Глава Volkswagen в России рассказывает, почему наши автовладельцы меняют машины чаще других, насколько отличается качество автомобилей местной сборки от немецкого, и как компания намерена увеличить продажи в кризис
Пьер Бутен родился в 1965 году в Квебеке, Канада. В 1989–2003 годах работал в Ford Motor Company. C 2003 по 2006 г. — директор региона Квебек в Nissan Canada, а с 2006 по 2008 г. — директор по послепродажному обслуживанию Nissan Canada. В 2008–2010 годах — управляющий директор компании Nissan в Центральной и Восточной Европе, руководил работой компании на рынках Венгрии, Польши, Чехии и Словакии. С 2010 по 2014 год — управляющий директор Nissan в Западной Европе, руководил работой компании на рынках Франции, Нидерландов Бельгии и Люксембурга. С 1 апреля 2014 года — руководитель марки Volkswagen в России.
После того как вы приняли дела у своего предшественника, не пришла ли вам мысль о необходимости революционных преобразований?
Мне кажется, вектор и сила изменений должны зависеть от уровня успеха марки на конкретном рынке. Наши позиции достаточно сильны, но для улучшения всегда есть потенциал. Мы провели тщательную ревизию бизнеса и выделили направления, которые способствуют дальнейшему усилению марки Volkswagen в России. Что-то можно внедрить сразу, но многое нам только предстоит.
Какие направления после проведенной ревизии показались вам наиболее сложными?
Если оценить все возможности, которыми сегодня располагает марка Volkswagen, то самые важные сферы, в которых мы можем усилить наше присутствие, — это спектр продуктов и услуг. К примеру, интересным направлением является рынок корпоративных продаж. Или, скажем, более широкий диапазон программ финансирования. А еще стоит активизироваться в области услуг по покупке и продаже подержанных автомобилей. Помимо самого продукта, с которым в первую очередь связан наш бизнес, есть сопутствующие сферы, и на них также нужно обратить самое пристальное внимание.
Связана ли подобная стратегия с нынешней, достаточно сложной ситуацией на автомобильном рынке?
Безусловно, такая связь есть. И каждый раз, когда на рынке происходят какие-либо изменения, мы должны принять это как вызов и найти возможность для эффективной работы в новых условиях. У Volkswagen на российском рынке достаточно серьезные амбиции, и мы должны реализовать абсолютно все возможности для достижения наших целей. Вне зависимости от того, в каких условиях нам приходится работать.
А тот факт, что марка Volkswagen работает в составе Volkswagen Group, помогает в осуществлении планов, или вам приходится сталкиваться с некоторыми административными сложностями?
Работа в Volkswagen Group только усиливает наши позиции. И я не думаю, что марка Volkswagen была бы без группы тем, чем она является сегодня. Более того, здесь существует и обратная связь: я верю в то, что и мы, марка, вкладываем очень много в успех всей группы. Безусловно, подобная связь группы и марки требует тщательно выверенной координации, но в целом это большая выгода. И, в частности, для конкретного потребителя тоже.
Что касается российского рынка. На какие модели вы сегодня делаете ставку?
Это автомобили, которые производятся в России, в первую очередь Polo седан — очень важная позиция в нашем модельном ряду. Надеемся и на продолжение успеха модели Jetta. И, конечно же, Tiguan, который весьма конкурентоспособен в популярном сегменте компактных внедорожников.
Одной из важных сфер вы считаете финансирование продаж. Есть ли здесь новые решения? Например, в работе с Volkswagen Bank?
Автомобильный рынок России дает таким производителям, как мы, достаточно много возможностей. И здесь очень важно понять причину, по которой люди в той или иной стране меняют автомобиль. На мой взгляд, основных причин две: они либо просто устают от прежнего автомобиля, либо их интересуют новые технологии и продукты. И я могу констатировать, что в России люди меняют автомобили чаще, чем это происходит на других рынках мира. Именно поэтому вопрос финансирования продаж становится особенно актуальным. Особенно на фоне того, что процентные ставки в России чрезвычайно высоки. Другими словами, мы должны сделать наши автомобили привлекательными не только потому, что это высокотехнологичный продукт с блестящим инжинирингом, но и благодаря тому, что мы предоставляем соответствующие условия финансирования и лизинга. И именно в этой сфере мы активно работаем с Volkswagen Bank.
Хотел бы вернуться к началу вопроса. В чем основная причина частой, как вы говорите, смены автомобилей в России? Может быть, для определенного круга покупателей это желание подчеркнуть свой статус?
А я-то надеялся, что вы мне поможете в этом разобраться! А если серьезно, то у меня начинает складываться ощущение, что это чуть ли не российская традиция. Не подумайте, что я социолог, я работаю в автомобильном бизнесе и не претендую на глубину исследований в этом вопросе. Но мне кажется, что люди в России видят в автомобиле нечто большее, чем просто средство передвижения. И вы отчасти правы — для многих это действительно показатель статуса. Именно поэтому у нас здесь есть возможности, несопоставимые с теми, что присутствуют на других рынках. Для инженеров компании Volkswagen настоящий драйв заключается в самом продукте — мы просто сумасшедшие в том, что касается инжиниринга и высоких технологий. И это полностью совпадает с тем, что хотят видеть российские потребители, покупая автомобиль. Нам остается просто соединить наши возможности с желаниями клиента.
В связи с этим немного о работе в регионах. Какие из них вы считаете наиболее перспективными? И что требуется от дилеров, работающих в этих регионах?
Несмотря на то, что нынешний экономический период нельзя назвать простым, мы продолжаем развивать нашу дилерскую сеть. Разумеется, самый высокий уровень это развитие получило в Москве и Санкт-Петербурге, и сейчас, действительно, наш фокус — именно на регионах. Однако здесь важна не столько сама география, сколько стратегия. В этой связи я хотел бы отметить, что мало вывести на рынок «правильный» продукт, его можно успешно реализовать только через правильно подготовленную дилерскую сеть. Важная составляющая успеха состоит в том, что дилер должен не просто продать автомобиль, но и предоставить весь спектр услуг, касающихся его эксплуатации, на протяжении определенного периода. Именно это и определяет такое понятие, как прибыльность дилера. Для клиента важно, что у нас как у компании очень высокие стандарты, и эти стандарты должны быть соблюдены дилером. Чтобы эти стандарты выдерживать, дилер должен быть прибыльным.
Тогда что лучше: мультибрендовый дилер или дилер, сфокусировавший свой бизнес на одной марке?
Любая система имеет как преимущества, так и недостатки. Идеальных систем просто не существует. Лично мне больше нравится мультибрендовая среда, поскольку она заставляет всех выдавать лучшие результаты и обслуживать клиентов по высшим стандартам. А для нас важно, что при наличии других брендов мы попадаем в среду конкуренции. Мы уверены в своих силах и знаем, что сможем предложить продукты, которые в этих условиях будут выглядеть выигрышно. Кроме того, здесь мы можем объективно сравнить себя с другими брендами, понять свой потенциал и определить верное направление дальнейшего развития. Таким образом, соседство с другими брендами доставляет нам большую радость, поскольку позволяет демонстрировать и развивать преимущества наших продуктов.
Мне понравилось, что в этой связи вы говорили о конкуренции. Обычно больше говорят об экономической составляющей: мол, мультибренд — это общие логистика, склады и т. п.
Для нас в любом случае во главе угла стоит клиент, и все, что мы делаем, мы делаем для клиента. В условиях той самой конкуренции мы должны больше думать о том, как представить свою марку клиенту наиболее эффективно.
Тогда назовите три главные причины, по которым потенциальный покупатель выберет именно марку Volkswagen.
В первую очередь, это качество нашего продукта. Затем высокая степень инноваций и технологий, применяемых в наших автомобилях. И, безусловно, стремление и наших дилеров, и нас как бренда предоставить клиентам лучшие сервисные услуги. Я пока не сказал о таких важных нюансах, как, скажем, остаточная стоимость автомобиля.
Последнее действительно весьма важно для российских покупателей.
Абсолютно с вами согласен. И для этого у нас существует программа Das WeltAuto, поддерживающая продажи автомобилей на вторичном рынке. Мы не просто единожды продаем новый автомобиль нашему клиенту. Для нас важно, что когда клиент в свою очередь захочет продать этот автомобиль, он сможет это сделать через нашу дилерскую сеть. Причем с нашей технической экспертизой, с нашей гарантией. Все это дает ему уверенность в нашем автомобиле не только как в инженерном чуде, но и в том, что он приобрел продукт, который поддерживается производителем на протяжении всего жизненного цикла.
С программами, подобными Das WeltAuto, я знаком применительно к японским брендам. И те программы работают по жестким стандартам, разработанным и применяемым непосредственно в Японии. Каковы стандарты Das WeltAuto?
Очень хороший вопрос. Ответ в какой-то степени дает само название программы — «Мировой автомобиль». Мы реализуем эту программу во всех странах, где мы представлены. И действительно, существуют очень жесткие стандарты, которым должны соответствовать машины, попадающие в программу Das WeltAuto.
Вы не так давно занимаете должность главы марки, но уже наверняка ощутили специфичность работы в России. В чем, с вашей точки зрения, преимущества российской локальной сборки автомобилей? Цена? Гибкость процесса? Адаптация конечного продукта к нашим условиям?
Это комбинация многих факторов. Чем мы ближе к конечному потребителю, тем нам легче адаптироваться к условиям рынка. Инженеры буквально на месте получают необходимую информацию и о оссийских условиях, и о реальных потребностях клиентов. Это огромный плюс любой локальной сборки. Есть и еще один важный фактор, который присутствует в любой стране: при локальном производстве вы в меньшей степени зависите от мировых колебаний валют. Это как раз то, что мы наблюдаем сейчас. Кроме того, вы действительно получаете больше возможностей для маневра. Благодаря всей сумме факторов выпущенные автомобили становятся более привлекательными по цене и, соответственно, более доступными на локальном рынке. Мы очень серьезно относимся к производству в России, и могу вас заверить, что то, как мы здесь производим автомобили, полностью соответствует самым высоким мировым стандартам. Для нас очень важно, что уровень производства в России ничем не отличается от производства и в немецком Вольфсбурге, и в любой другой точке планеты, где производятся автомобили Volkswagen.
Лично я в этом не сомневаюсь, но как донести эту мысль до массового покупателя? У нас существует мнение, что в России и Германии собираются разные по качеству автомобили. Это же касается и двигателей, которые будут производиться на заводе в Калуге, и комплектующих, которые изготавливаются по программам локализации производства.
Мы производим автомобили самого высокого качества, с высоким уровнем инноваций. И абсурдно предполагать, что мы можем снизить стандарт качества такого автомобиля исходя из местных условий. Это просто невозможно с точки зрения технологии, которая независимо от географических координат должна соответствовать нашим стандартам. Поэтому не может быть разницы, где бы ни был произведен автомобиль: в Германии, Мексике или в России.
Вернемся к нынешней непростой экономической ситуации. Насколько цифры продаж в первом полугодии отличаются от запланированных?
Безусловно, то, что происходит на рынке на протяжении последних трех месяцев, не может не вызывать беспокойства — мы видим, что некоторые цифры рынка гораздо ниже тех, что могли бы быть. Но ранее я уже говорил о том, что мы, в любом случае, ориентированы на рост. Независимо от складывающейся ситуации. Даже если нам придется что-то адаптировать в наших производственных процессах, мы, отвечая на потребности рынка, способны это сделать.
Корректировка планов нередко требует новых, свежих решений. Насколько я знаю, марка Volkswagen поддерживает российский автомобильный спорт. В частности, такую дисциплину, как ралли. Считаете ли вы автоспорт удачным маркетинговым инструментом?
Безусловно. Но лишь до тех пор, пока нас интересует не только сама гонка. Подобный проект должен иметь смысл и для клиента. Автоспорт позволяет испытывать автомобиль на пределе его возможностей, и для нас это очень важно — это позволяет развивать наши продукты, узнавать границы их возможностей. Есть два момента, на которых в рамках марки мы всегда концентрируемся: эмоции и инновации. А в автоспорте присутствует и то, и другое. Поэтому в России мы приняли решение поддержать проект Volkswagen Polo Cup. И если World Rally Championship, в котором также представлена наша марка, является серьезным, давно сложившимся продуктом, то в России мы находимся буквально у истоков интересных и перспективных спортивных проектов.
Источник: