В начале июля нынешнего года на пост генерального директора подразделения компании Bridgestone заступил Скотт Гловер, который до этого занимал пост управляющего директора компании GM-Автоваз. О том, каким г-н Гловер увидел российский рынок шин, и о месте компании «Бриджстоун СНГ» в этом бизнесе мы и беседовали
Как закончился для подразделения «Бриджстоун СНГ» 2016 год? Удовлетворены ли вы его результатами?
Эти два вопроса подразумевают два совершенно разных ответа. В течение прошлого года мы наблюдали начало восстановления российского рынка шин. И происходило оно в непростое время: прохождение дна кризиса, падение спроса на рынке легковых автомобилей, стабилизация российской экономики и постепенный рост потребления. Но, несмотря на эти первые «признаки жизни», экономика остается довольно слабой, и наша эффективность была не столь высокой, как нам хотелось бы, в частности, с точки зрения объемов продаж. Хорошей новостью является то, что благодаря нашей инновационной продуктовой линейке нам удалось сохранить лидерство в сегменте зимних нешипованных шин премиум-класса. Удовлетворен ли я результатами? Едва ли! Мы можем и должны быть лучше! Во-первых, потому что борьба за долю рынка в шинном сегменте невероятно высока, а во-вторых, шинный бизнес, в отличие от традиционных оптовых продаж, эволюционирует в клиентоориентированную плоскость. Объемы в меньшей степени зависят от количества новинок и уровня цен, но есть прямая зависимость от качества и охвата розничной сети, опыта ее сотрудников, а также от скорости реагирования — как между партнерами, так и в отношении конечных потребителей, которые делают выбор в пользу нашей продукции. Откровенно говоря, к этой новой реальности мы адаптировались недостаточно быстро, но, к счастью, у нас достаточно ресурсов, которые помогают нам справляться — это высокий уровень обслуживания клиентов, который мы предоставляем в наших фирменных шинных центрах сети Pole Position по всей России. С точки зрения оперативной доставки продукции мы станем доступнее после запуска нашего современного шинного завода, официальное открытие которого состоялось в мае 2016 года в Ульяновске.
Многие представители иностранных компаний, работающих в России, сохраняют оптимизм, говоря о том, что российский экономический кризис может быть глубоким, но он скоротечен. Вы разделяете подобное мнение?
Вряд ли смогу дать объективный ответ на этот вопрос, поскольку я предвзят: я люблю эту страну, провел здесь многие годы и был всегда убежден, что в России великолепные возможности для развития и роста. Почему? Здесь множество отлично образованных людей, с амбициями и мечтами — как материальными, так и в плане саморазвития. И у этих людей есть стремление и энергия, чтобы реализовывать свои мечты. Но нужно признать, что экономические условия остаются непредсказуемыми, люди все еще восстанавливаются после глубокого экономического кризиса, а многие банки находятся в нестабильном состоянии. Как результат, построение точных прогнозов для любой отрасли — глупое занятие. Но, как было сказано выше, я (и, что более важно, компания Bridgestone) верю в Россию. Возврат к интенсивному росту по-прежнему далек, но на рынке есть потребители, ориентированные на бренды, уравновешивающие цену с эффективностью, безопасностью, инновациями, высоким уровнем сервиса и репутацией. Как производитель, Bridgestone всегда стремится обеспечить высокий уровень безопасности и комфорта для своих клиентов.
Пришлось ли компании Bridgestone менять стратегию исходя из экономической ситуации?
Не совсем. Прежде всего, мы завершили строительство нашего завода по производству шин мирового уровня в Ульяновске — инвестиции в размере 350 млн долларов в период кризиса говорят сами за себя. Во всяком случае, это показатель того, насколько серьезно Bridgestone относится к российскому рынку, а также рынку стран СНГ. Во-вторых, несмотря на снижение общего объема продаж автомобилей в последние годы, доля премиальных автомобилей остается достаточно высокой — это один из наших ключевых сегментов. Хорошим примером могут послужить продажи кроссоверов и внедорожников, которые составляют треть всего рынка продаж.
Есть ли отличия, применительно к шинной отрасли, в моделях бизнеса в Европе, Азии и России?
Как новичок в шинном бизнесе, я, возможно, не лучший человек, которому следует задавать этот вопрос. Из моего опыта в автомобильной промышленности (я работал в США, Западной Европе и России) — конечно, существуют различия в работе компаний, но многие из этих различий связаны с внутренними аспектами процессов и не определяют направление бизнеса. Гораздо важнее потребители, чьи товарные и сервисные предпочтения могут существенно отличаться от страны к стране, независимо от отрасли. Простой пример: шипованные зимние шины являются важной частью бизнеса здесь, в России, но запрещены в большинстве стран Западной Европы из-за ущерба, который они наносят дорожному покрытию и окружающей среде. Ущерб дорожному покрытию и негативное воздействие на окружающую среду существенны и в России, но изменение шаблонного поведения покупателей требует длительного времени. Несмотря на эти различия, Bridgestone как глобальная компания и бренд номер один в мире стремится к применению общего, системного подхода в работе на всех рынках, где она присутствует, будь то Россия, США, Япония, Германия или Южная Африка. В рамках политики социальной ответственности компании Bridgestone «Наш путь к служению» мы фокусируемся на трех приоритетных областях: социальная мобильность, человеческие ресурсы и окружающая среда. Эта концепция отражает философию основателя нашей компании г-на Исибаши: «Служение обществу товарами наивысшего качества». Поэтому мы стремимся стандартизировать и оптимизировать все наши бизнес-процессы и быть прозрачным партнером, предоставляющим самые качественные товары и услуги своим клиентам по всему миру, независимо от страны производства продукции.
Ряд шинных компаний, основным продуктом которых был премиальный сегмент, сегодня активно развивают срегмент среднеценовой. Произошла ли переориентация акцентов в сегментах шин Bridgestone
Летом 2017 года компания Bridgestone представила на российском рынке свой второй бренд Firestone, который позиционируется в более доступном сегменте. Продукция Firestone давно признана многими операторами грузовой, крупногабаритной и сельскохозяйственной техники в России, и я с детства отлично помню пассажирские шины Firestone в Соединенных Штатах, а также гоночные шины для серии Indy 500, которая проходила в моем родном городе Индианаполисе. К слову, Bridgestone активно участвует в серии гонок IndyCar даже сегодня! Firestone — это один из самых популярных брендов в США с интересной историей длиной в 117 лет. Одной из первых моделей, доступных для российских водителей, стала Touring FS100 — летняя шина для ежедневного использования, надежный продукт по привлекательной цене. К зимнему сезону мы готовим новую модель в сегменте шипованных шин Firestone Ice Cruiser 7. Эта шина предназначена для владельцев автомобилей, ценящих баланс между высокой производительностью и умеренной ценой. Ice Cruiser 7 обладает отличным сцеплением на ледяных и снежных дорожных покрытиях и станет отличным приобретением как для автомобилистов с большим опытом вождения, так и для новичков. Однако мы не собираемся отказываться от сегмента «премиум». Для ценителей продукции Bridgestone этой зимой мы представляем нашу новую шипованную шину для кроссоверов и внедорожников — Blizzak Spike-02 SUV, которая демонстрирует непревзойденный уровень безопасности и надежность, теперь доступную для большинства кроссоверов.
Есть ли изменения акцентов внутри сегментов продукции Bridgestone?
Мы адаптируем наш модельный ряд в соответствии с актуальными тенденциями рынка в сторону увеличения доли внедорожников и кроссоверов, но вместе с этим подстраиваемся под движение спроса на продукцию среднеценового сегмента, расширяя модельный ряд Firestone.
Есть ли необходимость в расширении дилерской сети? И, если да, то какие российские регионы наиболее интересны в плане дальнейшего развития?
Наша сеть Pole Position насчитывает более 110 фирменных шинных центров в России и на Украине, и мы активно работаем над улучшением качества предоставляемых услуг в нашей сети, а также расширением ее географии. Мы хороши, но, следует признать, пока недостаточно хороши, и конкуренция в нашем бизнесе весьма высока. Выбор названия для нашей розничной сети был не случайным: термин pole position относится к автоспорту и означает «лучшее место на старте». Мы фокусируемся не только на ассортименте Bridgestone и Firestone, но и на скорости и качестве обслуживания, аналогичном тому, что вы наблюдаете во время гонок. Мы инвестируем в развитие наших шинных центров, чтобы сделать их максимально комфортными для клиентов, потому что покупка шин традиционно не является интересным времяпрепровождением. Мы также тратим много времени и сил для обучения всех членов нашей команды: обслуживать клиентов профессионально и оперативно, а также содействовать в оптимальном выборе шин с выгодой как для автомобиля, так и для кошелька. В середине сентября мы представим новую опцию Tire check service — бесплатную услугу проверки шин Bridgestone, которая будет доступна посетителям, желающим проверить состояние своих шин. Состояние шин крайне важно, и даже самый продвинутый автомобиль со многими вспомогательными системами на борту не сможет безопасно передвигаться, если его шины изношены или повреждены. В то же время короткий тормозной путь может спасти жизнь.
Вопрос, касающийся локализации производства. В России существует стереотип, что шины конкретной компании, изготовленные за рубежом, отличаются от тех, которые та же компания производит в России. Что вы можете ответить оппонентам?
Мягко говоря, это чистейший вымысел. В Ульяновске мы имеем новейший, самый современный шинный завод во всей сети Bridgestone. Мы привлекаем лучших в России высококвалифицированных кандидатов и обучаем их (как здесь, так и за рубежом, в том числе в Японии) согласно международным требованиям Bridgestone. И эти специалисты затем работают в соответствии с регламентами, идентичными тем, что применены на других заводах Bridgestone по всему миру. Наша репутация надежного бренда, а также единое качество по всему миру являются важнейшими активами компании. Кроме того, наш завод регулярно проверяется сторонними компаниями на предмет качества. Поэтому я и не согласен с предпосылкой этого вопроса: хорошие люди, хорошая подготовка и отлаженные процессы гарантируют качество мирового уровня. Официальная церемония открытия нашего завода состоялась в мае прошлого года в промышленной зоне «Заволжье» в Ульяновске. В настоящее время производство сосредоточено главным образом на Blizzak.
Вы уже говорили, что на шинном рынке России высокая конкуренция. Назовите, пожалуйста, три причины, по которым российский потребитель выберет продукцию Bridgestone.
Bridgestone ежегодно инвестирует больше, чем любой другой производитель шин в мире, в исследования и разработку с целью повышения эффективности шин. Акцент на инновацию продукта означает, что наши шины являются одними из самых безопасных в мире. Но также это означает высокое качество — мы объединяем новейшие технологии с квалифицированным персоналом, а также стандартизованные бизнес-процессы на производственных объектах мирового класса с целью создать лучший продукт для наших потребителей. Помните наш корпоративный девиз? «Служение обществу товарами наивысшего качества». Наконец, наши шины становятся доступными для любого кошелька. Безопасность, качество и доступность — именно эти три приоритета позволяют компании Bridgestone быть шинной компанией №1 в мире, и именно по этой причине мы ждем вас в наших шинных центрах Pole Position. Можем ли мы становиться лучше на фоне активной эволюции шинной индустрии? Да. Станем ли мы лучше? Поверьте, станем!
Источник: