Рынок автолизинга в последние годы, включая 2018‑й, показал рекордный рост. В наступившем году, как ожидают эксперты, темпы сократятся, а через год-два и вовсе наступит стагнация. Такой прогноз прозвучал на ежегодной конференции, проведенной Объединенной лизинговой ассоциацией (ОЛА) и посвященной тенденциям автолизинга.
Автотранспорт — крупнейший сегмент лизинговой отрасли: в январе—сентябре на него пришлось около 31% сделок, из них 20% — льготный лизинг. Общий рынок лизинга превысил 1 трлн рублей, а конкретно автолизинг по итогам трех кварталов 2018 года составил около 318 млрд рублей. Такие данные привели в «Эксперт РА». В агентстве уточнили, что поддержку рынку оказал рост автопродаж, а также снижение ставок по лизинговым договорам вследствие удешевления банковских кредитов, доля которых в структуре фондирования лизинговых компаний выросла на 10% — до 67%. Лидером рынка в «Эксперт РА» признали ГТЛК, объем нового бизнеса которой увеличился более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Второе место по объему нового бизнеса занял «Сбербанк Лизинг», а третью позицию удерживает «ВТБ Лизинг».
Одной из главных тенденций аналитик «Эксперт РА» Руслан Коршунов назвал процесс укрупнения на рынке. Дело в том, что идет сокращение сделок у компаний, которые не находятся в топ-20. Доля малого и среднего бизнеса в лизинговых сделках падает, хотя в абсолютных цифрах сегмент продолжает расти, пояснил эксперт. Господдержка весь год продолжала оказывать влияние на продажи по лизингу, отметил он. Первые субсидии рынок получил в 2015 году, и госпрограммы позволяют компаниям приобрести автомобиль в лизинг на льготных условиях. Кроме того, лизинговые компании сотрудничают с различными автопроизводителями, предоставляя клиентам дополнительные скидки. Что касается прогноза на 2019 год, то, по оценке компании, консолидация на рынке усилится. Низкие темпы роста экономики существенно ограничат инвестиционную активность бизнеса, что на фоне усиления регулятивного надзора за кредитными организациями приведет к уходу небольших лизинговых компаний, предсказали в «Эксперт РА». Сохраняющиеся потребности в обновлении автопарков (средний возраст легкового автомобиля в 2017 году превысил 13 лет) поддержат потенциал роста автолизинга. В 2019 году он, как ожидается, покажет рост на 8%. По оценкам агентства «Эксперт РА», в ближайшие два года можно ожидать рост автосегмента на рынке лизинга, поскольку сохраняется потенциал для роста продаж до момента, пока средний возраст автомобиля не снизится до 12 лет. Однако господдержка сокращается. Уже в 2018 году госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года. Дело в том, что объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 году был сокращен до 8 против 14 миллиардов рублей, выделяемых годом ранее. В следующем году тенденция сокращения госсубсидий продолжится. Автолизинг уже реализовал большую часть отложенного спроса, поэтому объем сегмента в нынешнем году без госсубсидий покажет небольшой рост в 5–8%, считают в «Эксперт РА». А через два года ожидается стагнация на лизинговом рынке.
Генеральный директор АО «Лизинговая компания КАМАЗ» Андрей Гладков выражает сомнение по поводу роста рынка в 2019 году, так как есть ряд объективных причин. Наряду с уменьшением объема господдержки он назвал и другие отрицательные факторы: дорожает топливо, наблюдается большая проблема с профессиональными водителями. К тому же ключевая ставка Центробанка выросла и, скорее всего, продолжит рост. А банковские ставки традиционно растут на упреждение. Кроме того, денежное наполнение программ Минпроторга снизилось по сравнению с 2018 годом.
Агентство «РАЭКС-Аналитика» также сообщило о хороших показателях этого года и выразило обеспокоенность в связи с перспективами рынка. По данным аналитиков, объем бизнеса ста крупнейших лизинговых компаний России за 9 месяцев 2018 года вырос на 44,6%. В целом — во всех сегментах — он составил рекордные 969,6 млрд рублей. Консолидация лизингового рынка усилилась, согласны в агентстве. При этом первые три строчки в рейтинге лизинговых компаний заняли госкомпании: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг». В РАЭКС отметили особую роль господдержки, которая в 2018‑м особенно помогла продажам грузовиков. Реализация программ стимулирования лизинга обеспечила прирост совокупного объема нового бизнеса в сегменте лизинга грузового автотранспорта более чем на 36,5 млрд рублей, или более 22% совокупного объема нового бизнеса в этом сегменте. Лизинг грузового автотранспорта составляет 17% в совокупном объеме нового бизнеса топ-100 лизинговых компаний. Около 78% проданных в лизинг грузовиков — среднетоннажные автомобили полной массой до 16 тонн. Компания ожидает в среднесрочной перспективе стагнацию или даже незначительное (5–10%) уменьшение объемов нового бизнеса на лизинговом рынке в связи с реализацией макроэкономических рисков и сокращением государственной поддержки рынка.
Итак, участники рынка согласны между собой, что один из самых тревожных факторов, ставящих под вопрос рост рынка, — реформа господдержки. В правительстве объяснили необходимость изменений непрозрачностью этой системы: отсутствуют обязательства при получении средств. Почти вся нормативная база по госсубсидиям, включая программу льготного лизинга, будет отменена, господдержка будет направляться компаниям под обязательства нарастить экспорт.
В начале декабря Объединенная лизинговая ассоциация, которая объединяет большинство компаний сектора, обратилась в камбин с просьбой не отменять действующий механизм льготного лизинга в машиностроении. По льготной программе, которая действует с мая 2015 года, субсидируется авансовый платеж в 10% стоимости машины (но не более 500 тыс. рублей). Участники рынка же считают действующий механизм эффективным, поскольку он не вмешивается в рыночные условия производства. Отмена льготного лизинга, заявили в ассоциации, приведет к падению спроса на автотранспорт. Дело в том, что более 70% покупателей техники в лизинг — малый и средний бизнес, который не может единовременно заплатить аванс. Госсубсидии позволяли лизинговой компании сохранить приемлемый уровень авансовых платежей за счет будущей субсидии, закрывающей риск по сделке, сообщается в обращении к правительству.
АНДРЕЙ ГЛАДКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КАМАЗ»
Совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн класса КАМАЗ по итогам 2018 года ожидается на уровне 65 тыс. шт., что на 7% выше, по сравнению с 2017 годом. Динамика рынка грузовых автомобилей 14–40 т положительная, но рост рынка в 2018 году сильно замедлился после резкого скачка в 2017 году (увеличение 53% 2017 г. к 2016 г.). Рост российского рынка грузовых автомобилей в 2018 году был простимулирован государственной поддержкой автопрома и инвестиционными программами. Драйверами послужили отложенный спрос, рост сегментов коммерческих грузоперевозок, добычи полезных ископаемых и жилищно-коммунального хозяйства, снижение ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Добавлю, что на сегодняшний день 75% всех новых магистральных тягачей в России — это автомобили с широкой кабиной. В 2019 году прогнозируется дальнейший рост этого сегмента. ПАО «КАМАЗ» планирует к выпуску новый автомобиль КАМАЗ-54901 с широкой кабиной нового поколения К5 и нацелен увеличить свою долю в сегменте магистральных тягачей с широкой кабиной. «Лизинговая компания «КАМАЗ» в 2018 году показала абсолютный рекорд за все 16 лет своей деятельности по реализации автомобилей КАМАЗ в лизинг. К своим владельцам отправилось около 3000 грузовиков. Доля «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» в общих продажах КАМАЗа за 2018 год составила более 10%. Кроме того, в прошлом году «Лизинговая компания «КАМАЗ» вошла в пятерку лидеров рынка лизинга в своем сегменте по показателю «объем лизингового портфеля», согласно рэнкингу за 9 месяцев 2018 года, опубликованному «Экспертом РА». В 2018 году лизинговый портфель «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» вырос почти вдвое и на сегодня составляет 24 млрд рублей. При этом 48% лизингового портфеля приходится на клиентов, расположенных в ПФО, 19% — в ЦФО, 18% — СКФО».
Источник: