Наступивший год принес компаниям немало дополнительных расходов, и не последнюю роль в «ансамбле» разного рода отрицательных факторов играет рост НДС с 18 до 20 %. Подорожание услуг по перевозке (по прогнозам — вплоть до 10 %) в нынешнем году поставит многие виды бизнеса перед фактом —
надо экономить. Что поможет оптимизировать расходы?
КАРМАНЫ, ПОЛНЫЕ ПЕЧАЛИ
Для начала разберемся, какое влияние оказал и еще окажет рост налоговой нагрузки на бизнес в целом и конкретно на транспортную сферу? Как подсчитали аналитики Центробанка, повышение НДС принесет бюджету 1,7 трлн рублей в 2019–2021 годах, но оно же уменьшит рост ВВП на 0,4% и ускорит инфляцию до 5–5,5%. За увеличение поступлений в бюджет очевидно придется заплатить бизнесу и гражданам. Ведь НДС закладывается в цену практически любых товаров и услуг. Основная дополнительная налоговая нагрузка после повышения этого налога придется на население. По расчетам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, россияне дополнительно выложат из кошельков 460 млрд рублей. При этом повышение налоговой нагрузки на предприятия составит около 130 млрд рублей в рамках промежуточного потребления (то есть на ресурсы, вводимые в процессы производства).
Налог на социально значимые товары, включая продукты первой необходимости, товары для детей, медицинские товары, не изменился — остался 10%. Перевозка пассажиров плюс часть других льготных категорий, как и сейчас, не будет облагаться этим налогом вовсе.
Впрочем, НДС — это налог косвенный, и его повышение повлияет на стоимость товаров с льготной ставкой и без оной. В частности, производство аграрной продукции станет более затратным из-за роста цен на оборудование, удобрения, логистику. Наиболее значимое влияние повышения НДС на цены ожидается в высокотехнологичных отраслях, машиностроении, сфере производства оборудования, ведь чем выше себестоимость, тем ощутимее подорожание.
Увеличение коснулось и неплательщиков этого налога, которые не могут брать в зачет НДС затраты на топливо, покупку запчастей и новой техники. При этом они часто являются субподрядчиками у более крупных компаний — плательщиков НДС, а это вызовет рост цен повсеместно. Ведь крайне малое количество фирм занимается полным циклом производства и продажи собственного товара, практически каждая компания связана с необходимостью пользоваться услугами сторонних фирм.
Например, для того чтобы самостоятельно заниматься доставкой товара, обычной компании нужно покупать топливо, тратиться на ремонт транспорта, закупать упаковочные материалы. И на каждый вид покупаемой продукции (если она не относится к льготной) бизнесмены будут платить повышенный на 2% НДС. В итоге для клиентов этой компании стоимость услуг будет увеличена далеко не на 2%.
НАГРУЗКА РАСТЕТ
Что касается самих транспортных услуг, то рост НДС, в первую очередь, скажется на небольших компаниях, работающих на упрощенной системе налогообложения (как на международных, так и на внутрироссийских перевозках), считает финансовый директор транспортной компании Intertransavto (ITA) Александр Левкович.
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич сделал прогноз, что повышение НДС прибавит к ценам на рынке 3–5% на перспективу в ближайшие полгода. «Но это не произойдет в одночасье. В настоящее время рынок использует запасы прошлого года, закупленные с НДС в 18%», — отметил он. Если говорить о росте себестоимости услуг, то надо упомянуть и возросшие в 1,5 раза акцизы на топливо, и выросший НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), которые стимулируют рост стоимости топлива. Все эти факторы способны дать рост до 7–8% с учетом отмены корпоративных скидок топливными компаниями.
Повышение НДС наряду с ростом акцизов сыграло роль в подорожании топлива. Ведь в цене литра бензина различные сборы, акцизы и налоги составляют в среднем 68%. Почти все крупные нефтекомпании в наступившем году уже подняли цены на популярные виды топлива на АЗС, мотивируя это ростом налоговой нагрузки и инфляцией.
Другой значимый фактор, который влияет на ситуацию на рынке, — отмена с 1 января льготы по транспортному налогу для плательщиков по системе «Платон». В конце прошлого года Отраслевой совет союзов и ассоциаций (объединяет крупнейшие автотранспортные предприятия и союзы автоперевозчиков) в официальном обращении предупредил правительство о негативных последствиях для рынка принятых властями решений. Отмена льгот по «Платону» наряду с повышением НДС приведет к существенному росту стоимости автоперевозок и подстегнет инфляционные процессы в 2019 году, заявили участники рынка.
«Совокупность всех факторов, а это рост трех налогов, входящих в цену топлива, отмена льготы по транспортному налогу, увеличение платы за проезд по федеральным трассам, рост числа платных автодорог, — все это приведет к увеличению тарифов на перевозки», — указал представитель «Деловых Линий». По экспертным оценкам, речь может идти о 10%‑ном увеличении тарифов по совокупности всех указанных факторов, заявил Лашкевич.
Другие участники рынка и эксперты также говорят о возрастании стоимости на этом рынке в размере от 1 до 10 % — в зависимости от направления и специфики перевозок. Некоторые транспортные компании еще до начала года начали корректировать тарифы на транспортные услуги, которые не менялись достаточно долго.
ОПТИМИЗИРУЙ ЭТО
Чтобы повышение закупочной стоимости на необходимые для работы товары не сказалось на конечной цене продукта и не отпугнуло покупателей, российским компаниям придется оптимизировать расходы. Часть игроков, вероятно, будут пытаться уйти в разного рода серые схемы, предполагает представитель ГК «Деловые Линии». «Однако в условиях тотальной цифровизации отрасли и улучшения налогового администрирования все «серые» схемы становятся очевидными и будут караться очень жестко», — напомнил эксперт.
Система мониторинга позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию парка.
Уйти в «серую» зону или зарабатывать меньше при сохранении объемов — выбор каждого перевозчика, но крупные игроки рынка с серьезной репутацией всегда будут работать в рамках закона, отметил финансовый директор Intertransavto. Только мелкие перевозчики, по его оценке, могут перейти в «серую» зону, либо продолжать работать при снижении маржинальности, либо совсем уйти с рынка.
В современных условиях существует немало законных способов оптимизации расходов. В частности, все большую популярность набирает сегмент сборных грузов. За последние три года, по данным экспертов, доля таких поставок выросла в два раза. Перевозка сборного груза будет однозначно дешевле комплектного отправления, но срок доставки при этом может не отличаться, отметил Александр Левкович (ITA). Компания осуществляет экспресс-перевозки сборных грузов из ЕС в Москву и Петербург по стоимости обычной отправки и гарантирует доставку на следующей неделе (после загрузки), рассказал о собственном опыте эксперт. «При этом в пересчете на одну палету стоимость сборных отправлений получается выше, чем в комплектном грузе, но в комплексе перевозка в составе сборных грузов все равно будет дешевле», — указал он. Это связано с тем, что спрос на сборную перевозку возникает при необходимости перевезти небольшие партии.
Если говорить о перевозках сборных грузов, то клиенты могут выбирать палетные отправки, так называемый HTL, когда транспортное средство делится между 2–5 крупными клиентами, добавил Александр Лашкевич. Это, по его словам, позволяет задать график перевозки, поскольку нет необходимости ждать накопления груза на все транспортное средство, параллельно это высвобождает складские площади. Крупные компании с собственными складскими площадями могут принимать решение более длительных сроках движения груза, то есть агрегируют у себя груз клиента и отправляют транспортное средство максимально загруженным. В этом случае экономия происходит на эффекте масштаба. Она будет зависеть от многих переменных, но при расчетах можно закладывать размер оптимизации от 5 до 10%.
Совместная закупка полной машины несколькими компаниями имеет смысл только в том случае, если загрузка предполагается в одном-двух местах, которые находятся недалеко друг от друга и проходят таможенное оформление на одном СВХ, отметил Александр Левкович. Это позволяет позиционировать перевозку как комплектную, разместив общий заказ от одной из компаний, которая выступит для других экспедитором. «Но такая перевозка будет связана с дополнительными движениями документов и денег, а также отнесением части риска по грузу на этого условного экспедитора. В иных случаях в этом нет экономического эффекта», — утверждает эксперт.
Для крупных клиентов оптимизация достигается за счет передачи части или комплекса логистических услуг на аутсорсинг (3PL), указывает Лашкевич. Комплексная логистика включает в себя логистический консалтинг, управление цепями поставок, складские услуги, кросс-докинг, управление складом клиента, а также услуги региональной, краевой и городской доставки. Передача части или всего комплекса логистических услуг на аутсорсинг, приводит данные представитель «Деловых Линий», позволяет заказчику сократить затраты на организацию собственной логистики до 30%, оперативно масштабировать объем услуг и складской площади под свои задачи.
ПЕРЕВОЗКА ПОД КОЛПАКОМ
Основные технологии, которые сейчас внедряются в транспортную и логистическую сферы, связаны как с оптимизацией маршрутов и ресурсов автомобилей, так и с мониторингом передвижения транспортных средств. Компании ищут сферы, в которых можно сократить расходы — это простои, холостые пробеги и неэффективное использование ресурсов перевозчика. Как и на сколько можно сократить транспортные расходы с помощью системы мониторинга?
Как отметил исполнительный директор компании «МониторингАвто» Сергей Cкнарин, система мониторинга транспорта позволяет отслеживать любые перемещения, действия с автомобилем и эксплуатационные характеристики машины — от местоположения и маршрута до открытия и закрытия дверей. Благодаря анализу данных, собранных системой, руководство автопарка может снизить затраты на его обслуживание на 38%.
Основываясь на анализе данных, руководители получают возможность повысить эффективность работы транспорта компании. А именно, выявить нарушителей рабочего процесса, воровство, сливы, нецелевые поездки и т. д. Это значит — перестать переплачивать нечестным водителям зарплату за неотработанное время, платить за украденное топливо и поездки «на дачу» и тому подобное.
Во-вторых, система позволяет рассчитать реальный расход топлива для всего автопарка, то есть экономить на закупке топлива. Также можно выявить оптимальные по затратам рейсы и машины — повысить эффективность каждой отдельной поездки. Еще немаловажное — предотвращение кражи и порчи техники, а также груза, что позволяет сохранить лояльность партнеров и заказчиков. И наконец, можно контролировать технику в аренде и арендаторов на предмет невыплат по договоренностям.
Финансовый директор Intertransavto Александр Левкович отмечает преимущества системы мониторинга: она позволяет осуществлять постоянный контроль за действиями водителей и, при поддержке информационной системы, повышать качество планирования. Это приводит к росту оборачиваемости и сокращению расходов, связанных с отклонениями от маршрута, указал эксперт.
Александр Лашкевич (ГК «Деловые Линии») привел пример экономии: система контроля манеры движения водителя позволяет сократить расход топлива до 10%. Мониторинг скоростного режима транспортного средства приводит к снижению аварийности, а здесь прямая связь и с тарифами страхования, с простоями, затратами на ремонт и тому подобное. Также системы позволяют прогнозировать ремонт техники, что дает полезный эффект для планирования и оптимизации затрат, добавляет эксперт.
Из-за роста себестоимости перевозок некоторые перевозчики будут отказываться от подобных услуг в попытке сократить свои расходы, не исключает Сергей Скнарин («МониторингАвто»). «Но, как показывает практика, это недальновидно с их стороны. Стоимость обслуживания системы не так велика по сравнению с тем, сколько можно сэкономить, используя все ее возможности», — отметил он.
Чаще всего такие компании довольно быстро закрываются, поэтому на рынке систем мониторинга это отразится слабо, делает вывод эксперт. С другой стороны, по его словам, основными потребителями услуг систем мониторинга были и остаются компании, руководители которых заинтересованы в оптимизации трудозатрат, автоматизации различных процессов, и понимают преимущества внедрения инноваций. «Такие компании, наоборот, будут подключать больше машин к системе слежения, чтобы сократить расходы, которые значительно вырастут из-за изменения НДС и стоимости топлива», — резюмировал Скнарин.
«По итогам 2018 года вы видим, что существенно выросла доля компаний, заинтересованных в системах мониторинга транспорта и анализе данных», — сообщил исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов. По его данным, прирост подключений к системе Omnicomm Online составил более 37%, при этом в компании получают большое количество запросов от потенциальных партнеров на установку комплексных решений по мониторингу транспорта и контролю топлива. В первую очередь, в таком сотрудничестве заинтересованы логистические операторы, добывающие компании с высокими требованиями к точности данных даже на маршрутах без стабильного GPS-сигнала, указал эксперт.
ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА
Эксперты также отмечают важность грамотного планирования на пути к экономии. Для оптимизации расходов необходимо контролировать выполнение и соблюдение регламентов, указывает представитель Intertransavto. Очень важно, по его словам, заранее планировать перевозки, так как срочные отправления и доставки just in time в большинстве случаев обходятся грузовладельцу дороже.
«Грамотное долгосрочное планирование также позволяет клиентам сократить затраты на грузоперевозки: если клиент заявляет годовой объем перевозок и подтверждает это в контракте, он получает не только гарантию машин под свой объем, но и более выгодные ставки, нежели при разовой перевозке», — заявил Александр Левкович. В качестве инструментов снижения расходов есть комплексные решения от различных производителей, напомнил он. Так, системы планирования заправок и маршрутизации заказов позволяют сокращать переменные затраты.
Полная цифровизация цепочки снабжения даже на отстроенных в компаниях процессах позволяет получить дополнительные 20–50% оптимизации, говорят эксперты. Правда, и дроны, и автономные контейнеры — это больше будущее, чем настоящее. Для использования таких технологий, к примеру, сегодня есть и административные, и технологические барьеры. И все же перспективы развития в этом направлении достаточно заманчивы: это и минимизация расходов на доставку, и сокращение временных затрат.
Источник: