В этом году столетие со дня появления своего первого грузовика празднует один из мировых лидеров — немецкий концерн MAN. Не случайно в разные годы грузовики этой марки семь раз завоевывали победу в конкурсе «Грузовик года», еще девять — автобусы, в качестве «Автобусов года» (городских и туристических).
История компании начинается в 1898 году с объединения двух предприятий под названием «Машиностроительная фабрика Аугсбург-Нюрнберг» со знаменитой теперь аббревиатурой МАН. За долгую историю она занималась выпуском различного оборудования, мостовых конструкций, трамваев и вагонов.
С самых ранних лет MAN был пионером в разработке самых передовых новаций в машиностроении. Именно здесь Рудольф Дизель разрабатывал свой первый двигатель с воспламенением от сжатия в период с 1893 по 1897 год. Правда, позднее он перешел в швейцарский Saurer.
И вот в 1915 году появляется первый дизельный грузовик MAN-Saurer, оснащенный 4-цилиндровым мотором мощностью 45 л. с. К 1918 году в Нюрнберге выпускалось уже около тысячи машин в год. Примечательно, что еще до революции машины этой марки впервые попали в Российскую империю — несколько шасси использовались пожарными дружинами.
В 1923 году в фирме создали первый в мире автомобильный дизель с прямым впрыском. В 1924 году появился первый автобус на специальном пониженном шасси, а 1926 году — шеститонный трехосный грузовик. В течение 1930-х годов была разработана обширная гамма грузовиков грузоподъемностью от 3 до 8 тонн. Тогда же был внедрен ряд новшеств — вертикальные форсунки Роберта Боша, конусообразные камеры сгорания, пневмопривод тормозов.
Самый на тот момент мощный в мире дизельный грузовик — трехосный MAN К, 1926 г.
В 1938 году MAN сделал первое приобретение, купив австрийскую фирму по производству грузовиков OAF, которая стала подразделением по производству специальных машин.
Перед Второй мировой войной у MAN появились еще более передовые дизели с полусферической камерой сгорания и несколько серий военных полноприводных грузовиков.
Уже в 1930-е годы фирма была авторитетным производителем автобусов, в том числе особой вместительности
В первые послевоенные годы MAN выпускал единственную предвоенную серию пятитонок МК. Однако уже в 1951 году было представлено новое передовое семейство дизелей «М», имевших два новшества. Впервые в Германии был создан двигатель с турбонаддувом, а также V-образная «восьмерка». Первым таким серийным автомобилем MAN стала семитонная модель 750, развивавшая мощность 155 л. с. Оснащенные такими двигателями машины образовали линейку из пяти машин грузоподъемностью от 5 до 9 тонн.
Первое послевоенное новое капотное семейство 750
Передовые разработки фирмы вызвали резкое повышение спроса, что потребовало увеличения производственных мощностей. Поэтому в 1955 году на базе выкупленного у фирмы BMW завода в Мюнхене было создано головное производство. К середине 1960-х там выпускалось более 12 000 машин в год — капотной и бескапотной компоновки, грузоподъемностью от 5 до 20 тонн.
Эти годы стали эпохой выхода MAN на международные рынки, еще с начала 1960-х годов почти 30 % продукции продавалось за границу.
В 1963 году началось сотрудничество с французской корпорацией Saviem. В начале кооперации MAN поставлял в больших количествах свои тяжелые двигатели, а взамен получил готовое семейство легких машин SM и французские кабины для тяжелых серий.
Разработанная французами, в Германии легкая серия была известна под именем МАN, во Франции — Saviem, а у нас — под чешской маркой Avia
Неудивительно, что интерес к передовой технологии проявили не только французы. Лицензии на производство тяжелых машин приобрели венгерская Raba и румынский DAC. Последний позднее перепродал ее в Китай, где потомков этой серии под маркой Huanghe собирали до конца прошлого века. Примечательно, что Советский Союз предпочитал закупать оригинальную продукцию, невзирая на организацию СЭВ. Так, начиная с 1970-х годов небольшими партиями закупались тягачи OAF Jumbo мощностью 400 л. с. для перевозки негабаритных грузов.
Примерно в те же годы началось малоизвестное сотрудничество в разработке тяжелых двигателей с Daimler-Benz, что привело в конце концов к появлению именитой ныне фирмы MTU.
Самый мощный в гамме 1970-х тягач MAN 8х4 оснащался дизелем совместного предприятия MTU и развивал 700 л. с.
Тогда же начала формироваться широкая сеть филиалов по всему миру — в Турции (MANAS), Индии (Shakti-MAN), ЮАР и Южной Корее.
А в 1968 году MAN обратил свое внимание на другую известную немецкую фирму — Bussing, находившуюся в тяжелом положении.
К 1971 году он присоединил ее к себе полностью, и именно с тех пор на радиаторах машин появился знаменитый символ — лев. По наследству от Bussing «МАНу» досталась линейка ее фирменных горизонтальных дизельных двигателей, которые устанавливались за кабиной под рамой.
К середине 1970-х компания предлагала обширную гамму машин грузоподъемностью 1,6–44 тонны и мощностью двигателей от 70 до 750 л. с. Тогда же V-образные дизели были заменены рядными, и был впервые применен модульный принцип их конструирования. оснащенный таким 6-цилиндровым дизелем грузовик19.280 завоевал первое место на конкурсе «Грузовик года» в 1977 году.
Австрийский филиал, OAF, изготавливал специальные исполнения машин, как этот тягач, закупленный еще СССР
Кроме гражданских машин, MAN пристальное внимание уделял специальной технике, в том числе военной. Еще в 1956 году он выиграл тендер на поставку 30 000 автомобилей модели 630L для Бундесвера. В конце 1974 года военное ведомство Германии подписало контракт на закупку нового семейства специально разработанных полноприводных машин серии N.
Эта серия, неоднократно модернизируясь, производится до сих пор. На шасси этой гаммы (4х4, 6х6, и 8х8) МАN разработал целый ряд аэродромных специальных автомобилей серий Panther, Simba, Buffalo и других.
В начале 1980-х годов MAN снова скооперировался для производства машин легкого класса (модели серии G) взамен устаревших, на сей раз с «Фольксвагеном». Они выпускались на бывшем заводе Бюссинга в пяти моделях грузоподъемностью от 5 до 10 тонн.
Продукт легкого класса совместной разработки с будущим хозяином, концерном Volkswagen
А в классе тяжелых машин MAN снова ожидала победа. В 1980 году его машина 19.321, укомплектованная двигателем семейства D25 с турбонаддувом, получила очередное звание «Грузовик года». В 1986 году эту серию сменила новая, получившая название F90, с обновленной кабиной и двигателем, которая тут же стала обладателем титула «Грузовик 1987 года». Год спустя к ней присоединилось семейство среднего класса М90 полной массой 12–24 тонны.
В начале 1990-х были представлены новые поколения рядных 4-, 5- и 6-цилиндровых моторов семейств D08 и D28. Тогда же была выкуплена австрийская компания Steyr с огромными традициями производства грузовиков. В середине девяностых стартовала новая гамма «2000» — легкая L, средняя M и тяжелая F. Последние предлагались в 65 вариантах полной массы — 19–55 т, с колесными формулами от 4х2 до 10х4. На них устанавливались высокоэкономичные двигатели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Комфортабельные кабины имели несколько вариантов длины и ширины, в том числе Commander — с увеличенной высотой и двумя спальными местами и Silent — с улучшенной звукоизоляцией и специальной мягкой подвеской.
Именно в те годы началось близкое знакомство перевозчиков СНГ с продукцией немецкой марки. Помимо большого количества машин со вторичного рынка, хлынувших в страну, появились и новые. Так, в 1994 году ОАО «Газпром» купило более 200 самосвалов для работы в суровых условиях российской Сибири. Собранные австрийским филиалом OAF необычные трехосные машины полной массой 36 тонн оснащались воздушными дизелями Deutz мощностью 330 л. с.
Впрочем, новое поколение оценили не только страны Содружества — в 1995 году тяжелое семейство в четвертый раз завоевало титул «Грузовик года». Не останавливаясь на достигнутом, уже в 1998 году компания провела модернизацию всей гаммы, получившей дополнительное название серии Evolution. Продолжилась и мировая экспансия. Образовались новые СП, в том числе в Белоруссии. В 1999 году к концерну присоединился польский Star, через год — британский ERF.
«Грузовик года 1995» — флагман MAN F2000
С началом нового тысячелетия MAN презентовал совершенно новое поколение тяжелого класса TG-A (Trucknology Generation А). Это обширное семейство разного назначения с новыми двигателями мощностью 310–520 л. с. и пятью вариантами кабин получило награду «Грузовик года» в 2001 году, уже в пятый раз.
К середине десятилетия появились аналогичные семейства легкого и среднего класса, соответственно TGL и TGM. В 2005 году машины младшего семейства получили титул «Грузовик года» — в шестой раз.
Новейшие семейства популярны во всем мире, включая и нашу страну
Скорость развития технологий ХХI века растет поразительными темпами. Чтобы остаться конкурентоспособным, необходимо ей соответствовать. Поэтому уже в начале 2007 года тяжелая гамма машин MAN снова была обновлена. Новые версии получили названия TGX (тягачи-флагманы) и TGS. Невзирая на внешнее сходство, машины внутренне изменились кардинально, в них появилось несколько тысяч новых деталей. В результате серьезно улучшилась аэродинамика и уменьшился расход топлива. Обновленный интерьер нового семейства способен удовлетворить самого взыскательного клиента, ведь эталоном ему послужили… легковые автомобили Audi.
Неудивительно, что эти машины безоговорочно победили в очередном конкурсе «Грузовик года» в 2007 году. Получившая в седьмой раз награду фирма MAN остается одним из мировых лидеров в производстве коммерческого транспорта.
Источник: