В Москве состоялся ежегодный форум автомобильного бизнеса ForAuto, организованный аналитическим агентством «Автостат». Представители автопроизводителей, дилерских центров, исследовательских организаций и государственных органов предложили свое видение ситуации в отрасли. Рынок замедлит темпы роста, но в этом нет никакой трагедии, считают эксперты.
Форум, собравший более 300 участников, начался с обсуждения итогов прошлого года. Отмечая тенденции рынка, представители дистрибьюторов и успешных дилерских холдингов делились своими секретами, благодаря которым им удалось завершить 2018 год на позитивной волне и развить бизнес. Если говорить о прогнозах на будущее, оптимисты предполагают в 2019 году небольшой рост, но более осторожные руководители говорят о возможном уходе авторынка в «минус». Пессимисты ориентируются на макроэкономический прогноз, который на этот год не то чтобы очень тревожный, но какой-то безрадостный. Пожалуй, самая верная характеристика того, что нас ожидает, — это застой. Медленный, вдвое ниже мировых темпов прирост ВВП, ускорение инфляции, и все это на фоне не слишком благоприятной внешней конъюнктуры.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, выступая с обзором ситуации по авторынку, отметил, что, хотя рынок два последних года рос, он все еще не достиг уровня 2013 года. Динамика в разных регионах отличается — как в отношении рынка новых автомобилей, так и с пробегом. «Рынок автомобилей с пробегом более стабильный и интересный, для дилеров он себя вовсе не исчерпал», — отметил эксперт. Тем временем структура отечественного авторынка постепенно меняется. Лидер массового сегмента АвтоВАЗ наконец обрел некую стабильность, сейчас это устойчивое предприятие, имеющее стратегию развития на ближайшие годы. Продолжается смещение интересов покупателей в сторону SUV-сегмента, актуального для провинциальных городов. Причем внутри этого сегмента интерес перемещается в сторону компактных неполноприводных кроссоверов (рост 18%). Между тем продолжается ротация в дилерских сетях. За минувший год закрылось 40 дилерских предприятий. На данный момент их общее количество составляет 3500. Среди факторов, определяющих динамику авторынка, Сергей Целиков особо отметил влияние экономических причин (рубль существенно подешевел к валютам — это минус, при этом он предсказуем и стабилен — это плюс), программ стимулирования (госпрограммы, автокредитование, маркетинг, появление новых моделей, создание платных парковок), а также наличие альтернатив личному владению автомобилем (каршеринг, райдшеринг, автомобиль по подписке, доступное такси, общественный транспорт).
Виктор Пушкарев, ведущий эксперт «Автостата», озвучил мнение аналитиков агентства по поводу возможностей роста в 2019 году для коммерческого транспорта. По словам эксперта, на рынке наблюдается снижение численности потенциальных покупателей новых автомобилей: «Статистика говорит, что рынку больше не надо». Согласно ожиданиям, практически во всех основных сегментах (легкие коммерческие автомобили, средние и тяжелые грузовики) прогнозируется уровень продаж на уровне прошлого года, по автобусам — ниже уровня прошлого года. Вот как выглядит базовый прогноз в цифрах: LCV — 112 тыс. ед.; MCV — 20,6 тыс.; НСV — 61,2 тыс.; автобусы — снижение примерно на 7% (12,1 тыс.). «Если раньше основным драйвером рынка пассажирского транспорта были массовые события международного масштаба (ЧМ по футболу), когда закупки финансировались за счет госпрограмм, то теперь субъекты федерации будут ориентироваться на свои внутренние ресурсы», — объясняет Виктор Пушкарев.
Прогноз начальника управления отраслей экономики аналитического центра при правительстве РФ Григория Микрюкова более позитивен. Эксперт выдал версию развития событий, ориентируясь на данные по рынку, росту ВВП и заработной платы в стране. В зависимости от означенных факторов, в 2019 году все еще продолжится восстановление рынка, вышедшего из кризиса 2013–2015 гг. В России прогнозируется рост ВВП (+3,3%) и рост заработной платы (+3,3%). Это чуть ниже, чем годом ранее, но все же «плюс», соответственно и у авторынка есть шанс для оптимизма — в текущем году он может показать +5%. А в следующем году есть ожидание что прирост продаж будет меньше, чем в этом, ближе к нулю. Поддержать положительную динамику рынка поможет рост доходов. В настоящее время правительством разрабатывается ряд нацпроектов, в том числе по малому и среднему предпринимательству. «Эти законодательные инициативы должны обеспечить положительную динамику ВВП, что позитивно скажется на авторынке», — подытожил аналитическую часть форума Григорий Микрюков.
2019 год многое изменит в существующей системе регистрации автомобилей, заключении договоров купли-продажи, взаимоотношений автовладельцев со страховыми компаниями. Об этом участникам форума напомнил Борис Ионов, директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт». Напомним, что 1 ноября 2019 года в России завершается переходный период для постепенного ввода в оборот электронного ПТС. На 20 февраля в системе «Электронные паспорта» было зарегистрировано всего 103 транспортных средства, однако уже с весны этого года оформление ЭПТС примет массовый характер, а с ним и перевод всех регистрационных действий с транспортными средствами на новые рельсы. Помимо всего прочего, введение ЭПТС обещает автовладельцам экономический эффект. Ведь электронный документ дешевле бумажного. Плюс экономия времени при оформлении.
Источник: