищевые. В первом случае это, как правило, цистерна-цементовоз, а во втором — муковоз или комбикормовоз. Впрочем, деление это с технической точки зрения весьма условное, поскольку и цемент, и мука, и сода с минеральными удобрениями — все это схожие по свойствам мелкофракционные грузы. А это значит, что в обеих разновидностях цистерн прослеживаются единые конструктивные подходы, различие выражается лишь в применяемых материалах и комплектующих.
Турецкие полуприцепы-цементовозы Bonum-Aru будут производиться в России
Цистерны для сыпучих грузов классифицируют по вместимости и грузоподъемности, способу загрузки (самозагружающиеся и несамозагружающиеся). Также они различаются по скорости разгрузки, количеству погрузочных люков и разгрузочных конусов цистерны, типу резервуара. В настоящее время на рынке предлагаются полуприцепы-материаловозы с тремя типами резервуаров: формы Millenium, V-образной формы, цилиндрические (наклонные или подъемные). Резервуар формы Millenium имеет двойную систему выгрузки, что позволяет значительно увеличить скорость разгрузки. К тому же «миллениум» позволяет перевозить не только цемент и схожие по фракции материалы, но и грузы с более крупными фракциями.
В цистерне для сыпучих грузов многое зависит от узла разгрузки
V-образная форма резервуара обычно используется в цементовозах и является самой популярной формой среди крупных перевозчиков в Российской Федерации. Цементовоз такой формы дешевле «миллениума» и в эксплуатации не менее надежен. Единственный минус в том, что материал разгружается не полностью, у разных производителей технологический остаток может варьироваться от 100 кг до 1,5 т.
Полуприцепы-материаловозы комплектуются компрессорами, работающими в двойном режиме. Избыточное давление создается в цистерне при разгрузке содержимого, а вакуум — при загрузке. Самозагружающееся устройство исключает потери груза и позволяет загружать автопоезд не только из амбаров и складов любого типа, но и из железнодорожных крытых вагонов или барж с подачей на расстояние до 25 м.
Завод «Алексеевка ХИМ-МАШ» производит цистерны для сыпучих грузов совместно с итальянцами
Материалы, из которых изготавливаются резервуары полуприцепов-цементовозов и муковозов, — это сталь или алюминий. Если муковоз изготавливается из стали, внутри цистерны обязательно наносится пищевое акриловое покрытие и устанавливается винтовой безмасляный компрессор.
Современные полуприцепы-материаловозы на российском рынке представляют собой широкий модельный ряд. В нем присутствуют марки как отечественного, так и зарубежного производства. Особенно сильна сегодня экспансия в отношении России турецких полуприцепов-цементовозов, хотя и европейские производители стараются не отставать. Расскажем о самых активных игроках современного российского рынка.
V-образная форма резервуара обычно используется для цементовозов
Компания Altinordi, работающая на российском рынке с 2008 года, сегодня предлагает нашим перевозчикам 34-кубовый V-образный полуприцеп-цементовоз собственной массой 7,2 т. Изготавливается цистерна из 4-мм стали. Подвеска полуприцепа пневматическая. Для стоянки без тягача в конструкции предусмотрены выдвижные опорные стойки OMS, выдерживающие стационарную нагрузку до 50 т. В базовую комплектацию цементовоза входит электрический компрессор.
Резервуары формы Millenium имеющие двойную систему выгрузки, чаще используют в муковозах
Турецкий завод Ali Riza Ustra, специализирующийся на производстве цистерн для жидких и сыпучих грузов, поставляет в Россию полуприцепы-цементовозы Bonum-Aru. Кстати, российская компания Bonum, разместившая заказ у турецких коллег, планирует наладить выпуск цементовозов на заводе в Ростове-на-Дону, где уже сейчас организовано производство цистерн для светлых и темных нефтепродуктов.
Полуприцеп-цементовоз NEVANIS Silobas
Турецкая компания OKT Trailer, известная достаточно широкой гаммой самой разной прицепной техники, предлагает цементовозы как со стальными, так и с алюминиевыми цистернами. Стальные свариваются из листовой стали толщиной 4 мм, причем сварной шов выполненный автоматом, практически не виден. Собственная масса 34-кубового цементовоза 7 т, а грузоподъемность — 42 т.
Компрессор материаловоза должен работать и в режиме вакуумного насоса
Одна из крупнейших турецких производственных компаний — Katmerciler — выпускает сравнительно небольшие объемы двухосных полуприцепов-цементовозов. Производятся цементовозы, рассчитанные на транспортировку 25–40 м3 сыпучего груза. В ходовой части используется рессорная (более дешевая) или пневматическая подвеска. Компрессор устанавливается по согласованию с заказчиком либо электрический, либо автономный дизельный. С его помощью создается избыточное давление в цистерне до 2 бар, при этом скорость выгрузки составляет 1,2–1,5 м3/мин.
Материаловоз Kaessbohrer K.SSL35
Немецкая группа компаний Spitzer Silo производит значительное количество полуприцепов разной вместимости — от 34 до 63 м3. Все цистерны для перевозки сыпучих грузов Spitzer изготавливает из алюминиевых сплавов. Так, собственная масса полуприцепа SF2734/2P составляет всего 4,25 тонны, а грузоподъемность — 29,75 тонны. В то же время самый объемный полуприцеп-материаловоз — модель SF2763/4Z с резервуаром, разделенным на четыре камеры общей вместимостью 67 м3, имеет собственную массу всего 6,25 т. Оптимизацией параметров, связанных с расходом топлива, Spitzer занимается постоянно. Напомним, что в 2002 году компания удивила мир, выпустив футуристический полуприцеп-цементовоз, разработанный совместно с итальянским автодизайнером Луиджи Колани. Особенностью этого автопоезда был необычный обвес, улучшающий аэродинамику.
Компания Feldbinder Spezialfahrzeugwerke (FFB) считается одним из крупнейших производителей спецтехники в Европе. Наиболее популярны у потребителей 35-кубовые цементовозы EUT35.3-2/1, которые могут использоваться и как муковозы. Материалом для изготовления цистерны являются листы алюминиевого сплава, что позволяет уменьшить снаряженную массу полуприцепа до 4,2 т. По сравнению со стальными цистернами, модель EUT35.3-2/1 почти на 1 т легче, на столько же повышается ее полезная грузоподъемность, которая составляет 29,8 т. Предусмотрена работа оборудования в диапазоне температур от –40 до +80 °С. Для загрузки сыпучим грузом в верхней части цистерны имеются два стандартных люка диаметром 450 мм. Компания FFB выпускает модельный ряд из 10 цементовозов вместимостью 35–65 м3. Все они алюминиевые, и полная масса загруженного цементовоза любой модели не превышает 34 т.
Один из примеров продукции FFB. Обратите внимание на несущий резервуар
Несколько слов о российских производителях, работающих в этом сегменте. Красногорский завод «Бецема» недавно включил в свою производственную линейку полуприцеп-цистерну БЦМ-150, предназначенную для перевозки сыпучих материалов плотностью 0,6 т/м3. Вместимость сосуда из алюминиевого сплава составляет 30 м3. Завод «Алексеевка ХИММАШ» (Воронежская обл.) предлагает две модификации алюминиевых цистерн для сыпучих грузов вместимостью 38 и 45 м3. Чебоксарский завод «Сеспель» сегодня имеет в своей обойме 10 моделей цистерн разной вместимости, в том числе оборудованных системой подъема. В общем, компании-производители утверждают, что современные технологии производства позволяют реализовать практически любую задумку заказчика, удовлетворить любой запрос.
В таких цистернах обычно возят полимерный гранулят
Компрессорная станция на раме имеет электропривод
Источник: