Профессиональные зарядные устройства Bosch

Совершенствование характеристик аккумуляторных батарей генерирует новые решения в сфере их обслуживания. Разбираемся, как работают современные профессиональные зарядные устройства и что их отличает от любительских.

Еще каких-то 20–30 лет назад зарядное устройство для аккумуляторов грузовиков и автобусов ассоциировалось у специалистов с чем-то крупным и, как правило, стационарным. Считалось, что настоящий мощный зарядник — это тяжелый ящик с трансформатором внутри, разного рода переключателями, вольтметром и амперметром снаружи. А все малогабаритное и портативное относилось к категории любительского оборудования, способного справиться в лучшем случае с аккумуляторами легковых автомобилей.

Сегодня ситуация другая. Современный профессиональный зарядный блок — это довольно симпатичная автоматическая коробочка с минимумом органов управления и всем понятным интерфейсом. На что же способны такие приборы?

Совершенствуя линейку сервисного оборудования, компания Bosch представила на российском рынке профессиональные устройства Bosch BAT645 и BAT690. «Автопарк» воспользовался возможностью познакомиться с новинками поближе.

Bosch C7 — одна из немногих моделей начального уровня для зарядки 12‑ и 24‑вольтовых АКБ.

Простота замены кабелей является преимуществом модели BAT645.

МНОЖЕСТВО ПРИМЕНЕНИЙ

Современные грузовики зависят от электроники куда больше, чем их предшественники. Более совершенные системы энергообеспечения требуют новых подходов в обслуживании. От сервисного оборудования теперь требуется иной, более широкий функционал. Являясь одним из лидеров рынка в этом сегменте, компания Bosch сегодня выдает четкие ответы на запросы технических специалистов.

Линейка полностью автоматических зарядных устройств включает два универсальных профессиональных прибора Bosch BAT645 и BAT690 с выходным током заряда 45 и 90 А соответственно. Оба они рассчитаны на работу с бортовыми сетями напряжением 12 или 24 В. Помимо обычных свинцово-кислотных и гелевых аккумуляторных батарей, эти зарядные устройства пригодны для работы с батареями, изготовленными по новым технологиям AGM (с распределением электролита в пористых стекловолоконных сепараторах), и с усовершенствованными литий-ионными батареями (литий-железо-фосфатные АКБ LiFePO4, или, коротко, LFP) с системой управления энергоотдачей (BMS).

При помощи таких устройств АКБ можно заряжать как в установленном на автомобиле, так и в демонтированном состоянии. Новинка предусматривает эксплуатацию как в переносном, так и в стационарном положении. Например, зарядное устройство можно закрепить на стену при помощи опционального кронштейна.

Трехметровый зарядный кабель с мощными «крокодилами».

Испытываем в деле BAT645. Внешне это зарядное устройство представляет собой металлическую коробку зеленого цвета, защищенную с торцов обрезиненными рамками. Модуль оснащен радиатором и вентилятором. На лицевой стороне прибора расположен TFT-дисплей, кнопки выбора режима и три светодиода состояния. В меньшем торце размещены разъемы подключения сетевого и силовых кабелей, простота их замены является дополнительным преимуществом модели. На корпусе зарядного устройства также имеется защищенный заглушкой USB-порт, его используют для закачки обновлений. Возможность загружать характеристики и алгоритмы зарядки для новых типов АКБ, которые могут появиться в будущем, максимально увеличивает полезный срок службы оборудования, объясняют инженеры Bosch. Кстати, конечные клиенты будут получать последние версии прошивок у дилеров, где приобреталось оборудование.

Плавкий предохранитель в силовом кабеле неудобен.

Комплект поставки BAT645 включает трехметровый зарядный кабель сечением 6 мм2 с мощными «крокодилами». Опционально предлагается кабель длиной 5 м. Благодаря малому весу (около 4 кг) и размеру (высота 120 мм, ширина 220 мм) это оборудование обеспечивает высокий уровень мобильности. Например, в процессе ремонта зарядник можно поместить даже под автомобиль. В таком положении он точно не будет мешать работе механиков.

Если сравнивать новинку с предшественником — хорошо знакомым специалистам прибором Bosch BAT430, то «шестьсот сорок пятый» смело даст ему фору не только по техническим характеристикам («старичок» выдает максимум 30 А), но и по вариативности настроек. Здесь, например, можно вручную задавать требуемый уровень напряжения. Далее будет понятно, насколько это важно.

В режиме зарядки BAT645 автоматически распознает, какая батарея подключена: 12‑ или 24‑вольтовая (последовательное подключение двух АКБ по 12 В). В первом случае пороговым значением для правильной идентификации требуется напряжение 3 В (7 В для LFP), а во втором — 17 В. Можно ставить на зарядку и глубоко разраженную батарею, но в этом случае устройство по умолчанию примет ее за 12‑вольтовую, и две батареи придется подключать по отдельности.

Отработавший уже 8 лет «автомат» Fronius имеет хорошие отзывы от механиков.

Режим заряда будет зависеть от типа АКБ и емкости (эти параметры следует выбирать вручную из предлагаемых в меню прибора). Интерфейс у программы многоязычный (22 языка), русский запрограммирован по умолчанию. Благодаря универсальности устройств зарядка АКБ любого типа происходит в полностью автоматическом режиме. Кроме того, для каждого типа батарей пользователь может выбрать специальные характеристики зарядки с учетом особенностей разных технологий. В BAT645 заложены различные графические характеристики и циклограммы зарядки. Как правило, весь процесс состоит из трех фаз: основной (зарядный ток составляет около 20 % установленной емкости АКБ), промежуточной (ток уменьшается до 2 % емкости) и окончательной (активный режим подключается только в случае, если напряжение на одной АКБ опускается ниже 13,5 В).

Для глубоко разряженных аккумуляторных батарей BAT645 использует сначала щадящую зарядку. Режим подключается автоматически, на дисплее появится сообщение «мягкая зарядка», изменяется такт мигания светодиодов. В новинке также предусмотрены дополнительные режимы работы: BAT645 может выступать в качестве резервного (поддерживающего) или буферного источника питания.

В поддерживающем режиме BAT645 обеспечивает питанием потребителей электроэнергии в автомобиле вместо аккумуляторной батареи. Обычно это делается, чтобы не сбивались текущие настройки чувствительных к питанию устройств (например, бортовых мультимедийных комплексов) при замене АКБ. Выходное напряжение зарядного устройства стабильно и постоянно, но ток ограничен значением 15 А. Поскольку часть автоматики в этом режиме отключена, важно, чтобы при установке аккумуляторной батареи была соблюдена полярность подключения, напоминают специалисты.

Благодаря универсальности устройства зарядка АКБ любого типа происходит в полностью автоматическом режиме.

В буферном режиме BAT645 поддерживает заряд аккумуляторной батареи, если при остановке двигателя требуется включение мощных потребителей тока. Стабилизированное внешнее питание для бортовой сети чаще всего используется для работ, связанных с обновлением программного обеспечения блоков управления. При буферизации BAT645 также автоматически распознает напряжение АКБ. Максимально возможное значение силы тока составляет 30 А.

В меню «Параметры» как для буферного, так и для поддерживающего режимов можно выбрать и отредактировать значение стабилизируемого напряжения. Однако при вводе параметров следует учитывать сведения изготовителя аккумуляторной батареи во избежание превышения допустимых порогов. В целом же у Bosch BAT645 все просто: включил и пользуйся. В чем, собственно, мы и убедились в ходе испытаний. Спорным показалось лишь отсутствие специального режима регенерации. Представитель Bosch объяснил, что в данном случае аналогом является функция «щадящей загрузки». Предполагаемые области использования BAT645: дилерские/независимые автомастерские, крупные гаражи, пункты технического осмотра, АЗС и учебные центры.

USB-порт используется для установки обновлений.

МАЛ, ДА УДАЛ

Для любительского пользования Bosch предлагает более доступные приборы C7 (ориентировочная цена 6000 руб.), рассчитанные на зарядку 12 и 24‑вольтовых АКБ. По сути, это одна из немногих моделей начального уровня, работающая на две ступени напряжения. Сильно разряженную батарею это устройство восстановить, конечно, не сможет, но максимальной силы тока в 7 A будет вполне достаточно для быстрого заряда большинства «гражданских» аккумуляторов емкость до 100 Ач. Компактный аппарат массой всего 1,7 кг может работать со всеми типами свинцово-кислотных батарей — от классической стартерной АКБ с жидким электролитом до современных батарей, изготовленных по технологии AGM.

Bosch C7 позволяет вручную выбрать один из шести режимов работы: зарядка в стандартном режиме, зарядка в зимнее время (при температуре ниже +5 °С), восстановление сульфатированного аккумулятора (импульсная зарядка), а также работа в режиме источника стабилизированного питания (для 12‑вольтовых потребителей) с выходным током не более 5 А.

Зарядник можно поместить под автомобиль, и он точно не будет мешаться.

Это как раз тот случай, когда, например, автомобиль припаркован надолго, двигатель запускать на стоянке нельзя, но системы комфорта должны работать. Дисплея на корпусе нет, но информацию о статусе зарядного процесса дают четыре индикатора: невозможность миссии, низкий заряд, средний заряд и полный заряд. О выбранном режиме работы информируют еще пять индикаторов. Наконец, есть отдельный индикатор, сигнализирующий о переполюсовке. Если что-то «пошло не так» прибор автоматически это диагностирует и попросту не включается. Повод для придирок — плавкий предохранитель в силовом кабеле. Такая «защита от дурака» несовременна и неудобна.

Мы проверили устройство, сымитировав зарядку АКБ на автомобиле. Судя по работе в гараже можно сказать что Bosch C7 честно выдает заявленные производителем программы заряда.

ИГОРЬ ИНДРУПСКИЙ

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР КОМПАНИИ «ДИДЖИТАЛ ДИЗЕЛЬ»

Зайдите в любой дилерский центр, и вы увидите, что все машины, стоящие в шоу-руме, подключены к зарядным устройствам. Хотя в данном случае можно использовать и дешевые «гражданские» устройства. А вот на СТО обязательны профессиональные приборы. Любая диагностика электронных систем автомобиля должна сопровождаться стабилизацией бортовой сети от внешнего источника, иначе нет гарантии корректного определения неисправности. Стабильное напряжение определенного уровня, помимо всего прочего, может потребоваться в процессе обновления программного обеспечения различных блоков управления. Сейчас мы на участке диагностики пользуемся автоматическим зарядным устройством Fronius Activia 35А. В этом приборе предусмотрена интеллектуальная зарядка, имеется режим регенерации. «Фрониус» автоматически определяет напряжение при подключении, настраивается на разные типы аккумуляторов. Но у нового устройства Bosch BAT645 таких настроек больше.

ИГОРЬ ГАЛАХОВ

ПРОДУКТ-СПЕЦИАЛИСТ BOSCH ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

Помимо обычных свинцово-кислотных и гелевых аккумуляторов, зарядные устройства BAT645 и BAT690 пригодны для работы с батареями, изготовленными по технологии AGM и с усовершенствованными литий-ионными батареями. Благодаря универсальности устройств зарядка АКБ любого типа происходит в полностью автоматическом режиме. Изначально в зарядное устройство залита штатная версия программного обеспечения. Предусмотренный в приборе USB-порт позволяет устанавливать обновления. Это дает возможность, например, загружать характеристики для новых типов АКБ, которые могут появиться в будущем, что максимально увеличивает полезный срок службы оборудования. Обновленное ПО после его официального выпуска конечный пользователь может получить у дилера, продавшего это оборудование.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий