Для транспортировки жидких продуктов питания необходим специализированный подвижной состав — пищевые цистерны. Чтобы бизнес приносил максимальный доход, перевозчику нужно грамотно выбрать соответствующее транспортное средство. О том, как это сделать, и пойдет речь в данной статье
Растущие уровень жизни и, соответственно, качество потребляемой пищи способствуют тому, что появляется необходимость в перевозках продуктов, которые своевременно должны быть доставлены для последующей переработки без потери своих свойств. Неудивительно, что рынок транспортировки пищевых жидкостей в России остается высококонкурентным.
Выгрузка продуктов производится в задней части цистерны гравитационным способом
К пищевым наливным грузам относятся такие продукты, как растительные масла (рапсовое, подсолнечное, рыжиковое, льняное, фракции тропических масел и др.), патока, концентрированные соки, виноматериал и жирные кислоты плотностью 0,8–1 т/м3.
Их транспортировка требует особых технологий — здесь применяются самые высокие стандарты безопасности, экологичности и чистоты, достичь которых можно только с использованием специально подготовленных пищевых цистерн, обеспечивающих сохранение свойств и качеств перевозимого груза.
Полуприцеп-цистерна БЦМ-106 вместимостью 37 000 л
Что это за стандарты? Давайте разберемся. Прежде всего, следует отметить особые требования к герметичности пищевых цистерн, поскольку даже малейшие примеси, поступающие, например, из воздуха, могут испортить продукт или отразиться на его свойствах. А это абсолютно недопустимо. Увеличенное плечо доставки и работа в разных погодных условиях требуют от пищевых цистерн повышенных изотермических свойств, позволяющих сохранить температурный режим внутри емкости в течение длительного времени. К слову, режим перевозки таких особо чувствительных к температуре грузов, как сырое молоко, регулируется ГОСТом. Толщина слоя термоизоляции для разных моделей пищевых цистерн может варьироваться от 50 до 150 мм.
Кожух термоизоляции изготовлен из оцинкованной стали
Пищевая цистерна-полуприцеп обычно оснащается автономной системой подогрева, что особенно актуально для перевозки таких грузов, как патока. Паровая рубашка, создаваемая с помощью автономного отопителя, позволяет не только поддерживать высокую температуру в зоне донных клапанов (что облегчает процесс разгрузки), но и прогревать верхние люки для загрузки гравитационным способом.
Перевозка пищевых жидкостей есть бизнес ответственный и весьма своеобразный
Для того чтобы обеспечить чистоту и санитарную безопасность пищевых цистерн, их конструкция в обязательном порядке должна предусматривать возможность тщательной мойки после каждого рейса. Обычно цистерны штатно комплектуются системами централизованной промывки. Мойка производится следующим образом. В каждом отсеке имеется шаровая моечная головка, а большие отсеки обрабатываются одновременно из двух устройств. Все головки соединены общей магистралью, через которую централизованно под давлением подаются моющие и дезинфицирующие растворы. Причем моется не только цистерна, но и технологическое оборудование, пропускающее жидкость при сливе и наполнении.
Полуприцеп Kaessbohrer STC 32 — патоковоз
Особенности перевозки наливных пищевых грузов сформировали конструктивные черты полуприцепов-цистерн. Как правило, это несущий сосуд постоянного или переменного цилиндрического сечения вместимостью от 15 до 40 м3, построенный на трехосном шасси с пневмоподвеской (считается, что плавность хода влияет на сохранность продукта). Основными материалами для производства емкостей являются высококачественная нержавеющая сталь и алюминий. Немаловажное значение имеет оснащенность необходимыми системами выгрузки и загрузки, обеспечивающими быстрый слив продукта и высокую скорость налива. Иногда емкость делят на несколько герметичных секций, что позволяет одновременно перевезти несколько разных пищевых грузов. В таком случае каждый отсек оснащается заливной горловиной в экологичном коробе, донным клапаном и датчиком температуры.
Пищевая цистерна Van Hool
Оборудование пищевых полуприцепов-цистерн также в обязательном порядке включает лестницу около заливного люка в передней части цистерны, исключающую скольжение, складной поручень высотой 900 мм и нескользящую пешеходную дорожку по верху цистерны.
Полуприцеп-цистерна Сеспель 96487В
Из общей гаммы пищевых полуприцепов-цистерн принято выделять специальные решения для перевозки молока и спиртосодержащих продуктов. Расскажем об этом подробнее. Молоко — продукт капризный, требующий высокого профессионализма и особого подхода при транспортировке. Важно, что в отличие от прочих пищевых цистерн у молоковоза есть определенные технологические особенности. В первую очередь нужно обеспечить минимальную шероховатость внутренней поверхности и сварных швов, а также отсутствие «застойных» зон. Во-вторых, особое внимание уделяется температурному режиму перевозки, особенно если речь идет о доставке сырого молока. Наконец, в-третьих, с развитием современных технологий производства пищевых продуктов возникла потребность в специальном подвижном составе для сбора молока непосредственно в фермерских хозяйствах. На запросы рынка сразу же отреагировали российские производители, работающие в этом сегменте. Производство специального молоковоза, в частности, освоил красногорский завод «Бецема» по заказу крупнейшего производителя молочной продукции. Поуприцеп-цистерна имеет 4 отсека, объемы которых стараются делать кратными 4 м3, подгоняя тем самым к емкости стандартного молокоохладителя (он используется на ферме для охлаждения до +6 °С и временного хранения молока). Приезжая на ферму, цистерна забирает молоко встроенным насосом через счетчик, затем везет на молокозавод, выгружается, моет емкости изнутри и снова в путь.
Элемент бортовой системы мониторинга, необходимой при перевозке спиртосодержащей пищевой продукции
Особенно любопытная система — автоматический пробоотборник. Согласно ветеринарным правилам, при приеме молочного сырья от поставщика для лабораторного анализа необходимо брать так называемую среднюю пробу. Как правило, это ручная процедура, но в современных молоковозах оператору требуется лишь выставить на пульте ожидаемое количество литров. Далее за процесс отвечает автоматика, которая сама рассчитывает цикличность и подает в промаркированную пробирку определенные дозы молока равномерно по мере заполнения цистерны. Таким образом, в «именной» пробе остаются фрагменты всех слоев принятого от фермера сырья.
Пищевая цистерна Kaessbohrer
Если говорить о перевозке спиртосодержащей пищевой продукции, то в этой сфере иные особенности. Согласно российскому законодательству, с 1 июля 2013 года такие перевозки возможны только на основании лицензии и только при наличии на транспортном средстве дополнительных защищенных устройств мониторинга. Речь идет о технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС. Бортовая система мониторинга фиксирует и контролирует все события на борту транспортного средства. Эта мера предназначена для минимизации махинаций, связанных с нелегальной торговлей спиртом.
Внутри пищевой цистерны не должно быть застойных зон
Полуприцеп-цистерна БЦМ-140 для перевозки молока
Один из элементов системы теплоизол
В заключение несколько слов о производителях пищевых полуприцепов-цистерн. Сегодня на нашем рынке присутствуют марки как отечественного, так и зарубежного производства. Особенно сильна экспансия в отношении России турецких производителей (Kaessbohrer, OKT-Trailer). Среди активно работающих в этом сегменте российских компаний следует упомянуть красногорский завод «Бецема», чебоксарский завод «Сеспель», группу «Алексеевка ХИММАШ», ООО «Вологодские машины». Производители техники утверждают, что современные технологии производства позволяют реализовать практически любую задумку заказчика.
Источник: