Судя по данным компании «Автостат инфо», в первом квартале текущего года рынок коммерческого автотранспорта продолжает свое падение. От месяца к месяцу меняются только темпы скатывания, но не более того. Программы поддержки пока не заработали. Вопрос только в том, а заработают ли они вообще?
Итак, рынок коммерческого автотранспорта находится в свободном падении. Больше всего досталось сегменту среднетоннажников и тяжелых грузовиков (MD&HD), не лучше дела и в сегменте легкого коммерческого транспорта (LCV). Чуть лучше, если так можно выразиться, обстоят дела у производителей автобусов.
Одним из факторов падения продаж является рост кредитных и лизинговых ставок. Свободных денег у банков как не было, так и нет. Санкции существенным образом подкосили банковский сектор. По данным аналитиков, ставка по лизингу для коммерческого транспорта выросла с 10–18% до 25% (в среднем). Сделки под 25% и выше напрочь убивают у клиентов желание брать технику в кредит или лизинг. Для помощи российскому авторынку Центробанком было принято решение снизить ключевую ставку на один пункт — до 14%, но это, конечно же, оказалось недостаточной мерой.
Для стабилизации ситуации в машиностроении необходимо восстановить ставку как минимум до уровня начала декабря 2014 года — 10,5%, а для устойчивого развития к уровню начала 2014 года — 5–6%. Что пока мало выполнимо. И все же субсидирование по этой программе составит порядка 2,5 млрд руб.
Продление программы утилизации, на которую выделено порядка 10 млрд руб, натолкнулось на подводный камень. Когда при курсе доллара 36,5 руб. соотношение стоимости товара и компенсации за него составляло одну величину, то сейчас при курсе 52,5 руб. оно оказывается смехотворно малым и неспособным привлечь покупателя.
Программу субсидирования закупок газомоторной техники (3 млрд руб.) можно назвать блефом. При отсутствии должной инфраструктуры и грамотного сервиса она превращается в профанацию. В качестве примера можно привести экспериментальный гибридный КАМАЗ, который для заправки гоняют аж за 160 верст. А когда, спрашивая эксплуата ционника, есть ли у него специальная зона для обслуживания газомоторной техники, получаем ответ: «Вот когда у меня будет полпарка таких машин, тогда и сделаю…», — ничего хорошего ожидать не приходится.
РЕГИСТРАЦИЯ НОВЫХ MD&HD В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2015 г.
Выделение дополнительных ассигнований государственным заказчикам — органам исполнительной власти на покупку техники (5,1 млрд руб.) рискует обернуться потерей бюджетных средств, как это уже не раз происходило.
Если в прошлом году с помощью программы утилизации удалось реализовать свыше 170 тыс. ед. техники, то нынешняя планка в 200 тыс. ед., скорее всего, малореализуема по уже озвученным причинам.
Возлагаемые надежды на импортозамещение имеют свои трудности.
Отечественная техника в своем большинстве не доросла до общемирового уровня как по техническим параметрам, так и по надежности. Именно поэтому со стороны потребителей до сих пор демонстрируется недоверие к национальному производителю, в том числе в процессе реализации госзакупок. Ко всему прочему стоимость этой техники оказывается выше цены зарубежных аналогов, что является полнейшим нонсенсом. Причины просты: как правило, низкая производительность труда, небольшой выпуск и заложенная заоблачная прибыль в стоимость конечного продукта.
LCV
Рынок LCV в первом квартале 2015 года просел на 37,4%. Причем отечественная техника потеряла чуть ли не в два раз меньше (–29,9%), нежели импортная (–46,1%). Основной негатив из-за отношения курса доллара и евро к рублю. Из отечественных производителей лишь УАЗ закончил квартал с плюсом, все остальные не в счет, поскольку регистрации смехотворно малы. С января по март 2015 года на российском рынке было реализовано 7563 новых LCV марки «ГАЗ», что на 40% меньше объема автомобилей, проданного за аналогичный период прошлого года, — 12 606 ед. Несмотря на продолжающийся спад продаж, ГАЗ занимает лидирующее место по количеству проданных автомобилей на рынке новых LCV в России.
Среди зарубежных брендовых производителей в плюсе оказались лишь Nissan и Mercedes-Benz. Оживление в стане поставщиков коммерческой техники из Китая стоит считать незначительным, так как занимаемая ими доля рынка составляет лишь 0,7%.
РЕГИСТРАЦИЯ НОВЫХ LCV В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2015 г.
MD&HD
Рынок среднетоннажников и тяжелых грузовиков в первом квартале текущего года имеет самые большие потери — минус 40,7%. Отечественные производителя потеряли 37,3%, зарубежные — все 45.
Самые существенные потери по регистрациям у «большой семерки».
Не помогли даже совместные предприятия по сборке техники на территории РФ. Отечественные производители коммерческой техники в данном сегменте чувствуют себя ненамного лучше. На этом фоне заслуживают внимания результаты, достигнутые «японской тройкой» — Isuzu, Mitsubishi-Fuso и Hino. Потери либо минимальны (Hino), либо в приличном плюсе (Isuzu). Частично это объясняется распродажей складских остатков по ценам 2014 года, частично большими запасами машинокомплектов, завезенных еще в прошлом году.
Вездесущие китайские бренды и те просели — минус 81,2%. При этом доля рынка сократилась с прошлогодних 6,5%, до нынешних 2,1. Привязанные к курсу доллара, они моментально потеряли в привлекательности цены.
АВТОБУСЫ
В первом квартале 2105 года рынок автобусов переживал взлеты и падения: январь — минус 23,3%, февраль — плюс 10,4%, март — минус 27,1%. В итоге квартал был закончен со сравнительно небольшим минусом — 14,7%.
По мнению экспертов, это объясняется тем, что проиводилась неравномерная отгрузка готовой продукции с постановкой на учет в феврале.
В итоге ключевые игроки рынка — отечественные производители автобусов (–5,9%). Зарубежные производители находятся в нокдауне — минус 72,5%. Еще более худшие времена переживают китайские автобусные бренды. У них падение составляет –82,6%. При этом доля рынка сократилась с 4,2% до нынешних 0,9%.
РЕГИСТРАЦИЯ НОВЫХ АВТОРБУСОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2015 г.
ПИКАПЫ
За первые три месяца текущего года объемы продаж на рынке новых пикапов составили 3720 шт., что на 37,4% меньше, чем было продано за аналогичный период прошлого года — 5942 ед. Причем спад продаж на рынке пикапов усиливается от месяца к месяцу.
Так, с января по февраль показатели снизились с 1497 до 1134 авто, а с февраля по март — с 1134 до 1089 шт.
Из отчета «Автостат Инфо» также стало известно, что за март 2015 года емкость сегмента пикапов иностранных марок снизилась на 59,8% в годовом сравнении, то есть с 1782 до 717 ед. Продажи пикапов отечественных брендов снизились за отчетный период на 6,1% — с 396 до 372 шт. Таким образом, по состоянию на март текущего года отечественные пикапы занимают 34,2% на рынке, а доля пикапов-иномарок составляет 65,8%.
ПОМЕСЯЧНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НОВОГО КОММЕРЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2015 г.
SCANIA — АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН
Представительство Scania в России подвело итоги 2014 года и представило стратегию развития в 2015-м. По итогам 2014 года Scania является лидером российского рынка новых грузовиков иностранных марок полной массой свыше 16 тонн. Как сообщил на отчетной пресс-конференции генеральный директор ООО «Скания-Русь» Ханс Тарделль, в прошлом году компания реализовала 5499 новых грузовиков. Доля рынка Scania по итогам года составила 29,5% (прирост 7% в сравнении с 2013 г.). В сегменте пассажирского транспорта было поставлено 105 автобусов Scania туристического и междугородного класса, включая автобусное шасси Scania. Благодаря услугам компании «Скания Лизинг» в 2014 году было профинансировано 1907 ед. техники, что почти на 19% больше показателей 2013 года и эквивалентно 9,4 млрд руб.
На фоне падения рынка грузового транспорта продуманная стратегия развития позволила Scania достичь высоких показателей и сохранить продажи практически на уровне 2013 года. Это стало возможным, прежде всего, за счет активного развития сети дилерских центров. Scania предлагает сегодня обслуживание техники в более 60 официальных сервисных центрах. В планах компании дальнейшее расширение сети и открытие до 10 официальных станций обслуживания ежегодно.
Положительное влияние на объемы продаж также оказало наличие широкого модельного ряда. В 2014 году большим клиентским спросом пользовалась строительная техника, карьерные самосвалы, техника для коммунальных служб, техника специального назначения. Около 57% годовых продаж составили магистральные тягачи, свыше 38% — строительная техника, 5% — специальные автомобили, коммунальная техника и развозные автомобили. По сравнению с 2013 годом возрос спрос на строительную и специальную технику. В соответствии с этим в 2015 году компания планирует расширять географию поставок специальной техники. В этом году двумя приоритетными направлениями развития компании являются продвижение тягачей на газовом двигателе и акцент на агропромышленном сегменте, в рамках которого компания ориентируется на активное предложение зерновозов, кормовозов, скотовозов и техники разного назначения под конкретные задачи клиента. В 2015 году Scania продолжает развивать собственное производство в Санкт-Петербурге. По итогам 2014 года было собрано свыше 600 ед. техники: самосвалы, лесовозная техника, бетоносмесители.
MAN — С УВЕРЕННОСТЬЮ В БУДУЩЕЕ
Компания ООО «МАН Трак энд Бас РУС» огласила результаты деятельности за 2014 год на российском рынке.
Как отметил генеральный директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Йорг Моммертц: «К сожалению, российский рынок коммерческого автотранспорта переживает существенный спад. Но, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, MAN доказал, что занимает прочные позиции в России со стабильной на протяжении последних лет долей рынка. Это дает нам основание делать осторожные, но оптимистичные прогнозы и рассчитывать на рост в долгосрочной перспективе. Мы верим в перспективы нашего бизнеса в России и смотрим в будущее с оптимизмом».
По данным ведущих автомобильных аналитических агентств, российский рынок коммерческой техники в 2014 году демонстрирует негативную динамику. Несмотря на значительные изменения в конъюнктуре рынка, доля MAN среди европейских грузовиков массой от 6 тонн составила 21,8% (22,0% в 2013 г., 22,2% в 2012 г.).
Компания занимает первое место в совокупных продажах новых и подержанных грузовых автомобилей: по информации «Автостат Инфо», регистрация грузовиков MAN в России составила 9590 ед., что значительно превышает аналогичные показатели конкурирующих брендов.
Модель TGS в линейке MAN признана самым популярным грузовиком среди «европейцев», продажи составили 3190 ед. за год. MAN лидирует в сегменте грузовиков с колесной формулой 6х6 с долей около 60%.
MAN занимает первое место по продажам туристических автобусов длиной более 10 метров, рыночная доля в 2014 г. составила 45,7%. В сложившихся неблагоприятных условиях основным направлением работы MAN в России становится фокус на те сферы бизнеса, которые доказали устойчивость в различных экономических условиях и неизменную привлекательность для клиентов. Так, основной акцент в продажах новой техники будет сделан на модели грузовых автомобилей и автобусов, которые уже были успешно приняты рынком, в их числе MAN TGS среди грузовиков и MAN Lion’s Coach среди автобусов. Вторым важным направлением работы станет совершенствование послепродажных услуг и продажи оригинальных запасных частей. Российский парк коммерческих автомобилей MAN насчитывает около 76 000 ед., и его обслуживание является ключевым приоритетом в работе компании. Развитая сервисная сеть с более чем 50 партнерскими центрами по всей России позволит эффективно работать с владельцами техники.
Источник: