До конца года в Госдуме наконец должны принять закон о работе такси в РФ. Депутаты намерены навести порядок в этой сфере — ввести патентную с истему, внедрить страхование. И самое главное — найти законодательную управу на так называемых агрегаторов такси
На данный момент из 1,5 млн таксистов разрешение на эту работу получили лишь около 600 тыс., остальные трудятся в РФ нелегально. Навести порядок в этой сфере призван законопроект «О госрегулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». Поправки стали думским долгостроем: успешно проведя первое чтение, депутаты до второго — основного — так и не добрались. В ГД объяснили, что поправки нуждаются в адаптации под условия экономического кризиса.
БЫСТРО, НО НЕ БЕЗОПАСНО
А наводить порядок необходимо — это показала нашумевшая история с агрегаторами такси — «Яндекс.Такси», Gett и Uber. В зонах своего присутствия новейшие интернет-сервисы, которые собирают с заказов свою комиссию, захватили более 50 % рынка таксомоторных перевозок. Все они работают как диспетчерские, принимая заказы у клиентов через мобильные приложения. Водитель, получив заявку на компьютер по сотовой связи, платит интернет-сервису комиссию (5–20 % от суммы заказа).
Это новшество принесло немало неудобств традиционным службам такси: вынужденные резко снижать свои тарифы, они обвинили новоявленных конкурентов в демпинге и нелегальной работе.
Недавно возникшие и быстро развивающиеся агрегаторы берут в первую очередь дешевизной. Если в 2012-м наименьшая стоимость поездки составляла 600 руб., то, к примеру, сервис «Яндекс.Такси» предложил минимальную планку в 49 руб. Чтобы конкурировать, обычные таксопарки были вынуждены снизить тарифы вдвое и втрое. Из-за чего условия работы водителей сильно ухудшились. В феврале-марте 2015-го в нескольких городах страны прошли массовые забастовки таксистов, не готовых мириться с новыми условиями. Представители таких компаний свидетельствуют, что водителям приходится продлевать свой рабочий день. Иначе заработок существенно упадет.
Не нравится «стандартным» такси-сервисам и оперативность работы агрегаторов. Если воспользоваться мобильным приложением онлайн-такси, то программа направит к клиенту ближайшего извозчика, каковых в ее распоряжении десятки тысяч. Поэтому время ожидания обычно ниже.
А вот безопасность пассажиров у таких компаний страдает — этот аргумент приводят столичные таксомоторные компании, обвиняя интернет-агрегаторы в нелегальной работе. Свои доводы привел, в частности, Межрегиональный транспортный профсоюз в обращении к президенту и правительству РФ с просьбой ограничить деятельность интернет-агрегаторов. А в Федерации автомобилистов России углядели в работе конкурентов еще более серьезное преступление: такие компании якобы воздействуют «на управленческие процессы» при установке таксопарками тарифов, что «имеет все признаки состава преступления по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Появление интернет-сервисов Яндекс.Такси, Gett и Uber принесло немало неудобств традиционным службам такси: вынужденные снижать свои тарифы, они обвинили новоявленных конкурентов в демпинге и нелегальной работе
Откликнулись не в Кремле, а в Госдуме. Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР) обратился летом в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность таких интернет-сервисов. Законодатель заявил журналистам, что в подавляющем большинстве случаев водители, получающие заказы от компаний-агрегаторов, не имеют разрешений на перевозку пассажиров. А ведь этот документ каждый водитель обязан иметь по требованию законодательства. Кроме того, он подозревает мобильные приложения по вызову такси в нарушении налогового законодательства и игнорировании требований о медицинском освидетельствования водителей.
ПРОГРЕСС НЕ ОСТАНОВИТЬ
У таксистов есть две возможности работать легально. Либо это самозанятые граждане — порядка 2,5 млн человек, либо работники таксопарков (остальные таксисты). Работа же агрегаторов не урегулирована: любой водитель может установить приложение и без всякого медосмотра направляться на работу.
У Старовойтова есть и другая претензия к ряду подобных компаний. Депутат приводит в пример Uber: «Это американская компания. Америка против нас объявила санкции. И получается, что мы в Российской Федерации позволяем работать компании, которая работает под голландской юрисдикцией и не платит здесь налоги».
Противники работы агрегаторов в РФ напоминают, что и за рубежом к их работе есть серьезные претензии.
Как объясняет представитель Общественного совета столичного департамента транспорта, заведующий кафедрой автомобильных перевозок МАДИ Норайр Блудян, агрегаторы не несут таких больших затрат, как таксопарки, потому что у них нет не только обязательного медосмотра водителей, но и техосмотров, а также к ним не предъявляются требования по обновлению парка. Это как раз и угрожает безопасности пассажиров.
Сами обсуждаемые компании отрицают все обвинения, утверждая, что работают только с официальными таксопарками и диспетчерскими («Яндекс.Такси»), лицензированными перевозчиками (Gett) или «с юрлицами (лицензированными транспортными компаниями) и индивидуальными предпринимателями — профессиональными водителями» (Uber).
Пока «гонения» на агрегаторов не привели к конкретным результатам, несмотря на поддержку Минтранса. Федеральная антимонопольная служба, которая тоже взялась их проверять, не усмотрела нарушений законодательства в деятельности интернет-приложений по вызову такси. Замруководителя ведомства Андрей Цариковский назвал вопрос «надуманным».
От интернет-сервисов никуда не деться, считает первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. «Ямщики в свое время также пытались бороться с железной дорогой, как некоторые сегодняшние таксисты пытаются противостоять интернет-приложениям и диспетчерским службам, — сравнивает он. — Ничего не вышло, так как невозможно остановить прогресс».
Запретить агрегаторы нельзя физически: те же приложения, о которых идет разговор, могут работать, имея сервера за границей. Поэтому выход — упорядочить их работу законодательно. И для этого не нужно отдельного закона — деятельность агрегаторов можно урегулировать в рамках вышеупомянутого закона о деятельности такси в целом.
Столица, не дожидаясь основного федерального закона, приняла свой. С 2014 года лицензию для работы в такси можно оформить на портале госуслуг
Согласно рассматриваемому в ГД закону, агрегаторы, как и любые другие посредники между таксистами и пассажирами, имеют право на существование при двух условиях: они зарегистрированы на территории РФ и стоят на налоговом учете. В нижней палате парламента намерены принять его в нынешнюю — осеннюю — сессию.
ПРОТИВ «БОМБИЛ»
Новшества в готовящемся к принятию законопроекте грозят не только агрегаторам, но и рынку услуг такси в целом. Ряд существенных изменений может быть внесен в рамках рассмотрения поправок в основном чтении.
В частности, предлагается предусмотреть страховую ответственность — любая поездка на такси, как объясняет Вячеслав Лысаков, должна иметь страховое обеспечение.
Еще одно предложение — введение системы патентов для таксистов из категории самозанятых граждан, что помогло бы им «выйти из тени» и поддержать свои семьи, используя автомобиль как средство заработка.
Как предполагается, патент будет стоить 10–15 тыс. руб. Введение патентной системы, согласно задумке, сразу бы уничтожило посредников, которые сейчас сами оформляют разрешения для таксистов в обмен на проценты от заработка. В результате и интернет-приложения, как предполагается, будут работать уже с легальными таксистами.
Недорогой патент избавит таксистов от необходимости предоставлять какие-либо иные документы или отчетность.
В рассматриваемом законопроекте, конечно, прописывается и ответственность за нелегальный извоз. Уже в редакции первого чтения был указан штраф в 30 тыс. руб. Повторное нарушение будет грозить лишением прав (и таким же штрафом).
У законодателей есть идея и дать таксистам поблажку — на переходный период убрать ежедневные медосмотры, потому что это «фикция на 80 %». Пока это, впрочем, только на уровне предложения.
СТОЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Большой опыт борьбы с таксистами-нелегалами есть в столице — его в Москве и предлагают перенять другим регионам. Объем легальных таксомоторных перевозок вырос в городе более чем в 4 раза, с 17 млн пассажиров в 2011 году до более 73 млн в 2014-м. Одновременно, по оценкам экспертов, количество нелегальных такси в Москве сократилось на 70 %.
Один из стимулов работать «в белую» — легальным таксистам разрешено ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Таким образом, они практически не стоят в пробках, что ведет к большему заработку.
При этом в Москве была воссоздана инфраструктура таксомоторных перевозок, которая теперь включает 383 городские стоянки. В городе создано 11 мобильных групп, которые выявляют нарушителей. Кроме того, столица субсидировала закупку автомобилей такси.
Как утверждает мэр города Сергей Собянин, Москва выбилась в лидеры среди европейских городов по количеству официальных такси.
Сократилось и время подачи (также в 4 раза: с 30 до 7 минут). Теперь при необходимости срочной подачи такси в Москве приезжает даже быстрее, чем «Скорая помощь».
Столица, не дожидаясь основного федерального закона, приняла свой. С апреля 2014 года лицензию для работы в такси можно оформить только на портале госуслуг. Срок рассмотрения заявки не превышает 10 дней.
Как утверждает глава столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, развитие рынка легальных такси позволило сократить число личных автомобилей на дорогах Москвы на 250 тыс. ед. с 2010 года.
Добились успеха власти города и в работе с агрегаторами: с основными компаниями — «Яндекс.Такси», Gett и Uber — в департаменте договорились о том, что они работают только с легальными перевозчиками. По словам Ликсутова, их постоянно проверяют. Однако все это, по его словам, конечно, не отменяет необходимости принять федеральный закон на данную тему.
Источник: