Нарушил три раза и больше в течение года — лишаешься водительских прав. Правительственный законопроект на эту тему стал одним из первых, которые одобрила Госдума после выборов. Противники поправок опасаются всплеска коррупции и беспокоятся за судьбу тех, кто часто «за баранкой» из-за профессии
СЧЕТЧИК ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ
О введении наказания для злостных нарушителей говорят довольно давно. Точнее, вспоминают хорошо забытое прошлое. Ведь подобная система существовала в СССР и позже некоторое время в России. Водители имели на руках специальный талон, который нужно было предъявить инспектору наряду с водительским удостоверением. В случае нарушения в талоне делалась просечка. Три «дырки» означали необходимость обязательной пересдачи теории, чтобы получить отобранные права.
Несколько лет назад реанимировать эту систему предложил депутат-единоросс, автор многих изменений в автосфере Вячеслав Лысаков. Он вышел с инициативой лишать водительских прав, если человек набрал своей плохой ездой 200 баллов — это 4 грубых нарушения или 13–15 средних. Но тогда инициативу не поддержали. МВД она показалась слишком сложной.
В итоге принят (на момент написания этой статьи в первом чтении) более простой в применении законопроект от самого МВД. Он серьезно отличается от версии Лысакова.
Итак, как рассказал депутатам замглавы ведомства Игорь Зубов, в КоАП появится новая статья 12.38: «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Лишать прав на год или полтора смогут тех водителей, которые три или более раза привлекались к административной ответственности за разного рода грубые нарушения. То есть «средние» нарушения, как было в поправках от Лысакова, учитываться не будут.
Вот список нарушений, которые чреваты лишением прав за три проступка в год:
— превышение скорости более чем на 40 км/ч;
— нарушение правил движения через железнодорожные пути;
— проезд на запрещающий сигнал светофора;
— невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестка;
— нарушение правил маневрирования;
— выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного движения;
— поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками;
— непредоставление дороги пешеходу или велосипеду;
— езда задним ходом в неположенном месте.
Нарушения можно «комбинировать». «Счетчик» для водителя включается после уплаты первого штрафа — начнет отсчитываться год, в течение которого для лишения прав нужно набрать еще два нарушения. По истечении этого времени они «сгорают». При этом решение о лишении прав может приниматься только в суде.
Еще важно: действие законопроекта не распространяется на случаи, когда нарушение было зафиксировано камерами. Дело в том, что только «в ручном режиме» можно отследить, что нарушитель — именно тот, кто сидел за рулем, пояснил депутатам замглавы МВД.
На тот случай, если у нарушителя нет прав, он получит штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.
ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ
Объясняя необходимость поправок, замглавы МВД рассказал, что с начала года на дорогах страны погибли порядка 14 тыс. человек. При этом порядка 40 % ДТП совершаются рецидивистами.
«У ребят, которые катаются на ‘‘Гелендевагенах’’ и оказываются в центре скандалов, по 50–100 нарушений, и ничего с ними поделать невозможно», — добавил Зубов. Напомним, что в мае «гонки» с полицейскими, которые устроили молодые люди на этом автомобиле, вызвали широкий резонанс. Такие случаи время от времени повторяются и будоражат общественность. Не так давно своим рекордом похвасталась Мара Багдасарян, которая вместе с сыном вице-президента «Лукойла» уходила от полицейской погони. Она умудрилась за полгода набрать штрафов на 250 тыс. руб.
Вводить ответственность для злостных нарушителей, конечно, нужно. С этим согласились депутаты и парламентского большинства, и оппозиции.
Сам Лысаков заметил, что «Россия одна из немногих стран, где не ведется учет предыдущих нарушений водителя». И хотя у нас уже есть ответственность за повторные нарушения, «систематических» нарушителей надо наказывать строже.
Но то, как оказалась оформлена эта идея, вызывает ряд вопросов.
Одна из главных претензий: действительно ли тот, кто нарушил три раза, достоин лишения прав? По этому поводу были замечания у думских представителей «Справедливой России». В версии Лысакова хотя бы можно было нарушить четыре раза. К тому же в расчет он предлагал брать и «средние» нарушения, которые в одобренных поправках игнорируются.
Справедливо ли равнять под одну гребенку «мажоров» на дорогих авто, которым нет дела до ПДД, и честных дальнобойщиков или таксистов, которые за рулем все время? Подумать на эту тему призвал «справоросс» Олег Нилов. «Давайте както отделим тех водителей, которые каждый день крутят баранку, это действительно героический труд, — сказал он во время рассмотрения вопроса в Думе. — Причем никаких льгот пока мы не предоставили. У нас пылятся законопроекты о том, чтобы хотя бы льготы по выходу на пенсию для наших водителей-дальнобойщиков предложить. Ничего мы им не предлагаем, только ужесточаем штрафы, санкции».
Если человек крутит баранку по 8 часов каждый день, то нарушить три раза в год ему будет не так уж и сложно, справедливо заметил Нилов.
Действительно, почему бы не начать карательную операцию именно со злостных нарушителей, которые пренебрегают ПДД действительно систематически?
ВОЗВРАЩЕНИЕ «КОРМУШКИ»
Стоит заметить, что не всегда нарушитель виноват на самом деле, и на дорогах возникает немало ситуаций, когда не нарушить рискованно для себя и для автомобиля.
Например, требование уступить дорогу пешеходам прописано нечетко и не предусматривает случаи, когда, по сути дела, виноват пешеход. Он может «прыгнуть на «зебру» в последний момент, когда автомобиль уже с ним поравнялся», привел пример Вячеслав Лысаков, который считает, что инициатива МВД нуждается в доработке. Или, например, нарушителями становятся водители, которые не видели переходящих дорогу по дальним полосам.
Что касается превышения скоростного режима, то его нередко вызывают необоснованно оставленные после ремонта дороги знаки.
Поворот или перестроение без мигания поворотниками, заезд за стоплинию — штрафы за это при активной езде и вовсе можно получать регулярно. Особенно в условиях заторов в мегаполисах.
В списке не оказалось такого нарушения, как проезд по полосе для общественного транспорта, что поощряет наглость тех автолюбителей, которые считают, что им можно то, что другим нельзя.
Кстати, о «ребятах на ‘‘Гелендевагене’’» и прочих «гонщиках», которых авторы поправок из МВД используют как главный аргумент для поправок. Они-то как раз откупятся, полагают противники внедрения закона. «Тот молодой человек на ‘‘Гелендевагене’’… у него было не оплачено 168 штрафов, — напомнил в ходе обсуждения поправок либерал-демократ Александр Шерин. — А что, спрашивается, его не останавливали? Не усматриваете ли коррупционную составляющую?»
Такой риск действительно очевиден при системе накопления штрафов, происходящего только при непосредственном общении водителя с сотрудником ДПС. Показания видеокамер, напомним, в зачет браться не будут. А ведь только с камерами нельзя договориться.
Напомним, что в 1997 г. лишение прав за проколы в талоне и было отменено из-за того, что являлось одной из главных «кормушек» гаишников. Договориться можно было или с сотрудником на дороге, или с руководством подразделения, чтобы права вернули без пересдачи.
Дополнительные основания для создания «кормушки» из нового закона создает и альтернатива в виде штрафов для уже лишенных прав. Под этим «соусом» ребята на дорогих авто, которым штрафы в 10–30 тыс. руб. как семечки, могут нарушать и дальше, предположил депутат Олег Нилов. А пострадают как раз люди, у которых нет таких денег.
Согласно предложению думских «справороссов», таких нарушителей надо отправлять на принудительные работы, причем на несколько месяцев.
Депутаты попросили прокомментировать риск всплеска коррупции своего собеседника из МВД. Игорь Зубов лишь пояснил, что с дорог сейчас «жесточайше изгоняют взяточников».
Источник: