Лизинговая отрасль в прошлом году росла рекордными темпами, этому способствовали программы господдержки, которые реализует Минпромторг РФ, и снижение стоимости фондирования. В 2018 году объем госсубсидий существенно сократился, и вряд ли можно ожидать сохранения прежних темпов роста, в том числе в сегменте лизинга коммерческого транспорта. Однако для компаний, представляющих сегмент, лизинг по-прежнему остается наиболее выгодным и доступным способом приобретения транспорта.
Основные участники рынка сходятся во мнении: рост лизингового бизнеса продолжится, хотя и не такими высокими темпами, как в 2017 году. Ожидается, что он сохранится на уровне 15–20 %. При этом, несмотря на сокращение объема господдержки, автолизинг останется крупнейшим из сегментов.
На сегодняшний день, по оценке аналитических агентств, на которые ссылается заместитель генерального директора «ВТБ Лизинг» Евгений Татаринов, доля лизинговых продаж в общих продажах транспортных средств в России составляет около 10 %. При сохранении благоприятных условий на рынке эта доля потенциально может увеличиваться на 2–3 % ежегодно.
По некоторым прогнозам, в 2018 году ожидается сокращение доли продаж коммерческого транспорта в лизинг по программам субсидирования примерно в три раза по сравнению с прошлым годом.
Безусловно, программы поддержки от государства являются важным фактором, стимулирующим развитие лизинга коммерческого транспорта. Важным, но далеко не единственным, обращают внимание аналитики.
«Развитие сегмента лизинга коммерческого транспорта напрямую зависит от ситуации на рынке автомобильных продаж в целом, — говорит генеральный директор лизинговой компании Carcade Олег Заглядин. — На нее, в свою очередь, влияют такие факторы, как стабильность экономической ситуации, наличие господдержки бизнеса и авторынка, потребительская активность. Кроме того, реализацией бизнесом закупок коммерческого транспорта двигает и высокий уровень изношенности автопарков в России». Так, по данным «Автостата», которые приводит Заглядин, наиболее молодой парк — легкие коммерческие автомобили (LCV), где 43,6 % машин старше 15 лет. Самым возрастным парком являются грузовики — 65 % было выпущено до 2003 года.
«Позитивно на динамику рынка также влияет развитие интернет-торговли (вместе с ней развиваются грузоперевозки) и сельскохозяйственного сектора (в связи с импортозамещением)», — отмечает Заглядин. Во многом, по его словам, продажи стимулируют собственные активности лизингодателей. Так, Carcade значительно упростила процесс заключения сделки лизинга коммерческого транспорта и спецтехники. Теперь в этом случае клиентам доступно экспресс-оформление — за два дня, по копиям двух документов.
«Поскольку время — это деньги, лизингополучателям важно учитывать скорость оформления сделок. Кроме того, нужно обращать внимание на ряд опций и параметров, которые влияют на итоговую рентабельность лизингового контракта для конкретного бизнеса, — рекомендует Олег Заглядин. — В частности, возможность подобрать персональные условия финансирования — размер первого, ежемесячного взносов, типа графика. К слову, Carcade предоставляет лизингополучателям возможность оформления покупки автомобиля при первоначальном взносе от 4 % на срок от года до 5 лет».
Говоря о методах стимулирования лизинговых продаж, реализуемых лидерами автолизинга, генеральный директор компании «Европлан» Александр Михайлов выделяет акции, проводимые совместно с автопроизводителями. По его словам, это позволяет клиентам пользоваться лизингом на особых условиях расчета: с минимальным авансом или платежами, отсутствием переплат. «Есть и специальные предложения от самих лизинговых компаний. Например, сейчас в ЛК «Европлан» при приобретении легкового автомобиля клиент получает в подарок первое техобслуживание», — уточняет эксперт.
Важным инструментом стимулирования, по мнению Михайлова, выступают дополнительные сервисы. Это регистрация объектов лизинга в Госавтоинспекции и Гостехнадзоре, доставка транспортного средства клиенту, выгодное страхование и топливная программа, услуга выкупа автомобиля и прочее. «Подобные сервисы помогают клиентам экономить не только деньги, но и время, а также обеспечивают им высокий уровень комфорта при оказании финансовых услуг», — подчеркивает он.
Покупка автомобиля в лизинг является важным решением для бизнеса и нужно учитывать интересы и возможности каждого клиента для оптимальной структуры сделки, обращает внимание начальник управления развития продаж «ВЭБ-лизинга» Александр Николаенко.
Он отмечает, что ключевой момент — это надежность и финансовая стабильность лизингодателя. Второй важный фактор — правильный выбор автомобиля и поставщика, который осуществляет его поставку. И третий — оплата лизинговых платежей и правильное ведение бухгалтерского учета/налогового планирования.
При выборе коммерческого автомобиля есть аспекты, на которые стоит обратить внимание. «В первую очередь клиент выбирает автомобиль, который подходит ему по техническим характеристикам, — говорит Елизавета Дворникова, руководитель направления лизинга легкового автотранспорта ГК «Интерлизинг». — При этом, определяясь с маркой, нужно учитывать размер предоставляемой скидки от импортера и поставщика. В целом размер скидки может достигать 20 %». При выборе поставщика она советует обязательно проверить наличие официального дилера и историю благонадежности. «У поставщика есть возможность принять старый автомобиль клиента по трейд-ин или на утилизацию. Эти действия позволяют получить дополнительную скидку на новый автомобиль», — объясняет Елизавета Дворникова.
Как рассказал Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами «Балтийский лизинг», компания постоянно работает над улучшением условий приобретения имущества в различных сегментах, специальные предложения генерируются практически каждый месяц. Как правило, в эти спецпредложения «упаковываются» скидки или другие преференции по тем или иным автомобильным брендам. Основой для них становятся договоренности с многочисленными партнерскими компаниями: производителями или дилерскими центрами. «Кроме того, спецпредложения могут затрагивать исключительно организационные стороны сделки, например наша акция «Дайте два!», в рамках которой для заключения договора лизинга необходимо предоставить всего два документа: анкету и паспорт руководителя предприятия», — добавляет Андрей Волков. Хотя и базовые условия «Балтийского лизинга» в рамках продуктовой линейки более чем доступны, уверяет специалист. Во-первых, перечисляет он, это небольшой первоначальный платеж, для легковых автомобилей актуален аванс от 5 % стоимости, для грузовых машин и LCV — от 10 %. Во-вторых, предварительное решение по договору принимается в день обращения. В-третьих, клиент может сам выбрать удобный для него график платежей: аннуитетный, равномерный или ускоренный. И, в-четвертых, есть возможность досрочного выкупа автомобиля.
Также компания предлагает клиентам легкий коммерческий транспорт в оперативный лизинг. В этом случае от лизингополучателя не требуется авансовый платеж, кроме того, ему предоставляются дополнительные услуги — от регистрации и страхования до шинного сервиса и услуг по телематике.
«Объективно лизинг как продукт для представителей малого и среднего бизнеса является на сегодняшний момент лучшим инструментом по обновлению основных средств, который становится все более и более доступным», — резюмирует Александр Николаенко, начальник управления развития продаж «ВЭБ-лизинг».
В 2018 году ключевые игроки ожидают роста конкуренции на российском рынке автолизинга. «Это обусловлено развитием соответствующих программ действующими игроками, а также выходом в этот сегмент других крупных лизинговых компаний, для которых ранее он не был в приоритете», — поясняет Евгений Татаринов, заместитель генерального директора «ВТБ Лизинг». Он уверен, и многие коллеги с ним солидарны, что этот тренд окажет положительное влияние на конечного потребителя, поскольку будет способствовать повышению качества предложений на рынке и одновременному снижению их стоимости.
Евгений Татаринов, заместитель генерального директора «ВТБ Лизинг»
Основным драйвером роста рынка лизинга коммерческого транспорта остается наличие госпрограмм поддержки. Рост продаж на рынке автолизинга должен стать долгосрочным трендом — помимо господдержки этому будут способствовать наличие потребности компаний в обновлении парков транспортных средств и существующий отложенный спрос.
Кроме того, лизинговые компании сотрудничают с различными автопроизводителями, предоставляя клиентам дополнительные скидки. Напомню, что от классического автокредитования этот инструмент отличается тем, что предмет лизинга в течение срока договора находится не в залоге, а в собственности лизинговой компании, поэтому от клиента дополнительного обеспечения или гарантий не требуется.
Также существует ряд налоговых преференций. Платежи по лизингу включают все сопутствующие расходы, в том числе на НДС и страхование, которые учитываются на балансе компании в виде текущих расходов, что уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. Поскольку лизинговая компания остается собственником автомобиля до того момента, пока клиент не выплатит всю сумму за приобретаемое транспортное средство, налог на имущество платит лизингодатель. На баланс клиента потом автомобиль переходит с учетом амортизации, что минимизирует налог на имущество. Клиент самостоятельно выбирает нужный ему автомобиль у дилера, а лизинговая компания самостоятельно заключает договор купли-продажи, оформляет страховой полис и может поставить автомобиль на учет в ГИБДД. Таким образом, клиент, подписав один лизинговый договор, получает готовый к эксплуатации автомобиль.
Анна Голикова, руководитель по СЗФО ГК «Интерлизинг»
Ожидается, что объем нового бизнеса в сегменте коммерческого транспорта будет продолжать расти в 2018 году, однако темпы роста снизятся в связи с ограничением объема государственного субсидирования.
Продажи новых LCV в январе-апреле 2018 года уже выросли на 6,7 %, а в апреле реализация легких коммерческих автомобилей достигла 11,5 тыс. единиц и показала положительный результат по сравнению с апрелем 2017 года (+9,5 %). В связи с этим есть все основания полагать, что в чистом денежном выражение объем новых лизинговых сделок в этом сегменте также увеличится.
На замедлении темпов прироста скажется и повышение стоимости автомобилей на фоне ослабления курса рубля.
Основные факторы, оказывающие влияние на развитие этого сегмента, — устаревание парка и наличие привлекательных условий для его обновления. Государственное регулирование лизинговой отрасли если и окажет непосредственное влияние на сегмент, то в части операционного лизинга, статус которого в рамках реформы будет с большой долей вероятности пересмотрен в сторону аренды. Основной объем операционного лизинга коммерческого транспорта приходится на крупные корпоративные парки иностранных компаний, работающих на территории РФ.
В то же время основной акцент реформы — это закрепление на законодательном уровне высоких требований к участникам рынка, которые должны повлечь за собой выход из конкуренции мелких игроков и обеспечить доступ к ресурсам и улучшение условий для тех лизинговых компаний, которые этим требованиям будут отвечать.
Для наших основных партнеров — автопроизводителей, импортеров, дилерских центров — самым важным окажется именно изменение состава участников лизингового рынка. Поскольку одним из аспектов реформы является создание саморегулируемых организаций и высокие требования к лизинговым компаниям для вступления в нее, то логично ожидать, что состав участников в ближайшее время после внедрения реформы сильно поредеет. Но, с другой стороны, это дает нашим партнерам основания полагать, что оставшиеся в рынке лизинговые компании не являются случайными игроками, их можно рассматривать как надежных и, что немаловажно, долгосрочных партнеров на перспективу.
Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»
Лизинг коммерческих автомобилей сильно зависит от господдержки, при этом в 2018 году произошло ее существенное сокращение, и доля продаж в лизинг по программам субсидирования по текущему прогнозу составит чуть более 10 % от всех продаж коммерческого транспорта против почти 30 % в 2017 году.
Ценность госпрограммы в том, что она адресная, субсидия идет конечным пользователям коммерческой техники. И через это работает с эффектом рычага сразу на несколько сегментов — автопроизводителей, потребителей техники и лизинговые компании. Благодаря этой программе в России растет популярность лизинга. В 2017 году, по оценке «Европлана», в общих продажах коммерческих автомобилей в России на лизинговые сделки пришлось около 50 %, с использованием госпрограммы — около 30 %.
При этом опыт кардинальных реформ в других отраслях вызывает у многих лизинговых компаний опасения за будущее рынка, и эти опасения в какой-то степени можно понять. Но прогрессивный бизнес видит свою задачу в том, чтобы все же добиться в рамках реформы заметных улучшений правовой среды, и пока шансы на это сохраняются, мы хотели бы совместно с государством работать над конкретными эффективными решениями накопившихся проблем. Регулятор обещал участникам рынка увеличение инвестиционной привлекательности лизинга, упрощение доступа к финансированию. Лизинг как овеществленное инвестирование (приобретение и передача в финансовую аренду конкретных основных средств, дорогостоящего оборудования, транспорта, недвижимости) часто гораздо более прозрачен, чем банковское кредитование, где выдаются деньги под обеспечение. В развивающихся экономиках регуляторы оправданно даже делают особую ставку на такой вид стимулирования инвестиционного процесса в экономиках, остро нуждающихся в долгосрочных капиталовложениях.
Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг»
В этом году рост лизинговой отрасли, несомненно, продолжится, хотя рекордных цифр мы, возможно, не увидим. Что касается общих прогнозов на 2018 год, то к концу декабря мы ожидаем рост рынка в пределах 15–20 %. Это хорошие показатели, которые станут свидетельством того, что лизинговая отрасль способна планомерно развиваться при меньшей господдержке, а в перспективе — и без нее.
Объемы нового бизнеса в сегменте коммерческого транспорта также продолжат расти, об этом мы можем говорить с полной уверенностью, поскольку это один из самых востребованных наших сегментов. К примеру, по итогам прошлого года, прирост по отдельным маркам грузового транспорта превысил 70 %. И я думаю, это не предел, мы с начала года уже запустили несколько специальных предложений, в соответствии с условиями которых можно выгодно приобрести, например, КАМАЗы, машины марки ГАЗ, автомобили Iveco Daily.
Потребность в обновлении автопарка всегда будет в топе факторов, влияющих на формирование спроса клиентов на коммерческий транспорт. Дело в том, что отрасль автомобилестроения сегодня развивается стремительно, новые автомобили и их усовершенствованные версии выходят практически каждый год, их характеристики становятся гораздо лучше. Соответственно, владельцы бизнеса, в чьих компаниях активно используются грузоперевозки, стараются регулярно приобретать новые машины, ведь чем лучше состояние твоего автопарка, чем больше у него возможностей, тем меньше компания несет убытков при поломках или нехватке мощностей.
Разумеется, расширение бизнеса наших клиентов тоже не стоит оставлять без внимания. Сейчас многие компании вкладывают средства в свое развитие гораздо активнее, чем 3–4 года назад. Соответственно, мы отслеживаем эти изменения в структуре рынка и с их учетом разрабатываем, в том числе совместно с поставщиками, специальные предложения для клиентов, проводим различные акции.
Государственное регулирование отрасли не скажется отдельно на развитии какого-либо сегмента, реформа в целом затронет ряд направлений работы лизинговых компаний. Мы же со своей стороны будем стремиться провести все изменения, которые будут приняты, с минимальным влиянием на клиентов и партнеров.
Олег Заглядин, генеральный директор лизинговой компании Carcade
Мы разделяем сдержанно-оптимистичные прогнозы экспертов на умеренный рост автолизинговой отрасли в связи с наличием прогнозов стабилизации макроэкономических показателей и продолжения роста автомобильных рынков — как в сегменте легкового, так и в сегменте коммерческого транспорта.
Предполагаем, что в 2018 году рынок лизинга легковых автомобилей, где учитываются и продажи LCV, вырастет на 16 % (в денежном эквиваленте). Лизинговые продажи грузового транспорта, вероятно, увеличатся за год незначительно — примерно на 6 %. При этом значение роста автомобильных рынков в обоих сегментах (количественно), по прогнозам, составит 10 %. Доля лизинга в общих продажах коммерческого транспорта в 2018 году также увеличится, но опять-таки незначительно — в 2017‑м она уже составила 70 %.
Государственная реформа отрасли направлена на то, чтобы сделать лизинговый рынок более прозрачным, а значит, менее рисковым для партнеров и клиентов лизинговых компаний. Повышенные требования, в частности, потребуют настройки новых бизнес-процессов для ведения нескольких видов отчетности, что повлечет за собой увеличение операционных расходов компаний. Таким образом, не все смогут соответствовать новым критериям, что может повлиять на сокращение количества лизингодателей или их перепрофилирование.
Для представителей автобизнеса такая перенастройка рынка сделает его более надежным и привлекательным, также она может привести к изменению условий партнерских отношений.
Александр Николаенко, начальник управления развития продаж АО «ВЭБ-лизинг»
Прошлый год для лизинговой отрасли был очень успешным. Помимо программ господдержки и снижения ключевой ставки, этому способствовала и узнаваемость услуги в целом. Успехи 2017 года внушают оптимизм, однако, принимая во внимание временную заморозку одной из программ поддержки в марте, а также изменение стоимости основных валют, ожидать стремительного роста не следует. В то же время доля лизинга в продажах коммерческого транспорта существенно выше, чем в легковом сегменте. Полагаю, в сегменте коммерческих автомобилей обоснованно можно прогнозировать рост на уровне 20 %.
Как скажется государственное регулирования на текущих бизнес-процессах в лизинговых компаниях, можно будет сказать после проведения запланированной Правительством РФ отраслевой реформы. Лизинговая деятельность, как собственно банковская и страховая, будет регулироваться ЦБ — это уже очевидно. Введение инструментов регулирования для лизинговых компаний глобально не отразится на автомобильном рынке, так как крупнейшие участники отрасли продолжат свою работу. Мы ожидаем сокращения количества региональных игроков, которые проводят разовые сделки по лизингу, в течение следующих трех лет. Соответственно, сокращения объемов заключенных сделок не предвидится, так как они будут профинансированы более крупными компаниями. Если брать взаимодействие с представителями автобизнеса (автопроизводители и автосалоны) и клиентами, то на них эти процессы никак не отразятся.
Источник: