В марте было ужесточено госрегулирование грузовых автоперевозок, осуществляемых иностранными компаниями. Закон направлен на поддержку российских компаний, но вряд ли принесет им серьезные «дивиденды»
Попытку отрегулировать нишу, которую занимают на российском рынке иностранные автоперевозчики, предпринял Минтранс. Согласно принятым с его подачи поправкам, штрафы за нарушение правил оформления документов на перевозки для иностранных игроков рынка увеличены с 50 до 150–200 тыс. руб. В тексте закона говорится, что такие санкции предусмотрены за «осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения». При этом машины недобросовестных перевозчиков могут быть задержаны на выезде из РФ до уплаты штрафа.
Ространснадзор, кроме того, получил уточненный список документов для подтверждения страны происхождения груза, что облегчит выявление нарушителей и само наказание. Как объяснили СМИ в Минтрансе, будут четко определены виды разрешений на перевозки, появятся требования к заполнению документов до въезда перевозчика в Россию.
РЫНОК ПОД ИНОСТРАНЦАМИ
В Минтрансе утверждают, что закон направлен на поддержку российских автоперевозчиков, потому что они находятся в тяжелой финансовой ситуации — из-за роста цен на топливо и девальвации рубля. Согласно данным участников рынка, к началу нынешнего года издержки наших компаний выросли на 30–35 %, маржа почти обнулилась. В результате ряд российских перевозчиков были вынуждены поднять тарифы. А это, конечно, сказывается на конкурентоспособности. По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, иностранные перевозчики уже контролируют 60 % российского рынка международных автоперевозок.
Оказавшимся в самой сложной ситуации владельцам фур приходится выставлять часть подвижного состава на продажу. Или вовсе уходить с рынка. Как сетовал председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин, в феврале нынешнего года прекратили свое существование уже порядка десяти российских компаний, недавно за счет лизинга обновивших свой парк, чтобы соответствовать международным требованиям. Процесс продолжается. Как предсказал Матягин, пройдет еще некоторое время, и на европейских маршрутах останутся в основном зарубежные перевозчики, у которых сейчас имеется больше ресурсов, чтобы пережить кризис.
На то, что решение Минтранса ужесточит правила для иностранцев и поможет «своим», надеются и сенаторы: как пояснил зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Олег Еремеев, «основной целью закона является защита российского рынка автомобильных перевозок посредством усиления контроля за соблюдением иностранными перевозчиками требований российской разрешительной системы». По его мнению, «важность и актуальность решения этой задачи серьезно возросла в условиях переноса транспортного контроля на внешнюю границу Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана)».
На внесении поправок в закон настояли сами российские игроки, сообщил председатель правления Клуба президентов ассоциаций автомобильного автотранспорта — членов Международного союза автоперевозчиков Юрий Сухин. Дело в том, что отечественные и зарубежные компании оказались в неравных условиях: иностранцы, как правило, находятся вне поля зрения Госавтодорнадзора. Если даже машины не совсем добросовестных перевозчиков и останавливаются, то наказания незначительны.
Международный опыт свидетельствует в пользу более строгого наказания. По словам Юрия Сухина, в Италии, к примеру, всего лишь за неправильное оформление документа, разрешающего выполнение грузоперевозок, налагается штраф в 5 тыс. евро. При повторном нарушении сумма удваивается. И в случае неуплаты можно арестовывать автомобиль.
ЛАЗЕЙКИ НАЙДУТСЯ
Бурных протестов со стороны иностранных автоперевозчиков, однако, не последовало: как оценили участники рынка, принятые меры затронут лишь узкий круг игроков, в основном из стран Балтии и Польши, которые привыкли игнорировать правила ведения бизнеса в России или отыскали в нем лазейки. Одну из возможных назвал директор департамента транспортной логистики компании «Молком»
Тимур Ратников: по его прогнозу, ужесточение подтолкнет иностранных перевозчиков создавать российские юрлица.
А директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко предсказал, что часть автоперевозчиков уйдут в тень. В конечном счете, нововведение негативно отразится на логистике: сложнее будет выстраивать качественные сервисы, если партнеры не смогут стабильно гарантировать их выполнение.
К тому же в результате изменений устанавливается дополнительный барьер для транзита в РФ. Этим недовольны, в частности, белорусские автоперевозчики, которые на совещании Евразийской экономической комиссии посчитали подобную процедуру еще и тормозом для развития экономических связей внутри Евразийского союза.
Минтранс наносит удар не в том направлении — следовало бы принять более масштабный комплекс мер, чтобы помочь российским компаниям, считает ряд участников рынка. «Ужесточение требований к иностранным перевозчикам и повышение уровня штрафов для них не смогут существенно повлиять на структуру рынка международных грузоперевозок в пользу российских перевозчиков, — полагает, в частности, генеральный директор компании «Максилог — Система комплексной логистики» Александр Сологубов. — Гораздо существенней и благоприятней на российских перевозчиков повлияло бы снижение ставки лизинга на новую технику. Введение же нулевой ставки НДС не только на международные, но и на внутрироссийские перевозки дало бы мощнейший толчок к развитию транспортного сегмента российской экономики, массовому появлению мощных транспортных компаний, относящихся к среднему бизнесу, а не тысяч ИП, владеющих 1–2 машинами, как это происходит сегодня. К сожалению, наше государство вновь выбрало путь ужесточения условий ведения бизнеса вместо эффективных антикризисных мер».
Источник: