Детским стишком хотелось бы предварить итоги нашего путешествия на самый юг африканского континента. Несмотря на все опасения, именно Африка уже в третий раз становится местом финала международного внедорожного состязания Spirit of Amarok.
Действительно, юг Африки место не для слабонервных. Чего только стоят надписи на щитах: «Из машин не выходить, возможно появление змей». Или увещевание организаторов: «Убедительная просьба не совершать вечерние прогулки за пределы лагеря во избежание встречи с дикими животными» (тут же вспомнилось «А-ах, крокодилы, бегемоты…»). И как не поверить во все это, когда во время проведения этапов состязания по трассе постоянно сновали то обезьяны, то антилопы.
Началось же все с того, что мы прибыли в ЮАР, в небольшой международный аэропорт Крюгера (Kruger Mpumalanga International Airport), что в получасе езды от Мбомбелы. Как и положено, нас встретила 30‑градусная африканская жара. Времени на раскачку организаторы Spirit of Amarok не дали. Всех рассадили экипажами по пикапам и отправили: соревнующихся в палаточный городок, остальных в отель в 2,5 км от лагеря.
Несколько слов о самом мероприятии. Ежегодное состязание Spirit of Africa было создано в 2004 году легендой ралли Сарелом ван дер Мерве, чтобы дать обычным водителям возможность проверить свои внедорожные навыки вождения в конкурентной среде. С 2010 года автомобилем для заездов стал Volkswagen Amarok, сделав Spirit of Amarok международным внедорожным состязанием.
Благодаря конкурсному отбору 20 лучших команд из 500, участвующих в отборочных турах в разных странах, приглашаются принять участие в сложном финале. На этот раз он проводился в предместье Нелспрейта (провинция Мпумаланга), на ферме Алкмаар, по совместительству служащей внедорожной трассой для «отщепенцев». За 230 рандов вы можете вдоволь накататься по ней. К этому обстоятельству мы еще вернемся.
В России этот проект состоялся уже во второй раз. Впервые внутренний отбор соревнования, запущенный маркой «Volkswagen Коммерческие автомобили», прошел в 2017 году в Челябинске. Для того чтобы побороться за главный приз — поездку в Африку, претендентам на победу необходимо было зарегистрироваться на официальном сайте и создать свою команду. 112 участников, попавших в шорт-лист, получили возможность продемонстрировать свои навыки экстремального вождения на внедорожной трассе отборочного тура соревнования «Герой Amаrоk» в Москве в июле.
В этом году в состязании Spirit of Amarok впервые приняло участие 20 команд из 10 стран: Австралия, Ботсвана, Дания, Германия, Намибия, Россия, Тайвань, Южная Африка, Швеция и Чешская Республика. Россию представляли два экипажа: Андрей Ламтешкин и Виталий Шульженко, Денис и Яна Гавриловы.
В ходе испытания, по его условиям, все участники должны пройти ряд сложных трасс, в которых акцент делался на скорость, технические навыки вождения и работу в команде. На скоростном этапе команды должны были проехать заданный маршрут за максимально короткое время, избегая установленных на трассе препятствий. Технические этапы проходили на сложной внедорожной местности, такой как песок или горы. Всем экипажам предоставлялось определенное время для предварительного прохождения маршрута. Команды получали по 100 очков в начале каждого технического заезда, которые вычитались, если экипаж задевал препятствия, вынужден был развернуться или финишировал позже указанного времени. В дополнение к испытаниям на скорость и технику вождения участники выполняли и другие задачи, необходимые для завершения внедорожных соревнований, такие как замена шин и устранение неисправности в автомобиле.
В первый день все были отправлены знакомиться с некоторыми из этапов. Устроители таким образом хотели заодно подготовить экипажи к пикапам с правым рулем и механической коробкой передач. Нас, правда, пожалели и посадили на пикапы с автоматами. Дороги-то в ЮАР с левосторонним движением. Кстати, весьма неплохие. «Белые люди» определенно знали в этом толк.
На следующий день, буквально с ранья, начались трудовые будни. Этап за этапом соревнующиеся начали доказывать свое мастерство. Получалось не у всех. Не повезло и российскому семейному экипажу: штурман оплошал с секундомером, отчего наметился разлад.
К слову, стало нормой примешивать к соревнованиям политику. Так и здесь. Экипажу из Тайваня пришлось убрать наклейку своего флага, причем не только со своей машины, но и со всех атрибутов состязания. Как бы чего не вышло. В итоге, то ли расстроившись, то ли по недосмотру, они проскакивают коридор и пятятся задом — непростительная ошибка, карающаяся серьезным штрафом.
Чтобы мы прочувствовали всю серьезность момента, нас также запустили на некоторые из этапов состязания. Итогом этих прохождений стали оторванные накладки и покореженные бамперы.
Экватор состязаний определил первую десятку. При этом все остальные могли паковать чемоданы. В числе аутсайдеров оказался и наш семейный экипаж. Скорее всего, им так и не удалось преодолеть разлад, и на одном из виражей они протаранили ограду. В итоге покоцанная машина и дисквалификация.
Оставшаяся десятка продолжила победный путь к Олимпу. В общекомандном зачете чемпионами внедорожного вождения стали участники из Южной Африки, у Австралии второе место, у Ботсваны третье. Индивидуальную победу на международной арене одержал также южноафриканский экипаж — Жан-Дениэль Крюгер и Л. Д. Эрасмус. Помните, обмолвился о местной трассе? Похоже, ребята в свободное время вдоволь по ней накатались…
Команда из России (Андрей Ламтешкин и Виталий Шульженко) заслуженно вошла в десятку лучших, заняв 7 место в индивидуальном зачете и 9 место в общем вместе со вторым экипажем Дениса и Яны Гавриловых.
Памятуя о том, что помимо трудовых будней должны присутствовать и положительные эмоции, устроители состязания предоставили нам возможность ознакомиться с местными достопримечательностями. Если помните, уже упоминал о том, что в нашем распоряжении постоянно находился пикап.
Посмотреть было на что. Прежде всего, это Национальный парк Крюгера. Колеся по его дорогам и дорожкам, можно было наблюдать за дикими животными в естественном состоянии. Нам повезло: видели слонов, жирафов, множество антилоп, мартышек. Главный «улов» — отдыхающая в тени деревьев львица. Непреложное условие: категорически нельзя покидать пределов автомобиля.
Вторая по значимости достопримечательность — это «Окно Бога» с видом на дождевой лес с полукилометровой высоты и, конечно же, каньон Blyde River с его великолепными водопадами.
Все это было бы невозможно увидеть, не имей мы под собой «собственный» Amarok. Нам достался навороченный вариант с дизельным двигателем V6 TDI и автоматической коробкой передач. В трансмиссии присутствовал самоблокирующийся межосевой дифференциал повышенного трения. Распределение тяги в обычном режиме 60:40 в пользу задней оси делает поведение пикапа более спортивным и предсказуемым. С изменением дорожных условий автоматически меняется и распределение крутящего момента по осям.
Преодолевать сложные участки трассы и подниматься в горку под углом 45° помогают широкая колея и низкий центр тяжести, которые обеспечивают Amarok отменную устойчивость на пересеченной местности. Во время движения на спуске электроника регулирует обороты двигателя и выборочно подтормаживает колеса, контролируя безопасную скорость пикапа на спуске в условиях бездорожья.
Все это мы прочувствовали в полной мере, «ползая» по спецучасткам состязания и «в свободном плавании» по дорогам Мпуталанги. В общем, не знаю, как участники команд, а мы получили истинное удовольствие.
Источник: