На протяжении всего XX века американские автодизайнеры изо всех сил пытались идти в ногу со своими коллегами в авиационной и аэрокосмической промышленности. Обе группы претендовали на внимание и воображение американских граждан. В конечном счёте апологеты автомобильной техники осознали, что недостаточно просто пришлёпнуть колёса к самолёту или ракете и назвать всё это автомобилем. Хотя в процессе осмысления этой позиции создавались концепты, демонстрирующие как могли бы выглядеть транспортные средства будущего.
Вот некоторые грандиозные концептуальные автомобили, преподавшие хороший урок на будущее американским автодизайнерам, да и не только им.
СЕДАН TUCKER 1948 ГОДА, ПОХОЖИЙ БОЛЬШЕ НА ДЕЛЬФИНА
Этот седан был продвинутым автомобилем, задуманным Престоном Такером, американским инженером и предпринимателем, и недолго выпускаемым в Чикаго в 1948 году. Только 51 образец был сделан прежде чем компания прекратила существование 3 марта 1949 года. Как известно, первой, полностью новой послевоенной моделью был Studebaker. Но Такер выбрал иной путь, разработав безопасный автомобиль с инновационными функциями и современным дизайном. Его технические характеристики призвали к двигателю задней установки, как Porsche, дисковым тормозам, впрыску топлива и обитой приборной панели. Конечный автомобиль составлял только 1524 мм в высоту, но был очень просторен внутри. Он обладал направленной третьей фарой, получившей название «Глаз циклопа», для использования в поворотах. Она освещалась, когда автомобиль правился рулём более чем на 10 градусов. Дизайн кузова подоспел от Алекса Тремулиса и был назван самым аэродинамическим в мире. Хотя он по-прежнему носил крылья довоенного типа, он выглядел поразительно современным. Математически вычисленный коэффициент лобового сопротивления был только 0,27, хотя оно округлялось публично до 0,30. Сегодня у седана 48-го известность гораздо большая, чем можно было бы ожидать от его скромного тиража. Из 51 автомобиля, выпущенных (50 производственных и 1 прототип), 47 всё ещё существуют, большинство в отличном состоянии.
Однако просчёт дизайнеров состоял в том, что они старались сделать автомобиль наподобие истребителя Второй мировой войны, а получили автомобиль, больше похожий на дельфина.
FORD NUCLEON 1958 ГОДА — КОНЦЕПТ С ЯДЕРНЫМ РЕАКТОРОМ
Ford Nucleon был 3/8-масштабной моделью концептуального автомобиля, разработанного Ford Motor Company в 1958 году, чтобы продемонстрировать как мог бы выглядеть автомобиль с ядерной установкой. Транспортное средство должно было снабжаться маленьким ядерным реактором в задней части этого необычного автомобиля, основанного на предположении, что он однажды, возможно, будет восстановлен в размерах. Автомобиль должен был использовать паровой двигатель, приводимый в действие расщеплением урана, подобно тому, как работают ядерные субмарины.
Дизайнеры считали, что Ford Nucleon в состоянии проехать 5,000 миль (8,000 км) или больше ‒ в зависимости от размера активной зоны реактора ‒ без перезарядки. После чего Nucleon должен был попасть на зарядную станцию, где активная зона будет перезаряжена или заменена новой. Ford рассчитывал этими зарядными станциями заменить традиционные АЗС.
Пассажирская кабина Ford Nucleon имела цельное, безстоечное ветровое стекло и многослойное заднее окно и была увенчана консольной крышей. На переднем крае крыши и в основании её опор располагались воздухозаборники. Пассажир Nucleon был максимально защищён от реактора сзади, представляющего потенциальную опасность. Поэтому кабина была выдвинута вперёд по сравнению с традиционным дизайном, даже за переднюю ось, таким образом, она также оказывала максимальную осевую поддержку тяжёлому оборудованию и сопутствующему его экранированию.
Молодой дизайнер Джим Пауэрс делал всё возможное для создания автомобиля, похожего на реактивный истребитель, а получилась настоящая бомба, но не стильная машина.
CHRYSLER GILDA 1955 ГОДА — САМЫЙ КРУТОЙ КОГДА-ЛИБО СДЕЛАННЫЙ CHRYSLER
В 1954 Вирджил Экснер (Virgil Exner), директор по моделированию на Chrysler, создал из глины модель, способную показывать его замыслы, какие аэродинамические идеи он хотел бы видеть в будущем на чертежных досках своих дизайнеров. Образец модели был отделан в чёрном цвете и был поставлен на стол Экснера. Там его заметил Джованни Савонуцци, главный стилист в известном кузовном ателье Ghia. Савонуцци сразу же захотел создать автомобиль с той же самой формой образца модели.
Впервые Ghia Streamline был показан публике на автосалоне в Турине, Италия, в 1955 году. Сегодня автомобиль известен как Ghia Gilda, благодаря киноперсонажу знаменитой Риты Хейворт в фильме 1946 года. Дизайн был потрясающим, и планировалось снабдить автомобиль газовой турбиной, но в течение многих лет Gilda оставалась лишь макетом.
После турне по нескольким автомобильным шоу в Европе, в 1955 автомобиль был отправлен США, где в октябре 1955 Музей Генри Форда с гордостью стал новым владельцем. В некоторых источниках упоминается, что автомобиль был оснащён 1.5-литровым двигателем OSCA, который по идее не был базовым, и анонсировалась максимальная скорость 140 миль в час.
В 2001 году Blackhawk Collection, специализирующаяся на приобретении и продаже единственных в своём роде классических и спортивных/гоночных автомобилей, предлагает Gilda за 125,000 $. Там его приобрёл нынешний владелец г-н Скотт Грандфор. Г-н Грандфор произвёл полную реставрацию и добавил газовую турбину под задним капотом. Поэтому автомобиль привлекает большое внимание при его запуске.
Он является, возможно, самым ярким примером автомобильного дизайна реактивного самолёта пятидесятых. Хотя есть и противоположное мнение, согласно которому Ghia Gilda выглядит совсем как дешёвая карнавальная машина.
ДВЕ ЖИЗНИ CADILLAC CYCLONE 1959 ГОДА
Концепт Cadillac Cyclone 1959 года был разработан для тестирования новых модификаций и инженерных идей. Его дизайн был в большой степени вдохновлён авиацией и ракетными конструкциями 1950-х. У двухместного пассажирского автомобиля имеется цельный прозрачный пластиковый верх, который плотно прилегает к панорамному ветровому стеклу, чтобы предоставлять водителю истинный 360-градусный обзор. Если он не используется, навес с механизированным приводом сворачивается назад под плоскость крышки багажника. Он автоматически поднимается на ходу при открытии любой двери.
Среди его продвинутых инженерных особенностей фигурирует радиолокационное устройство, которое просматривает шоссе и предупреждает водителя с помощью электронных средств об объектах на его пути. Большие, двойные носовые обтекатели перед автомобилем вмещают ощущающие близость модули. Они в электронном виде извещают водителя как со звуковым сигналом, так и с лампой аварийной сигнализации, если объект находится на его пути.
При нажатии на кнопку раздвижные двери Cyclone перемещаются наружу от автомобиля на три дюйма. Скользящие плавно на шариковых подшипников, они могут быть полностью задвинуты обратно для лёгкого входа.
Концепт приводится в действие 325-сильным двигателем на 390 кубических дюймов, расположенным носовой части автомобиля. Он имеет скромный карбюратор, алюминиевый радиатор поперечного потока и сдвоенные вентиляторы. Глушитель и выхлоп расположены в передней части моторного отсека с выпускными отверстиями только перед передними колесами.
Внутри приборы сгруппированы подобно приборной панели самолёта. Переговорное устройство позволяет пассажирам общаться с людьми за пределами автомобиля, не поднимая верх над кабиной.
Это был последний концепт-кар родоначальника плавникового стиля «Кадиллаков» Харли Эрла перед его выходом на пенсию в 1958 году. После выхода на пенсию Эрла Биллом Митчеллом, как вице-президентом и шефом по дизайну, плавники Cyclone были вырублены, задние фонари переставлены к концам бампера, колпаки заменены, купол сверху снят и жемчужно-белая краска изменена на серебро. Затем автомобиль стал известен как концепт Cadillac Cyclone XP-74 1964 года.
FIREBIRD III 1958 ГОДА — ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ GM, ВДОХНОВЛЁННЫЙ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРОЙ
Очарованные обтекаемым профилем реактивного воздушного судна, Харли Эрли его команда разработали серию трёх концепт-каров, вдохновлённых реактивными самолётами и снабжённых газотурбинными двигателями.
Firebird I 1954 вмещал только одного человека и выделялся острым носом, треугольными крыльями и вертикальным хвостовым плавником.
1956 Firebird II обладал улучшенной газовой турбиной (с температурой выхлопа 225 градусов по Фаренгейту против палящих 1250 градусов Firebird I, и вмещал 4 человек. Он был также первым автомобилем, демонстрирующим дисковые тормоза и полностью независимую четырёхколесную подвеску.
Последний из серии, Firebird III 1958 года, был наиболее рациональным из всех с широким коническим носом, отдельными «авиационными» кабинами для водителя и пассажира и высоким спинным плавником на хвосте. Его аэродинамический кузов из стекловолокна был перламутрового серебристо-золотистого цвета. Задние колёса полностью скрывались под крыльями-воздухозаборниками. Силовую установку составляли газотурбинный двигатель Whirlfire GT-305 на 225 л. с. и двухцилиндровый бензиновый двигатель на 10 л. с. Он также снабжался ручкой управления как у истребители, заменившей традиционные рулевое колесо, тормозную педаль и акселератор, а двери «Крылья бабочки» внушительных размеров открывались вверх посредством ультразвуковых ключей. Для практичности он оснащался круиз-контролем, антиблокировочной системой тормозов и кондиционером, как и инновациями космической эры, подобными автоматизированной системы наведения для избежания несчастных случаев и специальному воздушному тормозу как в самолётах. С девятью плавниками Firebird III остаётся последним плавниковым автомобилем.
Хотя мало что из ряда конструктивных особенностей было перенесено в другие машины, газотурбинная силовая установка Firebirds заложила основу для новых достижений в области технологии двигателей. И конечно же, название Firebird было продолжено другим Firebird на Всемирной выставке 1964 — популярным серийным автомобилем Pontiac Firebird.
OLDSMOBILE GOLDEN ROCKET 1956 ГОДА — КОНЦЕПТ РЕАКТИВНОГО ВЕКА
Концепт Oldsmobile Golden Rocket 1956 года, золотистый 2-местный легковой автомобиль, впервые появился на GM Motorama 1956 года. Это было нечто среднее между реактивным истребителем 1950-х и космическим кораблём прямо из научной фантастики. Задние крылья Rocket с заниженными для того времени плавниками выглядели как торпедные ракеты, а стекловолоконный кузов с раздельным задним окном обладал встроенными бамперами типа nerf, ещё более напоминая ракету.
Чем Rocket действительно блистал, так это компоновкой своего интерьера. Кожаная обивка была синей и золотой, спидометр располагался в центре двухспицевого рулевого колеса с регулируемым наклоном посредством кнопок, что было настоящей инновацией того времени и делает его одним из первых автомобилей с подобным устройством управления. Средства управления были разработаны подобно рычагам кабины самолёта, а лобовое стекло загибалось назад для сильного эффекта.
Крыша состояла из двух смежных панелей. Они объединялись друг с другом в центре, но как только открывалась любая дверь, соответствующая панель крыши автоматически поднималась, а сиденье повышалось на 3 дюйма и поворачивалось наружу для лёгкого входа и выхода.
Под капотом Rocket располагался двигатель V8 объёмом 3,839 кубических см, производящий 275 лошадиных сил, что было достаточно впечатляющим, учитывая, что снаряженная масса была около 1134 кг.
Концепт был признан одним из самых красивых выставочных автомобилей GM 1950-х. Хотя машина сама по себе, видимо, исчезла в дыму после Motorama 56.
Автор Vlad Gamd
Источник: