Потомок «Стотридцатки»:что нового собирают на ЗиЛе

Территорию столичного АМО «ЗиЛ» планируют застроить офисами и элитной недвижимостью. Но старейший российский автозавод пока рано списывать со счетов: он не только продолжает выпуск грузовиков, но и находит возможности обновлять модельный ряд

Среднетоннажные автомобили ЗиЛ по-прежнему пользуются устойчивым спросом у широкого круга потребителей. Машины традиционно отличаются прочностью, выносливостью и неприхотливостью, что позволяет монтировать разнообразные надстройки. Вот почему даже при отсутствии должного финансирования автозаводцы с ноября 2012 года работали над созданием нового семейства грузовиков. При этом зиловцам приходилось вести проектирование конструкции и организацию выпуска автомобилей и агрегатов на значительно сократившихся производственных площадях.

Несущая рама изготовлена из профиля постоянного сечения

Тем не менее в прошлом году на столичном предприятии началось серийное изготовление модернизированного среднетоннажного грузовика ЗиЛ-432940. Одной из целей проведенной работы стало увеличение конструктивного ресурса автомобиля до 600 тыс. км пробега. По мнению заводских специалистов, это позволит новинке на равных конкурировать с одноклассниками не только отечественного, но и зарубежного производства.

Грузоподъемность бортового грузовика составляет 6 тонн, а полная масса — 11 тонн. Это наряду с габаритами роднит его с легендарным предшественником ЗиЛ-130. Основой для дальнейшей модернизации выбрали шасси ЗиЛ-432932 с полезной нагрузкой 6635 кг. Изменениям подверглись многие узлы и агрегаты, а главный упор делался на максимальное использование покупных узлов и агрегатов вместе с основными элементами собственного производства.

Комфорт кабины улучшили удобные покупные сиденья

Машину, прежде всего, отличает обновленный дизайн. Ключевым элементом, определившим внешний облик грузовика, стало интегральное стеклопластиковое оперение, которое заменило стальную конструкцию. В данной ситуации очень пригодился опыт, полученный во время работы над проектом «Тапир». Напомним, что такое название объединяло 8-тонный ЗиЛ-433180 и ЗиЛ-4362СО грузоподъемностью 4,5 тонны. Внешняя архитектура этих машин разрабатывалась на ЗиЛе, а оснастку и опытную партию оперений из стеклопластика изготовили в компании «Автодизайн» из Набережных Челнов. Там же сохранились 3D-модели двух вариантов оперений и сама кабина. В свою очередь на АМО «ЗИЛ» имелись выклейки, комплект оперений (большого и малого) и образец ЗиЛ-433180, вместительное интегральное оперение которого послужило основой для дальнейших работ.

Однако капотную часть «Тапира» пришлось серьезно переработать в соответствии с реалиями действующего производства. Прежде всего, отказались от сложного в изготовлении пространственного каркаса, сваренного из труб, который к тому же утяжелял конструкцию. Его заменил каркас от серийного ЗиЛ-4331 с измененной симметрией. От него же заимствовали подвеску оперения и места крепления. Оригинальные подножки и пластиковый бампер заменили серийными стальными. Фары от «ГАЗели», расположенные в крыльях, уступили место традиционным аналогам прямоугольной формы, размещенным в бампере. Эстетические качества грузовика от такой трансформации только улучшились.

Откидное интегральное оперение обеспечивает удобный доступ к двигателю

Для того чтобы кроме дизеля Минского моторного завода можно было устанавливать двигатели большей мощности, в подкапотное пространство сумели вписать самый крупный из имеющихся воздушных фильтров камазовской размерности. Изменилось и положение кабины относительно рамы, ее сместили вперед на 185 мм.

Изготовлением мастер-модели для интегрального стеклопластикового оперения вначале занималась столичная компания «Полимердизайн», но позже по ряду причин этой темой занялось НПО «Вояж», расположенное вблизи Владимира. Его специалисты, располагавшие современным технологическим оборудованием, изготовили необходимую оснастку для выклейки оперения, решетки радиатора, боковых решеток отвода воздуха и фирменных эмблем, а также освоили серийный выпуск этих деталей. Все работы, связанные с оперением и кабиной, велись в системе 3D-моделирования, которое значительно повысило качество и сократило сроки разработки.

Одновременно провели унификацию кабин. Ранее выпускалось две модели — для средне- и малотоннажного грузовиков. У второго варианта в переднем моторном щите имелась ниша для размещения части мотора. Теперь же все кабины выпускаются именно с такой нишей. При этом вместо стальной штампованной используется пластиковая ниша, которая крепится в кабине с по мощью клея-герметика и заклепок. ЗиЛ-432940 получил удобные покупные сиденья со встроенными ремнями безопасности — водительское и двухместное пассажирское. Установлен новый узел крепления рулевой колонки с более надежной фиксацией рулевого колеса.

Гидроусилитель руля фирмы «Радий» с измененным кронштейном крепления позволил увеличить угол поворота передних колес, что положительно сказалось на маневренности и управляемости грузовика. Радиус поворота машины не превышает 6,9 м. Педальный узел остался без изменений. Механические стеклоподъемники заменили современные электрические, использованы новые дверные замки, позволяющие опционально использовать их с дистанционным ключом. Предусмотрено место для установки и подключения цифрового тахографа.

Базовым является дизельный двигатель ММЗ Д-245.9Е4-4014 (Евро-4)

На автомобиль штатно монтируется 4-цилиндровый дизельный двигатель ММЗ Д-245.9Е4-4014 (4,75 л) мощностью 136 л. с. Этот мотор сравнительно недорог, ремонтопригоден, а благодаря промохлаждению наддувочного воздуха и рециркуляции отработавших газов отвечает требованиям экологических норм Евро-4 без применения системы каталитической нейтрализации, в которой используется мочевина. Рабочие процессы контролирует электронный блок управления.

Четырехточечная подвеска силового агрегата позволила снизить вибрацию от двигателя на раму автомобиля и уровень шума, в то время как литой картер маховика позволяет уменьшить неподрессоренную массу на 40 кг.

Покупной радиатор системы охлаждения имеет улучшенные технические параметры. Сварной топливный бак облегченной конструкции поставило ООО «Камский завод «Резервуар» из Набережных Челнов. В стандартной комплектации имеется подогреватель двигателя. Изменения претерпели системы подачи топлива и выпуска отработавших газов.

Двигатель работает в одной кинематической цепочке с диафрагменным сцеплением Sachs MF-362, которое отличает более высокая надежность по сравнению с ранее применявшимися аналогами, и модернизированной механической 5-ступенчатой коробкой передач СААЗ-136M3. По желанию заказчика грузовик может оснащаться дизелями Cummins или отечественными моторами семейства ЯМЗ-530, а кроме того, коробками передач ZF.

Внутренние размеры бортовой металлической платформы 3810х2420х600 мм

Детали карданной передачи поставляют сторонние производители. Доработке подверглись управляемая ось и ведущий мост с гипоидной главной передачей. Причем последний может быть оборудован блокировкой, что повышает проходимость автомобиля.

В грузовике использована усовершенствованная несущая рама, достаточно легкая и прочная. Ее конструкция с измененными поперечинами изготовлена из профиля постоянного сечения.

Передняя ось подвешена с помощью малолистовых рессор, позволяющих снизить массу неподрессоренных частей на 20 кг и повысить плавность хода. Задний мост связан с рамой посредством полуэллиптических рессор, дополненных малолистовыми подрессорниками (масса снижена на 5 кг). Кронштейны подрессорников позволяют установить брызговики колес. Все изделия поставляет Чусовской металлургический завод. Установлены камерные шины размером 260R508.

Применен рулевой механизм типа «винт — шариковая гайка — рейка — сектор». Тормозные механизмы на передней оси получили более широкие барабаны и колодки с накладками увеличенной ширины, что увеличивает срок их службы. Серийно устанавливается антиблокировочная система. Электрооборудование с электронным блоком управления включает однопроводную систему с номинальным напряжением 24 В. Быстроразъемные соединения фирмы Camozzi в пневмоприводе снизили трудоемкость обслуживания. Повышена антикоррозионная стойкость автомобиля за счет применения окраски по специальной технологии PPG с расширением цветовой гаммы и использованием схемы двух грунтов.

Величина колесной базы грузовика теперь составляет 3820 мм, максимальная скорость — 90 км/ч. Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч составляет 25,8 л/100 км.

Автотопливозаправщик компании НПП «Автомаш»

Помимо шасси, ЗиЛ предлагает заказчикам грузовик, оснащенный металлической платформой с открывающимися боковыми и задним бортами, которая может быть дополнена съемными дугами и тентом. Ее внутренние размеры 3810х2420х600 мм. Погрузочная высота — 1450 мм. Модель способна буксировать прицеп полной массой 8 тонн и работать в составе автопоезда полной массой до 19,2 т. Осваивается производство седельного тягача. Стеклопластиковое оперение, откидывающееся вперед на угол почти 90°, заметно облегчает проведение регламентных работ двигателя.

Смоленский автоагрегатный завод, дочерняя компания АМО «ЗИЛ», изготовил партию самосвалов сельскохозяйственного назначения. Каждый образец оборудуется кузовом объемом 6 м3 (с надставными бортами — 11 м3) с трехсторонней разгрузкой. Полезная нагрузка достигает 5,8 т, а боковые борта выполнены двухстворчатыми.

Строительный самосвал, изготовленный на Вышневолоцком машиностроительном заводе

На шасси ЗиЛ-432940 Вышневолоцкий машиностроительный завод (филиал ОАО «Метровагонмаш») выпустил строительный самосвал с задней разгрузкой. В его шестикубовой платформе можно транспортировать до 5,7 тонны груза. С надставными бортами вместимость кузова увеличивается вдвое.

НПП «Автомаш» из Коврова на базе зиловского среднетоннажника изготовило автотопливозаправщик, который предназначен для перевозки, кратковременного хранения и заправки различной техники нефтепродуктами плотностью 0,83 т/м3. Вместимость цистерны составляет 6,5 м3.

Еще одна разновидность появилась в стенах фирмы «Центртранстехмаш». Речь идет об автомобиле-рефрижераторе с фургоном из сэндвич-панелей, который способен перевозить разные грузы, в том числе продовольственные (замороженные и скоропортящиеся), требующие максимальной термоизоляции от внешней среды.

С 2014 года ЗиЛ-432940 выпускают небольшими партиями, не более 20 машин в месяц. Сейчас дилеры завода продают шасси по цене от 1,8 до 2 млн руб.

Самосвалы сельскохозяйственного назначения в исполнении Смоленского автоагрегатного завода

Среди достоинств новой «шеститонки» можно отметить улучшенные плавность хода и маневренные качества. К недостаткам надо отнести слабоватый двигатель.

Конкурентами ЗиЛ-432940 на российском рынке являются КАМАЗ-4308, МАЗ-4370, МАЗ-4371, Isuzu NQR90, Iveco EuroCargo ML100E, Foton BJ1093.

Технические характеристики
Снаряженная масса, кг
4790
Полная масса, кг
11 000
Габариты (длина/ширина/высота), мм
7050/2500/2660
Колесная база, мм
3820
Объем бортовой платформы, м3
5,53
Погрузочная высота, мм
1450
Объем топливного бака, л
170
Двигатель:
модель
ММЗ Д-245.9Е4
тип
рядный, 4-цилиндровый
рабочий объем, л
4,75
мощность, л.с. при мин-1
136 при 2400
крутящий момент, Нм при мин-1
460 при 1300–1700
Коробка передач
механическая, 5-ступенчатая
Подвеска
рессорная
Тормоза
пневматические, барабанные

КСТАТИ…

Любопытен факт появления ЗиЛ-432940. Машина начиналась не как обычно — с проектирования, а с потребности. После прихода на АМО «ЗИЛ» в 2011 г. руководства во главе с гендиректором Игорем Захаровым одним из первых его решений стала ликвидация отдела художественного проектирования. Далее последовали жизненно важные цеха: литейный, арматурный, старый кузовной и др.

В этой ситуации у главного инженера завода Геннадия Яркова возникла идея создания нового автомобиля, который позволил продлить жизнь находящегося в кризисе предприятия.

По замыслу это была шеститонка, в общем ЗиЛ-130, но выполненная на ином уровне. Однако дизайн делать некому и негде, оперений от ЗиЛ-4331 и ЗиЛ-5301 также нет, поскольку цех, простоявший зиму без отопления, рушился, а вместе с ним — штампы и линии сварки. Благо, что еще кабину выпускали в новом кузовном корпусе. Вот тогда и решили интегрировать базовую кабину и новое пластиковое оперение. Это и стало отправной точкой, давшей жизнь новинке.

МИМОХОДОМ

ЗиЛ-432940 послужил базой для постройки полноприводной версии (4х4). Машина с индексом ЗиЛ-43273Н обладает увеличенной до 4 тонн грузоподъемностью. Кроме того, традиционные зиловские ведущие мосты с колеей 1820 мм заменили более широкими с колеей 2100 мм. Причем главные гипоидные передачи конструктивно унифицированы с таковыми у ЗиЛ-5301 и для повышения проходимости снабжены механизмами блокировки. Таким образом, внедорожник может свободно двигаться по грунтовым дорогам или бездорожью в одной колонне с другими, более крупными полноприводными машинами, включая армейские.

В конструкции переднего ведущего моста используется наиболее грузоподъемный тип шарнира равных угловых скоростей — сдвоенный, спроектированный на базе узла действующего производства с подшипниками диаметром 39 мм с встроенными уплотнениями, более надежными, чем широко применяемые на аналогах резиновые чехлы (гармошки).

Претерпела изменения и двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей. В отличие от предшественницы, она за счет встроенного дифференциала обеспечивает постоянный привод как на задний, так и на передний мост. Несущая рама, как и у модели 4х2, выполнена с лонжеронами постоянного по высоте сечения. В передней и задней подвесках используются надежные полуэллиптические рессоры. Грузовик «обули» в новые шины. Наиболее подходящей оказалась модель КАМА 430 размером 395/80R20 с наружным диаметром 1140 мм. Она имеет хорошо развитый направленный рисунок протектора и отличается хорошим сцеплением с любым дорожным покрытием, увеличенным пробегом и повышенной устойчивостью при маневрировании. Шины вполне удачно вписались в колесные ниши стеклопластикового оперения, но пришлось добавить боковые накладки и передние фартуки. Достойные ходовые качества грузовика на бездорожье обеспечивают 330-миллиметровый дорожный просвет и система регулирования давления воздуха в шинах. Машина оборудована фарой-искателем, а в передней части рамы при необходимости могут установить тросовую лебедку. Двигатель и коробка передач такие же, как у ЗиЛ-432940.

 

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий