Российский автопром:есть ли свет в конце тоннеля?

На прошедшей в Москве очередной, 25-ой по счету, конференции «Автопром — 2016» отраслевые специалисты подвели предварительные итоги работы предприятий автомобильной промышленности в ушедшем году и обсудили стратегию развития одного из важнейших секторов российской экономики

Ушедший год для отечественного автопрома выдался непростым. И хотя динамика продаж в 2016 году выглядит менее устрашающей, по сравнению с 2015 годом, настроение участников рынка далеко от оптимистичного: индекс потребительской уверенности, согласно данным Росстата, остается на низком уровне (–26%). Так что же у нас с автопромом? Самое опасное уже позади, или нас еще ждут серьезные сложности?

Руководитель департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Володин (его доклад открывал конференцию «Автопром — 2016») заявил, что министерство прогнозирует общий рынок (грузовых, легковых автомобилей и автобусов) в 2016 году на уровне 1,46 млн ед. (91,5% по отношению к 2015 г.).

Алексей Володин, руководитель департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения

Позитивным сигналом является сокращение темпов падения продаж в IV квартале (предпоследний месяц даже показал символический прирост 0,6%). И в этом, по словам Володина, не последнюю роль сыграли меры господдержки: финансирование программы обновления колесных транспортных средств, программы льготного лизинга и льготного автокредитования, стимулирование спроса на муниципальную технику с газовыми двигателями и т. п. Всего в 2016 году государство выделило отрасли 65 млрд руб. Статистику по эффективности мер господдержки за 2016 год Алексей Володин не представил. Ранее Минпромторг сообщал, что в 2015 году программе господдержки спроса был обязан каждый третий проданный в стране автомобиль.

ПОДДЕРЖКА ПРОДОЛЖИТСЯ

В 2017 году Минпромторг видит рынок на уровне 1,5 млн автотранспортных средств, а производство вырастет на 7%, до уровня 1,4 млн ед. Алексей Володин заявил, что ведомство запросило в правительстве на поддержку автопрома в 2017 году 62,3 млрд руб., помимо экспортных проектов. Но стимулирование внутреннего рынка, по словам главы профильного департамента, будет «более адресным, ориентированным на определенные категории потребителей». Например, субсидии на приобретение грузовиков отечественного производства (программа «Русский тягач»), покупку грузовых и легких коммерческих автомобилей для фермерских хозяйств («Русский фермер») и предприятий малого и среднего бизнеса («Свое дело»). Плюс будут сохранены программы утилизации и trade-in в I квартале или первой половине 2017 года.

Стоит отметить, что автопром стал одной из отраслей, год от года получающей достаточно большой кусок антикризисного пирога. И это вполне объяснимо. Власти заинтересованы в поддержке занятости населения и опасаются закрытия производств вследствие сокращения спроса на автомобильную продукцию в стране. Для справки: в 2015 году на более чем 400 предприятиях отрасли было занято около полумиллиона человек, а если учитывать вовлеченность смежных производств (отраслевой мультипликативный эффект для России принято оценивать цифрой 6), количество задействованных рабочих мест увеличивается многократно.

Вообще, по всей видимости, у власти есть понимание, что стимулирование продаж не позволяет государству оптимально поддерживать рынок. «Этот инструмент должен иметь определенную срочность, потому что потребители со временем привыкнут к такой мере, и никакого значительного воздействия на конечных заказчиков она не окажет», — ранее говорил замминистра промышленности и торговли Александр Морозов.

Именно поэтому вопрос дальнейших перспектив развития отрасли в свете изменившихся макроэкономических условий начал обсуждаться еще в конце 2014 года. Но лишь в 2016 году он был, наконец, переведен в практическую плоскость: президент Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 года, направленную на импортозамещение продукции и технологий.

СТРАТЕГИЯ 2025

Новый документ, разработкой которого занимается Минпромторг, придет на смену действующей стратегии, которая изначально планировалась в качестве ориентира в горизонте 2020 года. Пока «Стратегия 2025» так и не опубликована. На декабрьской конференции в Москве Алексей Володин лишь представил ее расширенную презентацию, в которой были обозначены общие направления развития отрасли, проблемы и возможные способы их решения.

Основные показатели и индикаторы развития отрасли
2015 г.
2020 г.
2025 г.
Объем производства легковых автомобилей, млн шт.
1,2
1,6
2,4
Объем производства легких коммерческих автомобилей, тыс. шт.
95
152
245
Объем производства грузовых автомобилей, тыс. шт.
50
95
121
Объем производства автобусов, тыс. шт.
8
30
40
Объем экспорта автомобилей, тыс. шт.
107
180
298
Объем импорта легковых автомобилей, тыс. шт.
400
300
400
Объем производства автокомпонентов в России, млрд руб.

590
1080
Объем инвестиций в исследования и разработки, осуществленные в России, млрд руб.

44
95
Рост производительности труда предприятий автомобилестроения относительно уровня предшествующего года, %

6
4

По словам главы профильного департамента, сильными сторонами российского автопрома являются наличие современных производственных мощностей, позволяющих полностью удовлетворить внутренний спрос, базовых разработок и инжиниринга автомобилей и автокомпонентов, а также наличие экономических предпосылок для конкурентоспособной себестоимости производства в России и для экспансии на внешний рынок. Вместе с тем российский автопром чрезмерно зависим от внутреннего спроса и курса валют, а существующие мощности, рассчитанные на производство 3,2 млн автомобилей в год избыточны (по данным за 11 месяцев 2016 г., средняя загрузка составила 40–45%).

Говоря о приоритетных направлениях для формирования высокотехнологичной и устойчивой к внешним вызовам автомобильной промышленности, Володин сделал особый акцент на такие перспективные области как электромобили и автономные транспортные средства. «В области автономного транспорта отечественный автопром вполне способен взять высокий уровень сразу, — сказал Алексей Володин. — Наша цель сделать так, чтобы сократить отставание от лидеров мирового автопрома в области глобальных технологических трендов». В качестве примера глава профильного департамента упомянул систему экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС, которая «не имеет аналогов в мире в том виде, в котором она существует».

Реализация сценария приоритетного развития НИОКР, несомненно, связана с выстраиванием новой системы профессиональных квалификаций в автомобилестроении с учетом мировых технологических трендов и вызовов. По блоку инноваций и в части формирования инженерных компетенций «Стратегия 2025» синхронизирована с дорожной картой ассоциации «Автонет»: цель проекта Национальной технологической инициативы заключается в объединении российских компаний, занимающихся разработкой полуавтономных и беспилотных транспортных средств (подробности — см. комментарий).

Других принципиальных новшеств в проекте нет. Дальнейшее развитие отрасли будет осуществляться в три этапа. На первом этапе, намеченном на 2016–2018 годы, предполагается «сохранение потенциала отрасли», при этом предусмотрено применение «всех инструментов и мер госрегулирования» для конкурентоспособного уровня загрузки. В этот период необходимо определить параметры инвестиционных режимов (в частности, специальных инвестконтрактов), которые начнут действовать по окончании действующих режимов промышленной сборки, а также заложить основу для «технологической независимости» и сформировать условия для «экспортного прорыва».

На следующем этапе (2018–2020 годы) специалисты ведомства предполагают поддержку и стимулирование создания или развития производства автокомпонентов всех уровней — к 2020 году объем производства должен составить 590 млрд руб. Не секрет, что именно в этом сегменте остается зависимость от иностранных поставщиков, особенно в части легковых автомобилей, где уровень локализации автокомпонентов варьируется от 30 до 55%. Этот тезис также нашел подтверждение в докладе Александра Ковригина, заместителя гендиректора «АСМ-холдинга». По состоянию на 2016 год, в России более 150 совместных предприятий по производству комплектующих, но все эти производственные площадки работают на иностранных компонентах, то есть по принципу отверточной сборки. «При создании промышленной сборки автомобилей ежегодно из страны уходит более $100 млрд, при этом автомобильная промышленность Германии ежегодно получает более $100 млрд», — подсчитал эксперт.

Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»

Третий этап, протяженностью до 2025 года, будет необходим для формирования в РФ «новой конкурентной среды». В это время доля экспорта достигнет уже 30–50%, необходимо будет определяться с «направлениями опережающего развития технологий». По словам Алексея Володина, именно на экспорт государство возлагает большие надежды. «Мы видим, что даже к 2020 году внутренний рынок ни одна аналитическая компания не прогнозирует на уровне 3,2 млн автомобилей, который нам необходим для загрузки мощностей на 100%», — объяснил важность развития экспорта чиновник.

Помимо отраслевых специалистов своим пониманием ситуации поделился высокий гость — заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломийцев. По мнению депутата-оппозиционера (он от КПРФ), главным тормозом нашего производства является «искусственное ограничение доступа к финансовым ресурсам». Развитие автопрома по-прежнему сильно тормозят высокие процентные ставки, которые сегодня в разы выше, чем за рубежом. «Кредитование для наших предприятий внутри страны недоступно из-за процентов, за пределами страны — из-за санкций, а значит, национальной промышленности не на что модернизировать свои мощности, а перевозчикам не на что обновлять парки», — отметил Коломийцев.

Николай Коломийцев, заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов

Для снижения финансовой нагрузки на бизнес депутат предлагает перейти к технологии ускоренной амортизации, которая дает возможность увеличивать собственные внутренние инвестиции предприятий. «Сегодня мы с группой депутатов работаем над тем, чтобы убедить Минфин и Минэкономразвития в необходимости перехода к технологии ускоренной амортизации, за счет которой американцы, европейцы и японцы существенно обновили свой автопарк», — рассказал Коломийцев. Однако на решение проблемы никто не рассчитывает: в правительстве не хотят ее видеть в упор.

ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЪЕДИНИЛИСЬ В «АВТОНЕТ»

В России создана ассоциация, объединяющая производителей и разработчиков систем автономного управления транспортными средствами. Проект под названием «Автонет» будет заниматься разработкой программ по производству и внедрению беспилотных автотранспортных средств, а также формирование предложения по адаптации нормативной правовой базы для гармоничного внедрения беспилотных технологий в экономическую и социальную жизнь страны.

В организацию уже вошли крупные отечественные компании, которые полностью или частично заняты разработкой беспилотных транспортных средств. Среди них: КАМАЗ, НАМИ, «Соллерс», Volgabus, «Группа ГАЗ» и «АвтоВАЗ». В будущем список пополнится другими компаниями, они также смогут рассчитывать на финансовые средства, которые в 2017 году выделит государство на разработку «беспилотников». В ближайшие время ассоциация «Автонет» займется решением таких задач, как разработка нормативной документации для внедрения беспилотных транспортных средств на дороги России, развитие отраслевой журналистики, развитие обучающих центров по профессиям, связанным с беспилотным транспортом.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий