100 лет назад Ford запустил в производство свой первый коммерческий автомобиль — Ford Model TT. Основанный на легендарном Model T, грузовичок грузоподъемностью до тонны с кабиной для двух человек оснащался удлиненной и усиленной рамой. С некоторой долей допущения можно сказать, что Ford TT стал «прародителем» линейки коммерческих автомобилей Ford Transit, являющейся бестселлером в Европе и занимающей первое место по продажам среди иностранных брендов в России
Ford Model T, знаковый для XX века автомобиль, знают практически все автомобилисты. С него началась автомобилизация планеты. Но не меньшего уважения заслуживает и Model TT. Этот автомобиль положил начало коммерческому транспорту в виде легких грузовиков и фургонов, без которых сегодня немыслимы современные города.
В работе самая первая модель Ford TT (1917)
О запуске в производство первого в истории автомобиля Ford, предназначенного для перевозки грузов, было официально объявлено 27 июля 1917 года. Ford Model TT обладал увеличенной на 61 см, по сравнению с Model T, колесной базой, а также удлиненной и усиленной рамой. На задней оси использовалась червячная передача, а опциональная трехступенчатая коробка передач, вместо двухступенчатой на Ford Model T, помогала легче преодолевать подъемы. Рекомендованная для грузовика скорость составляла 24 км/ч для модели со стандартной коробкой передач и 35 км/ч — для трехступенчатой. Стандартный для всех ранних Ford 4-цилиндровый двигатель объемом 2,9 л развивал 20 л. с. и заводился вручную заводной рукояткой. Для автомобиля предлагались как цельнолитые резиновые шины, так и более комфортные пневматические.
Версия для пожарной команды (1919)
Первый легкий коммерческий автомобиль компании поставлялся в виде шасси, на которое можно было установить любой кузов или оборудование — от пожарного насоса до мобильной часовни. Существовали и пассажирские версии, предки современных микроавтобусов. Ford Model TT выпускался не только в Северной Америке (США, Канада), но и в Европе (Trafford Park, Манчестер, Великобритания). В первый год было собрано 209 Ford Model TT, в самый успешный для модели 1926-й продажи превысили 228 000 ед. Легкие грузовики Ford стали особенно востребованы в 1919 году, когда продажи легковых автомобилей находились в упадке из-за Первой мировой войны, но спрос на грузовой автотранспорт вырос благодаря его роли в восстановлении экономики.
Развозной фургон (1920)
Ford Model TT с переднемоторной компоновкой и просторным кузовом на европейском рынке стал своего рода предтечей Ford Transit — линейки популярнейших коммерческих автомобилей, отметившей 50-летие в 2015 году.
Грузовик с защитной сеткой, боковыми пологами и крышей (1924)
До 1965 года компания Ford уже предлагала в Европе фургоны, которые были важным шагом вперед по сравнению с традиционными фургонами на базе универсалов. На различных европейских рынках предлагались две независимые модели: английские фургоны Thames и немецкие FK.
Типичный американский грузовичок начала прошлого века — Ford TT (1924)
Эти модели появились в первой половине 50-х годов: немецкая FK — в 1953 году, а Thames — в 1954-м. Обе были практичны и универсальны. Они внесли свой вклад в послевоенный европейский экономический бум и пользовались успехом на соответствующих рынках. Так, с 1953 по 1965 г. было выпущено 250 тыс. немецких фургонов FK. Любопытно, что именно немецкая модель FK стала первым автомобилем, получившим имя Transit: с 1960 года она стала называться Ford Taunus Transit.
Европейская ветвь. Предтеча Ford Transit — модель FK (1953)
Впоследствии компания Ford решила заменить эти два фургона, разработав совершенно новое поколение, удовлетворяющее потребности всех европейских рынков, продолжив производство в Великобритании и Германии.
Первый Transit покинул сборочную линию завода Ford по производству коммерческих автомобилей 9 августа 1965 г. Это произошло в Лэнгли, графство Беркшир, Англия. В нем уже был целый набор совершенно новых для того времени элементов, таких как печатная схема для приборной доски, возможность установки замка рулевого механизма, боковая дверь для загрузки машины и узлы крепления ремней безопасности. Вскоре после начала выпуска в автомобиль были добавлены и другие инновации — галогенные лампы, бескамерные шины и листовые рессоры, позволяющие уменьшить массу автомобиля. На первых моделях Transit были установлены бензиновые двигатели объемом 1,7 литра и мощностью 74 л. с. или объемом 2,0 литра и мощностью 86 л. с. Первым дизельным двигателем стал Perkins 4/99 мощностью 44 л. с. Однако спустя три года на заводе в английском городе Дагенхаме, возле Лондона, началось производство собственных дизельных двигателей для Transit, которое продолжалось на этом предприятии 37 лет.
Самый первый Ford Transit (1965) и все многообразие его применений
В настоящее время к Ford Transit присоединились такие модели, как Transit Custom, Transit Courier и Transit Connect. Общее количество выпущенных «Транзитов» уже превысило 8 000 000. По результатам 2016 года, автомобили семейства Transit занимают первое место по продажам в 20 странах Европы, а в 2015 г. стали всемирными бестселлерами в своем классе.
Кстати, продажи Transit прошли свою первую миллионную веху в 1976 году, быстро минуя последующие — 1985, 1994, 2000, 2005, 2010 и 2013 гг. В конечном итоге цепь из произведенных машин могла обогнуть земной шар. В среднем клиенты покупали новый Transit каждые 180 секунд в течение всей его истории.
Но время не стоит на месте. К примеру, новый фургон Ford Transit Custom c подзаряжаемой гибридной силовой установкой недавно был представлен в Великобритании. Динамическая презентация автомобиля, способного передвигаться исключительно на электрической тяге, прошла на мероприятии Cenex Low Carbon Vehicle 2017 в городе Миллбрук.
Публичный показ автомобиля состоялся в преддверии масштабного проекта по испытанию коммерческих автомобилей Ford с подключаемым (подзаряжаемым от электросети) гибридным приводом. В рамках испытаний 20 гибридных Ford Transit Custom в течение года будут работать в автопарках клиентов компании. Эксперимент поможет исследовать влияние коммерческих автомобилей на электротяге на качество воздуха в городе, а также изучить особенности их эксплуатации в типичной городской среде.
Серийное производство электрифицированных Transit Custom начнется в 2019 году в рамках глобального проекта Ford по обеспечению клиентов линейкой доступных и практичных электромобилей. Автомобиль оснащен высокотехнологичной гибридной установкой, которая позволяет преодолеть расстояние более чем в 50 км без выбросов вредных веществ в атмосферу. Для увеличения пробега между подзарядками предусмотрен бортовой генератор с приводом от высокоэффективного двигателя EcoBoost рабочим объемом 1 л с турбонаддувом.
Ford Transit разных годов выпуска — 1985, 1994 и 2006
В России семейство Transit представлено собственно моделями Transit (цельнометаллический фургон, шасси, микроавтобус, а также более 25 спецверсий разного назначения), Transit Custom (цельнометаллический фургон) и Tourneo Custom (микроавтобус). Ford Transit нового поколения является лидером продаж в классе легких коммерческих автомобилей среди моделей иностранных брендов в России по итогам 2016 года с долей в сегменте LCV иностранных брендов, превышающей 22 %. Ford Transit для российского рынка выпускается по технологии полного цикла на заводе Ford Sollers в Елабуге с 2012 года.
Ford Transit Custom с подзаряжаемой гибридной силовой установкой. Серийное производство намечено на 2019 год
«Удивительно, что хотя сегодняшние коммерческие автомобили во всем опережают Model TT, по существу они продолжают выполнять ту же работу, для которой были созданы 100 лет назад — поддерживают бизнес в движении», — отметил Ханс Шеп, руководитель подразделения коммерческого транспорта Ford of Europe.
Источник: