Подведены итоги двухгодичных ресурсных испытаний грузовых региональных шин Hankook AH22+, DH05 и ТН22
Поставщик: Hankook Tire. Эксплуатационник: компания Belligen. Дата постановки под наблюдение: октябрь 2012 г.
Осенью 2012 года на автопоезд, принадлежащий логистической компании Belligen, были установлены новые региональные шины Hankook. Управляемая ось тягача MAN TGS 18.400 получила шины AH22+ размерностью 315/70R22,5; позицию ведущей оси заняли шины DH05 аналогичной размерности, а на три оси трейлера Schmitz S.CO были смонтированы шины TH22 типоразмером 385/65R22,5.
Ходимость шин УПРАВЛЯЕМОЙ ОСИ укладывается в ожидания экспертов Hankook Tire
Автопоезд задействован в перевозке продуктов питания, товаров повседневного спроса и выполняет рейсы по Москве и близлежащим регионам (Калужская, Владимирская и Ярославская обл.), масса груза 20 т. Грузовик, выходя на линию в ежедневном режиме, ежемесячно проезжает около 15 000 км. Следует упомянуть, что шины региональной линейки Hankook изначально рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации. Сопротивляться шершавому, местами откровенно разбитому дорожному покрытию им помогает улучшенный состав резиновой смеси, оптимальное соотношением ширины беговой дорожки и глубины канавок, а также усиленная плечевая зона.
На момент нашего первого визита в автопарк перевозчика пробег шин составил 26 251 км. «Обувка» управляемой оси, имея исходные 14,5 мм высоты протектора, износилась примерно на 1 мм, шины ведущей оси потеряли около 4,5 мм от первоначальных 19,5 мм, а высота протекторных блоков шин трейлера уменьшилась с 16,5 мм до 15,1 мм (средняя ось) и 14,3 мм (задняя ось).
Шины ВЕДУЩЕЙ ОСИ сошли с дистанции на отметке 160 000 км
Второй по счету замер был проведен на отметке 81 200 км, спустя шесть месяцев после начала наблюдений. Согласно полученным результатам, динамика износа протектора стала замедляться. Так, шины управляемой оси износились за второй квартал всего на 0,8 мм, шины ведущей оси потеряли порядка 2,0 мм, а покрышки трех осей трейлера (одна из которых подъемная) истерлись в среднем на 1,7 мм. При этом на трейлере минимальный износ показали шины средней оси, а максимальный — задней оси. Комментируя итоги зимнего сезона, водитель особо отмечал улучшенное сцепление на заснеженной, ледяной или на покрытой слякотью дороге. Весной водителю дважды пришлось воспользоваться услугами шиномонтажа — ремонтировались колеса ведущей и прицепной осей, в обоих случаях потребовалась установка грибков. «Основная проблема в России — это дороги, их состояние весной такое, что хоть гусеницы надевай. Повредить шины при таких условиях эксплуатации — дело плевое», — рассказывал Вячеслав Кариманов, водитель компании Belligen.
Рубеж 140 000 км был пройден уже через год после начала испытаний. Неудивительно, поскольку весь летний сезон грузовик эксплуатировался в самом интенсивном режиме, а квартальный пробег вырос до 51 000 км. В этот период на нашем подопечном грузовике сменился рулевой — компания затеяла обновление большегрузного парка, и предыдущий водитель получил более свежий тягач. Новый водитель, у которого мы поинтересовались мнением о резине, заявил, что шинами Hankook вполне доволен. А результаты замеров на этом этапе были такие: глубина протектора шин управляемой оси уменьшилась за квартал на 1,9 мм (темп износа 1 мм/36,7 тыс. км); протектор шин ведущей оси истерся на 5,8 мм (темп износа 1 мм/12,5 тыс. км); блоки протектора прицепных шин потеряли в среднем 3,8 мм высоты (темп износа 1 мм/22 тыс. км). Наиболее интенсивный износ, который наблюдался у шин ведущий оси, пытались объяснить человеческим фактором — личными предпочтениями водителя, например, активным использованием моторного тормоза, когда 5-осный грузовик замедляется лишь за счет сопротивления ведущей оси. Но, учитывая регулярную смену водителей на грузовике, такое объяснение сочли малоправдоподобным.
Шины ТРЕЙЛЕРА дотянули до рубежа 257 000 км
Шины ведущей оси сошли с дистанции в декабре 2013 года на отметке 160 000 км. Причина — износ протектора, достигший 80 %. И такой расклад для специалистов Hankook стал полной неожиданностью, ведь шины DH05 имеют обозначение Regroovable, а значит, их протектор может быть углублен нарезкой, что позволит эксплуатировать покрышки как минимум до конца сезона. Однако позиция эксплуатанта была непреклонной. По словам Сергея Капунина, начальника автоколонны компании Belligen, вариант с нарезкой протектора даже не рассматривался: «механики еще не освоили эту технологию, а отдавать работу на аутсорсинг невыгодно, уж очень сложная логистика получается, плюс нужен подменный фонд».
Самое время сделать перестановку шин на трейлере — такой вердикт вынес технический специалист компании Hankook Tire после очередных замеров. На тот момент общий пробег шин с начала испытаний составлял 217 364 км. Был предложен и вариант перестановки — переместить аутсайдеров на позицию средней оси, дав им, таким образом, чуть отдохнуть.
А вот шины управляемой оси выглядели бодрячком: среднее значение остаточной глубины протектора для левого колеса составило 8,5 мм, для правого — 9,3 мм. Правда, и здесь не обошлось без замечаний: на левом колесе обнаружена активная выработка в плечевой зоне. Пользуясь случаем, водитель посетовал на то, что тягачу давно бы надо «перетряхнуть» подвеску и отрегулировать сход-развал. Реакция со стороны эксплуатирующей организации была предсказуема: по результатам осмотра грузовик отправился в ремзону. Позже пришло сообщение, что все неисправности устранены.
Финишную черту в нашем спецпроекте пришлось подвести в декабре 2014 года на отметке 257 000 км, когда у четырех шин трейлера глубина канавок протектора уменьшилась до предельно допустимого минимума 4 мм. Для справки: Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), действующий на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2015 года, содержит ряд определений и требований, касательно эксплуатации шин. Так, в частности, остаточная глубина протектора при эксплуатации в зимний период должна быть не менее 4 мм. «Ходимость шин на полуприцепе ниже расчетных значений. Видимо, условия эксплуатации шин несколько жестче, чем мы предполагали, гораздо больше складываний сцепки и подтаскивания осей», — комментирует Дмитрий Осипов, технический специалист компании Hankook Tire.
Что же касается шин управляемой оси, то в данный момент они полностью соответствуют требованиям безопасности движения, их ходимость вполне укладывается в ожидания экспертов Hankook Tire, которые известны из предыдущих отчетов.
Источник: