Международное шоу потребительской электроники в Лас-Вегасе задало моду в технологиях для дома на год вперед. Экспозиция охватывала не только смартфоны, телевизоры и портативные пивоварни, но и транспортные средства — крупная движущаяся техника плавно перешла в разряд бытовой. Но на CES-2019 показали не просто новые модели, а новые, оригинальные, временами прорывные разработки в электронике и электротехнике.
Основные темы автомобильного раздела CES — это беспилотные транспортные средства, электрокары, а также всевозможные электронные помощники, призванные облегчить и обезопасить вождение транспортного средства, под которым подразумевается мотоцикл, автомобиль, автобус или даже коптер. В этом году CES отличается тем, что участники показывали не только концепты, но и образцы, готовые к запуску в производство.
Начнем с беспилотного электробуса e.GO People Mover, разработанного корпорацией ZF Friedrichshafen и стартапом e.GO Mobile в рамках совместного предприятия e.GO Moove. В ходе выставки официально объявили имя первого клиента e.GO Moove — это международный оператор Transdev, ежедневно перевозящий 11 млн пассажиров. В Transdev считают, что электробус готов к перевозкам по дорогам общего пользования и намерены поставить e.GO People Mover на свои маршруты, возможно, уже в этом, 2019 году.
Электробус e.GO People Mover.
В электробусе e.GO People Mover нет водительского места с рулем и педалями — функции пилотирования возложены на электронику, сердцем которой является бортовой компьютер ZF ProAI RoboThink, созданный совместно ZF и Nvidia. Представители разработчика называют ZF ProAI суперкомпьютером с искусственным интеллектом, хотя, возможно, в этом есть небольшое маркетинговое преувеличение. ZF ProAI представляет собой целую линейку «открытых, гибких, модульных и масштабируемых продуктов», применимых в различных отраслях. На базе ZF ProAI корпорация Nvidia намерена в 2020 году запустить свой автопилот следующего поколения Level2+ Nvidia Drive AutoPilot.
Бортовой компьютер ZF ProAI RoboThink.
Концепт электрического беспилотника Vision Urbanetic создало подразделение Mercedes-Benz Vans. Транспортное средство представляет собой моторизованную платформу, на которую могут ставиться сменные пассажирские или грузовые кузова. Так, вместимость микроавтобуса Urbanetic — 12 пассажиров, а емкость фургона — 10 м3. Смена кузова, в котором водительское место отсутствует в принципе, автоматизирована и занимает несколько минут. По замыслу создателей, Urbanetic тесно интегрирован с сетью Интернет — вызвать транспортное средство, указать маршрут можно будет со смартфона. Контролируя перемещение транспортных средств через сеть, перевозчик может управлять парком шасси, пассажирских и грузовых кузовов. Хотя желающих катали на Urbanetic по огороженной полосе на Лас-Вегас-Стрип, у Mercedes-Benz пока нет четких планов по его выводу на рынок.
Mercedes-Benz Vision Urbanetic на выставке CES-2019.
Mercedes-Benz Vision Urbanetic на улице Лас-Вегаса.
Среди многочисленных представленных компанией Continental технологий, призванных облегчить и обезопасить управление транспортным средством в мегаполисе и на трассе, была и связка технологий автономной деятельности, а именно беспилотный электробус CUbE (Continental Urban mobility Experience) с собакообразными роботами-доставщиками, которые выполняют доставку от склада курьерской службы до дверей получателя. При этом CUbE служит транспортным средством для этих роботов. Электробус движется по маршруту, останавливается у подъезда получателя посылки, робот с посылкой выходит из салона, идет по тротуару, поднимается по лестнице, звонит в дверь, отдает посылку получателю и получает чаевые. Походка робота не отличается изяществом, но он способен переступать через препятствия и подниматься по ступеням. Таким образом, машина заменяет живого курьера на «последнем метре», но заказчиком роботов-доставщиков будут, скорее всего, не курьерские службы в распоряжении которых доступная и дешевая живая рабочая сила, а вооруженные силы, полиция, спасательные службы.
Электробус Continental CUbE.
CUbE высадил собакообразных роботов-доставщиков.
Заметим, что, как и ZF, компания Continental производит компоненты, а не транспортные средства, но с началом массового производства беспилотных электробусов лицо автомобильной индустрии сильно изменится. В качестве подтверждения стоит также упомянуть проект компании Bio-Hybrid GmbH, дочернего подразделения Schaef-fler. В Лас-Вегасе были представлены прототипы одноименного автономного транспортного средства в грузовом и пассажирском вариантах. Обе версии используют одну модульную платформу, обеспечивающую высокий уровень безопасности. Наличие крыши и ветрового стекла позволяет использовать электрокар в любую погоду и, следовательно, в любое время года. Транспортное средство едва шире обычного велосипеда и может ехать по велодорожкам. Кроме того, для «био-гибрида» требуется только треть места по сравнению с тем, сколько занимает обычный автомобиль. Тяговый электродвигатель мощностью 0,75 кВт обеспечивает движение машины со скоростью до 25 км/ч. Выход новинки на рынок запланирован в 2020 году.
Робомобиль Bio-Hybrid дочернего предприятия Schaefler будет предлагаться в пассажирском и грузовом вариантах.
Предложенная Hyundai концепция робота Elevate, способного передвигаться по дороге на колесах, а по пересеченной местности на конечностях, изначально ориентирована на оперативные службы. Робот представляет собой платформу-шасси с ходовой частью, батарейным блоком и электроникой, а также сменные кузова разного назначения. Особенно интересна ходовая часть робота. Подвеска каждого из четырех колес имеет пять степеней свободы — может поджиматься, вытягиваться вниз, вперед и вбок. Робот ходит в буквальном смысле, переступает через препятствия, поднимается по лестнице или по горному склону, а выйдя на дорогу, машина поджимает все четыре конечности и может двигаться как обычный автомобиль.
Концепция Hyundai Elevate.
Будет несправедливым не упомянуть об отечественном производителе на CES-2019. Это Яндекс робомобиль, который не только показывали, но и катали на нем желающих. По определенному маршруту и под наблюдением инженера-испытателя, для чего специально получали лицензию на эксплуатацию беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования штата Невада. В качестве базы для робомобиля использован гибридный Toyota Prius, на переоборудование которого в беспилотник ушло две недели.
Яндекс робомобиль на улице Лас-Вегаса.
Что действительно трудно представить, так это беспилотный мотоцикл, однако будущее из фильма «Терминатор-4» создала компания BMW. На выставочной площадке демонстрировали возможности робоцикла BMW, который с большим изяществом выписывал виражи. При всем этом в BMW не видят коммерческого будущего робоцикла, а используют его для обкатки перспективных беспилотных и ассистирующих технологий, в частности, гироскопа, точно определяющего угол наклона мотоцикла.
Робоцикл BMW.
Итак, будущее ближе, чем кажется, и надвигается оно со стороны как ведущих автопроизводителей, так и ведущих производителей компонентов и технологических компаний. Лицо транспортной индустрии вновь меняется, как когда-то с началом массового производства автомобилей.
Источник: