В России формируется рынок аренды коммерческого транспорта: два крупных автопроизводителя уже запустили собственные проекты, конкуренцию им готов составить независимый игрок. Наиболее
перспективным сегментом участники рынка считают аренду тяжелых грузовиков
Ни для кого не секрет, что основная доля коммерческого транспорта приобретается за счет привлеченных финансовых ресурсов. Даже в сложной экономической ситуации бизнес не спешит вкладывать в основные средства собственные сбережения. Интересный факт: при общем падении рынка доля продаж коммерческого транспорта в лизинг в прошлом году выросла и составила почти 55% против 43,6% в 2013-м. На рынке строительной и специальной техники эта доля еще выше — до 70% (данные «ЮниКредитЛизинг»). Далеко не в последнюю очередь лизинг делают привлекательным специальные программы финансирования от производителей и меры государственной поддержки. Одной из таких палочек-выручалочек стала госпрограмма субсидирования автолизинга (постановление правительства РФ №451 от 8 мая 2015 г.), которая дала возможность получения скидки по уплате авансового платежа.
Однако крупные транспортные компании, которые работают на больших объемах, с большими оборотами, принимают во внимание не столько закупочную цену транспортного средства, сколько всю совокупность факторов, сопровождающих его эксплуатацию: стоимость километра пробега, коэффициент технической готовности, быстрая и выгодная продажа. Если рассматривать проблему именно в таком разрезе, то наиболее предпочтительным вариантом будет аренда грузовика — временное владение за фиксированную плату.
«Последние 10–15 лет рынок грузовиков развивался довольно стремительно. Мы заметили, что клиенты потребовали помимо закупки и финансового лизинга дополнительные услуги, отличные от традиционного предложения, — комментирует Артур Новицкий, глава представительства Fraikin Польша (входит в Группу Fraikin), ответственного за регион Восточной Европы. — Одна из ключевых идей, разрабатываемых Fraikin, заключается в избавлении клиента от затрат на такие операции, как техобслуживание, мойка и ремонт транспорта. Специалисты компании готовы взять на себя урегулирование юридических и страховых вопросов, а также предоставить в случае необходимости подменную технику». По мнению Новицкого, подобные меры помогут предпринимателям лучше сосредоточиться на антикризисном управлении и эффективном развитии бизнеса. Имея полный пакет услуг, клиент платит фиксированный платеж каждый месяц, а значит, может четко планировать свои расходы и доходы.
ВСЕ ВКЛЮЧЕНО
Руководство Группы Fraikin, европейского лидера на рынке аренды коммерческих транспортных средств и автофургонов, недавно сообщило о намерении активно развивать свой бизнес на российской территории, несмотря на неоднозначную экономическую обстановку.
Лоран Боннор, член правления Fraikin SAS (Париж), считает, что компания окажет поддержку развитию сектора оптовой торговли и пищевой промышленности, где работают такие крупные международные клиенты, как Pepsico, Coca-Cola, Danone, Nestle. Оператор готов предложить российским фирмам выгодные условия по краткосрочной и долгосрочной аренде техники. По мнению топ-менеджера, услуги Fraikin позволят многим предприятиям преодолеть кризис и сфокусироваться на основном бизнесе. Секрет успеха кроется в оптимизации владения автопарком и значительном сокращении издержек, связанных с приобретением заметно подорожавшего транспорта в собственность. Комплексный подход, предлагаемый Fraikin, призван «разгрузить» баланс предприятия и оградить предпринимателей от неожиданных расходов. На выбор оператор предоставляет три варианта партнерских программ: долгосрочная аренда (до 6 лет), краткосрочная аренда (от суток до 1 года), управление автопарком (когда автотранспорт остается на балансе перевозчика) и выкуп автопарка с последующей сдачей его в аренду клиенту. При этом во всех случаях поставщик арендных услуг несет полную ответственность за технику.
Особенность независимого оператора — самый широкий спектр транспортных средств, передаваемых в аренду. Например, управляемый парк техники Fraikin включает фургоны и рефрижераторы с полной массой до 19 тонн, тягачи и полуприцепы любой грузоподъемности, корпоративные автомобили, грузопассажирские и специализированные транспортные средства, а также спецтехнику с гидравлическими механизмами — всего 54 431 транспортное средство. Средний возраст автопарка — около 4 лет. Размер российского парка компании в этом году 100 ед., план на 2017 год — 700 ед. грузовой техники.
ДЕЛО ВРЕМЕНИ
Основную долю прибыли Fraikin в Центральной и Восточной Европе — 84% — составляет долгосрочная аренда. В России этот продукт в первую очередь должен заинтересовать именно крупных игроков в сегментах ритейла и логистики, считают в компании. Для роста рынка аренды действительно есть серьезные предпосылки. Сегодня крупные транспортные компании, действуя по принципу «взял новую машину, откатал и отдал производителю», пользуются финансовой схемой «операционный лизинг плюс сервисный контракт», которая по сути очень близка к аренде. Но в скором будущем операционный лизинг будет практически невозможен, по крайней мере, для крупных международных компаний, отчитывающихся по МСФО. Это следует из последних изменений в международных правилах учета лизинговых операций (данные Европейской консультативной группы по финансовой отчетности — EFRAG). Целью этих изменений является повышение прозрачности операций и отчетности. Напомним, что существуют два вида лизинга — финансовый и операционный. По действующим правилам, первый учитывается в балансе, а второй — нет. Фактически разница между операционным и финансовым лизингом будет стерта. По-новому придется учитывать не только новые лизинговые операции, но и ранее заключенные. Отсюда вывод: для тех компаний, которых коснутся эти нововведения, именно аренда окажется той палочкой-выручалочкой, которая позволит полноценно владеть транспортным средством без перехода права собственности и обязанностей по выкупу.
Стоит также добавить, что аренда как форма имущественного договора предусматривает, в числе прочего, и малые сроки владения транспортным средством. А это может быть востребовано, например, при краткосрочных контрактах или на период пиковой загрузки автопредприятия. Впрочем, есть еще целый ряд ситуаций, при которых аренда как решение безальтернативна.
Примечательно, что первыми рынок аренды в России начали формировать сами автопроизводители. На данный момент пилотные проекты запущены у Volvo Group и Scania. В проекте «Scania Аренда» задействовано 44 грузовика. Это стандартные седельные тягачи Scania R440 4х2 с автоматической КП Opticruise. Грузовик сдается в аренду в пакете с сервисным контрактом и системой мониторинга FMS. В размере ежемесячного платежа учитывается плановая замена резины. Автомобиль может работать на всей территории России.
Управляемый парк аренды Volvo Group составляет 23 грузовика разных моделей. Машины предоставляются клиентам на срок от 1 года до 3 лет. В состав комплексного транспортного решения включены «Золотой сервисный контракт» и система онлайн-мониторинга. Грузовик подключается к домашнему дилеру, для сокращения простоев все виды профилактических работ планируются заранее.
Суммируя, обратимся к прогнозам экспертов. По разным оценкам, доля аренды в общем объеме продаж тяжелых грузовиков в России может составить от 3 до 10% в течение ближайших трех лет. Если так, то следующим шагом встанет вопрос формирования рынка аренды автомобиля с водителем.
КАЙ РЕЙХЕРТ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ФРАЙКИН РУС»
Я верю, что наша деятельность принесет пользу российскому бизнесу и экономике в целом. Тем более что многие крупные международные компании, работающие в России, выразили заинтересованность в наших услугах. Одна из приоритетных задач Fraikin на ближайший год — предоставить клиентам дополнительную возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности. За нами стоит 70-летний опыт работы, а наша клиентская база насчитывает более 7000 компаний. Это свидетельствует о том, что мы движемся в правильном направлении, ориентируясь прежде всего на выгоду для наших партнеров.
Компанию Fraikin связывает многолетнее сотрудничество с крупнейшими поставщиками коммерческого транспорта, что приносит дополнительную выгоду клиентам. В России оператор уже lоговорился о партнерстве с Fiat и Mercedes-Benz.
ДМИТРИЙ МИКЛАШЕВИЧ / КООРДИНАТОР НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКИ С ПРОБЕГОМ ООО «СКАНИЯ-РУСЬ»
Весной мы объявили о нашем пилотном проекте «Скания Аренда», аренда от дистрибьютора. Изначально вышли на рынок с небольшим парком — 20 грузовиков, потом он вырос до 44 машин. Задача — предоставить решение тем клиентам, которым нужна краткосрочная загрузка парка: подменная машина на период ремонта после ДТП, дополнительные провозные в период пиковых загрузок, неожиданное увеличение объемов перевозок, заключение краткосрочных контрактов. В концепции мы использовали наши стандартные тягачи Scania R440 4х2 в полной комплектации с коробкой передач Opticruise.
К этим машинам предусмотрен дополнительный пакет: КАСКО, ОСАГО, ДОСАГО. Сюда же мы подключили наш фирменный сервисный контракт, который покрывает все заезды на ТО и внеплановые поломки. Каждая машина в обязательном порядке комплектуется цифровым тахографом с СКЗИ и системой мониторинга FMS с геопозиционированием, чтобы и мы, и наш клиент всегда могли отследить все параметры работы грузовика и его дислокацию. Также мы включали в платеж плановую замену резины. В общем, у нас получается аренда под ключ. Клиенту лишь необходимо подписать документы, внести депозит и авансовый платеж, получить ключи и спокойно ехать в рейс по России.
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ / МЕНЕДЖЕР ОТДЕЛА КОММЕРЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ РЕШЕНИЙ ЗАО «ВОЛЬВО ВОСТОК»
Мы видим, что на российский рынок автоперевозок приходят большие игроки. И скорее всего, они перетянут наш рынок в сторону французской, немецкой и американской модели — у нас будут большие логистические компании с большим парком. Поскольку для этих компаний аренда является интересной, ее доля может составить 5 и даже 10% от объема продаж в сегменте тяжелых грузовиков. Но здесь многое будет зависеть и от возможностей самих арендодателей, они могут стать как драйверами, так и ограничителями.
Аренда — это всего лишь канал продажи ТС, который дает транспортной компании воспользоваться машиной. Другими каналами могут быть собственные средства, финансовый лизинг или кредит. Однако в перспективе аренда открывает множество интересных инструментов. Конкуренция может строиться не только на цене и размере ежемесячного платежа, но и на наборе услуг, который будет включен дополнительно. Одна из потенциальных услуг, которую можно продавать, — это КТГ. С точки зрения аренды мы можем гарантировать, например, определенное количество дней простоя, не больше. Если простой больше, это будет регулироваться системой бонус-малус: по итогам года стоимость аренды снизится или повысится.
Источник: