Концерн Liebherr, сегодня объединяющий более 130 компаний, представленных на всех континентах, полвека назад был одним из первых после Второй Мировой войны вступивших на путь тесного сотрудничества с СССР, а затем и с Россией. И сегодня, в непростых политико-экономических реалиях, концерн подтверждает стратегию дальнейшего развития партнерских отношений
Более 60 лет назад в немецком городе Кирхдорф-на-Иллере Ханс Либхерр, получивший образование в семейной строительной фирме и во время Второй мировой войны служивший в инженерных войсках, начал разработку быстровозводимых транспортных кранов, которые легко можно было бы смонтировать без вспомогательных средств. Так были заложены предпосылки к основанию компании, со временем превратившейся в одного из крупнейших мировых производителей разнообразной техники.
Бульдозер PR734 разработан и выпускается специально для российских потребителей
Для строительной и горнодобывающей индустрии концерн Liebherr — International AG, штаб-квартира которого располагается в Бюле (Швейцария), предлагает широкую гамму башенных, гусеничных и мобильных кранов, гидравлических и канатно-гидравлических экскаваторов, колесных и гусеничных погрузчиков, бульдозеров, трубоукладчиков, телескопических погрузчиков, карьерных самосвалов, а также бетононасосов и автобетоносмесителей. Концерн производит станки, выполняет инжиниринговые проекты, для аэрокосмической отрасли, выпускает шасси самолетов, системы управления полетом и кондиционирования воздуха. Производится различное оборудование для железнодорожного транспорта и бытовая техника (более 300 моделей холодильников и морозильников).
Башенный кран 150EC-B8 Litronic устанавливается на башенную систему 132НС, выпуск секций которой осуществляется на заводе Liebherr в Нижегородской области. Фундаментные анкеры для данного типа крана также изготавливаются в России
После смерти Ханса Либхерра в 1979 году владельцами концерна являются его дочь Изольда и сын Вилли, которые сегодня подчеркивают при встречах с журналистами, что отец часто упоминал о своей привязанности к русской культуре и за десятки лет успешной работы в России приобрел множество надежных партнеров, с которыми было реализовано немало успешных проектов.
А началось сотрудничество в 1965 году, когда московский «ЗиЛ» разместил заказ на партию зубофрезерных и зубодолбежных станков, за которым в 1968 году последовало предложение от Всесоюзного объединения «Автопромимпорт» изготовить для строящегося Волжского автозавода 102 станка, необходимых для производства коробок передач автомобилей «Жигули». В то время подобный заказ был равен годовому выпуску станкостроительного предприятия в Кемптене (ФРГ), поэтому концерн Liebherr для выполнения заказа расширил производственный цех в Альгае.
Топливную систему типа common rail производят на швейцарском моторном заводе компании в г. Бюль
В Москве, в одном из номеров гостиницы «Украина», был организован первый офис концерна в СССР, сотрудники которого активно занялись дальнейшими шагами на пути укрепления сотрудничества с нашими партнерами. Вскоре последовал еще один крупный контракт. В связи с заключенным в 1970 году договором на поставку природного газа из СССР в ФРГ и прокладки 168 000 труб, которые с этой целью должна была изготовить компания Mannesman, концерну Liebherr предлагалось выполнить заказ на 50 мобильных кранов для прокладки трубопровода. Общая сумма заказа (в пересчете на современную валюту) составила 10 млн евро.
В 1970-х годах концерн осуществляет поставки оборудования для организации в Омске выпуска коробок передач для автомобилей «Москвич», собираемых на Ижевском автозаводе, параллельно выполняет заказ на комплексное планирование и оснащение цеха коробок передач строящегося Камского автозавода. Цех должен был выпускать до 250 тыс. коробок в год, что потребовало установки и введения в эксплуатацию 1200 ед. станочного парка, изготовленных Liebherr. В результате внедрения самых прогрессивных технологических процессов на КАМАЗе полный цикл производства одной коробки передач составил 40 секунд. «Камазовский» контракт на сумму около 194 млн евро стал в то время крупнейшим разовым заказом для концерна, открывшего в Москве представительство в новом офисе и ставшего одним из немногих иностранных производителей, получивших аккредитацию от Министерства внешней торговли СССР.
В России хорошо известны автобетононасосы Liebherr на шасси различных производителей
В 1981 году концерн Liebherr получил заказ на изготовление 333 автокранов на сумму 188 млн евро, необходимых СССР для осуществления строительства газопровода и насосных станций в Сибири. Специально для российских газовиков инженеры компании разработали 60-тонный кран, концепция которого в дальнейшем стала основой обширного семейства различных мобильных кранов. Особенностью заказа было то, что техника должна была эффективно работать при 50-градусных морозах. В связи с этим в конструкции машин широко использовалась морозоустойчивая сталь, силовой агрегат и кабины получили дополнительные обогреватели, а для испытания техники в Германии были задействованы специальные холодильные установки.
1980-е годы стали годами бурного развития сотрудничества между СССР и концерном. Liebherr участвует в создании сети станций обслуживания газовых турбин, используемых в качестве приводных механизмов газотранспортной системы Ямал–Ужгород, возводит в Москве завод по производству коробок передач для АЗЛК, отгружает партию мобильных кранов для компании «Минмонтажспецстрой». В связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС компания срочно выполняет поставку 10 экскаваторов, 10 бульдозеров и 10 автокранов, оснащенных свинцовой броней и имеющих дистанционное управление.
Колесный погрузчик L550 — новинка российского рынка
В конце 1980-х с помощью компании Liebherr был реализован проект по созданию крупнейшего в СССР завода строительных бульдозеров в Чебоксарах с производством дизельных двигателей, а одесский Завод им. Январского восстания завязал сотрудничество с немецкими партнерами, следуя указаниям по выполнению Договора о разоружении, предусматривающего утилизацию ракет средней дальности SS-20. Высвободившиеся от ракетных установок советские шестиосные шасси переправлялись в Германию, где на них специалисты Liebherr устанавливали крановое оборудование. По возвращении в СССР такие краны получали обозначение «Прогресс 2000». Даже в «лихие 90-е», когда наша страна болезненно переходила на новые условия хозяйствования, поставки кранов и других строительных машин марки Liebherr не прекращались, хотя и крупных совместных проектов не было.
Начало нового века и экономические перемены, направленные на возрождение экономической мощи России, снова активизировали сотрудничество с Liebherr. В 2006 году под Нижним Новгородом близ Дзержинска немецкий концерн создает первое российское предприятие, которое способно выпускать башенные краны и землеройную технику для нужд российского рынка. Кроме выпуска тяжелой техники на заводе запущено производство комплектующих и металлоконструкций. В том же году ООО «Либхерр-Русланд» начало строительство ремонтно-складского комплекса в Московской области. Сегодня успешно работающий центр включает в себя цех площадью 2640 м2 для ремонта строительной и грузоподъемной техники, склад запасных частей, склад холодильной техники, учебный центр и полигон. В 2011 году в Дзержинске был открыт второй завод компании для производства компонентов для авиапромышленности и металлоконструкций для башенных кранов.
Обучение операторов башенных кранов проводится с помощью тренажеров Lisim
В год 50-летия успешного сотрудничества концерна с предприятиями РФ посетители стенда ПАО «КАМАЗ» на выставке COMTRANS 2015 смогли впервые увидеть результат нового этапа взаимовыгодной плодотворной работы, не прекращающейся ни на один день, — опытный образец перспективного дизеля для семейства камских грузовиков, созданный совместными усилиями специалистов Liebherr и инженеров из Набережных Челнов. В конце этого года начнутся испытания двигателя на автомобилях. К слову, положительный опыт использования дизелей Liebherr на камских грузовиках уже имеется. Всемирно известные своими победами на ралли-рейдах «Дакар» спортивные грузовики КАМАЗ также оснащаются двигателями этого концерна.
Дизель КАМАЗ- 910.10-550 — результат сотрудничества концерна Liebherr с НТЦ ПАО «КАМАЗ»
С 1985 года Liebherr разрабатывает и производит на своем заводе в швейцарском городе Бюль обширную гамму дизелей для строительных машин. В основе нового камского дизеля КАМАЗ-910.10-550 — 12-литровый рядный дизель Liebherr D946, выпускающийся два года и не применявшийся ранее на автомобилях. Перейти на рядную компоновку при создании новых силовых агрегатов заставили серьезные причины: с введением норм Евро-6 для нейтрализации отработавших газов сегодняшнего сочетания рециркуляции (EGR), впрыска реагента AdBlue (SCR) и регенерируемого сажевого фильтра будет недостаточно для оптимизации параметров электронно-управляемых систем дизеля. Возникнет необходимость установки турбокомпаунда (т.е. еще одной турбины, связанной через редуктор с коленвалом) для получения дополнительных лошадиных сил с целью компенсации неизбежной потери мощности, на которую придется пойти для соответствия экологическому стандарту выше уровня Евро-6. А турбокомпаунд с редуктором чрезвычайно трудно встроить в V-образную схему расположения цилиндров, вот и придется от нее отказаться. Кстати, этой точки зрения придерживаются еще две компании, в гамме продукции которых сохранились V-образные моторы, — Daimler AG и Scania.
Гусеничный экскаватор R916 впервые был показан на выставке СТТ — 2015
Дизели КАМАЗ-910.10-550 имеют чугунный блок с мокрыми гильзами, распредвал в блоке, привод клапанов штангами, шестерни ГРМ и насосов — со стороны маховика. Эффективный расход топлива должен будет составить 183 г/кВтч, а максимальные мощность и крутящий момент — 550 л. с. и 2340 Нм соответственно. Головки цилиндров у дизелей Liebherr выполняются раздельными, а ремонтные размеры шеек коленвала сделают его практически вечным. Ожидаемый ресурс дизеля до капитального ремонта должен составить до 1,5 млн км, периодичность замены масла — 150 тыс. км. Дизели, оснащенные системой впрыска common rail, будут иметь системы нейтрализации, включая SCR, EGR и сажевый фильтр, удовлетворение перспективным нормам Евро-6 обязательно. Со временем завод в Набережных Челнах освоит модельный ряд дизелей такого типа с мощностью 380, 400, 450, 500 и 550 л. с., пока же выпуск первой партии намечен на второе полугодие 2017 года. К тому времени с концерном Liebherr наверняка будет реализовано немало новых интересных и взаимовыгодных проектов.
Источник: