Развивать локальное производство, наращивая экспорт автомобилей и компонентов — вот две основных задачи отечественного автопрома на ближайшее десятилетие. Осталось разобраться, насколько они выполнимы
Россия занимает 14-е место в мире по производству автомобилей: в 2015 году в стране было произведено 1,3 млн легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей. Между тем индекс производства автокомпонентов, несмотря на падение продаж новых автомобилей и, соответственно, первичного рынка, стабилизируется за счет увеличения спроса на вторичном рынке автокомпонентов (запчасти для находящихся в эксплуатации авто). Вторичный рынок автокомпонентов с долей 65 % в общем объеме (этот объем составляет сегодня свыше $100 млрд) показывает стабильный рост за счет роста российского автопарка. Вместе с тем объемы выпуска по-прежнему оцениваются экспертами как критичные: прогнозируемая загрузка производственных мощностей (исторически рассчитанных на большие объемы спроса) в 2016 году в России составит всего 30–40 %. Для сравнения: загрузка мощностей автопроизводителей в Китае составляет 82 %, а в мире в целом — 85 %.
ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИТ
Переход к новой модели развития индустрии, по планам правительства, предусматривает три шага. Первый — это поддержка спроса на авторынке на уровне, обеспечивающем выживаемость автопроизводителям и инвестиционную привлекательность. К слову, в качестве одного из инструментов господдержки отрасли предлагается специальный инвестиционный контракт (СПИК) — новая форма взаимоотношений между государством и инвестором. Инструмент СПИК был введен в оборот Федеральным законом о промышленной политике еще год назад, но полноценно действовать начинает только сейчас.
Второй шаг — оптимизация неэффективных мощностей за счет концентрации господдержки вокруг высоколокализованных производителей (с уровнем локализации более 50 %). Наконец, третий шаг — создание условий для экспортоориентированности автомобильного производства. В 2015 году доля экспорта в производстве составила 7,7 %. А к 2025 году планируется увеличить экспорт на целевых рынках (Мексика, Египет, Иран, Вьетнам, Индия, Куба, Алжир) не менее чем в два раза.
Экспорт и импорт запчастей
Государством, в частности, предусмотрено выделение субсидий российским производителям на транспортировку продукции на внешние рынки и доработку конструкции автомобилей для экспортных рынков, защищенных особыми техническими требованиями (правый руль, Евро-6, климатическое исполнение и т. п.). объем финансирования составит 3,3 млрд руб.
СТРАТЕГИЯ ТРЕБУЕТ ОБНОВЛЕНИЯ
Перспективы развития рынка автомобильных комплектующих обсуждались на 9-м Московском Международном Форуме «Автокомпоненты — 2016». В мероприятии, прошедшем в торгово-промышленной палате РФ, приняли участие ведущие аналитики, представители власти и бизнеса.
Наиболее острой дискуссией на конференции сопровождалась выработка предложений для обновленной стратегии развития отечественного автопрома до 2025 года. Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», провел анализ ошибок предыдущей стратегии и пришел к основному выводу: «Надо постепенно закрывать рынок автокомпонентов… года через два». При анализе было использовано сравнение положения рынка с советским временем и другими странами.
«Отсутствие жестких контролирующих требований к локализации привело к тому, что за семь лет достигнут порог 30 % локализации, этого недостаточно для развития автопрома и стоило потери кадров, отставания страны в технологиях и разрушения российского производства автокомпонентов», — отметил спикер. «При создании промсборки из страны ежегодно уходит $100 млрд, в то время как Германия получает $100 млрд», — заключил А. Ковригин. По мнению эксперта рынка, «хотя бы половину компонентов нужно производить здесь».
Что касается будущих соглашений о промсборке, то это могут быть либо 100 % российские предприятия, либо совместные предприятия с равным распределением долей. Ковригин полагает, что при разработке новой стратегии российского автопрома нужно иметь в виду китайский и индийский пути.
Другой авторитетный эксперт рынка — генеральный директор Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) Михаил Блохин предлагает альтернативный путь, сопряженный с изменением подхода к системе управления рынком с учетом мировой практики. Он обращает внимание на то, что за 100 лет количество компонентов в автомобиле увеличилось на 100 шт., а структура российского рынка не поменялась. «Невозможно не менять модель управления», — отметил Блохин.
Российская система ранее не предполагала независимых производителей, они работали на нужды трех автозаводов. «Существовало натуральное хозяйство. Это не давало выпускать продукцию и развивать технологии», — заключил эксперт. Блохин призывает обратить внимание на китайский автопром и полагает, что Россия отстала от Китая примерно на 20 лет. В то же время «у России есть шанс превратиться в высокоразвитое производство», сказал он.
В структуре распределения ответственности за научные исследования авторынка во всем мире лидируют автокомпоненты (60 % разработок), в России они занимают только 30 %. В связи с этим практически все разработки, внедряемые на российском рынке, создаются иностранными компаниями. Эксперт предлагает изменить эту структуру в пользу национального производства таким образом, чтобы разработки модулей и платформ делались с российским участием, а компоненты остальных уровней — целиком российскими производителями.
Тему продолжил Александр Горчаков, директор Центра дорожных карт и специальных программ ФГУП «НАМИ». В его докладе были приведены следующие цифры. В 2015 году общий объем рынка автомобильных компонентов сократился практически вдвое, в основном за счет сокращения объемов импорта, при этом доля локального производства выросла на 5 %, а доля объема импорта для промышленной сборки в общем объеме импорта сократилась на 2,1 %.
При разработке новой стратегии развития автомобильной промышленности РФ представитель ФГУП «НАМИ» считает необходимым создать усовершенствованную систему статистического наблюдения и анализа с целью мониторинга ее исполнения. Кроме этого, предлагается использовать проектный, технологический и производственный потенциал ФГУП «НАМИ» для консолидированного решения задач развития автокомпонентного направления российского автопрома.
Источник: