Omnicomm.Кейсы с ресурсами

Основатель и генеральный директор компании Omnicomm Борис Паньков рассказал о создании единой платформы для управления мультибрендовым автопарком, развитии беспилотных автомобилей и развитии транспортной инфраструктуры.

Наша беседа состоялась в кулуарах Международного форума автомобилестроения TIAF. Тематика TIAF-2019 была сконцентрирована на современных решениях для бизнеса автоиндустрии, а также перспективах внедрения инновационных продуктах. Неудивительно, что стержнем диалога с Борисом Паньковым стала тема транспортной телематики.

— Активно внедряемые в автоиндустрию онлайн-сервисы делают современные автомобили более эффективными. Какие телематические инструменты, на ваш взгляд, наиболее востребованы в коммерческом транспорте?

— Если мы говорим про цифровизацию транспортной отрасли, то правильно начать с позиции автопроизводителя. При прочих равных условиях потребители делают выбор в пользу «подключенных» автомобилей, которые синхронизируются с цифровыми устройствами. Таким образом, автомобиль превращается в гаджет на колесах. Автопром уже выпускает автомобили, оснащенные продвинутыми технологиями, чтобы соответствовать запросам рынка. Если мы говорим о сегменте коммерческого транспорта, где пользователь ратует за эффективность, то здесь в приоритете онлайн-сервисы, направленные на повышение прибыли и снижение стоимости владения.

Другой момент — позиция государства: оно стремится контролировать всю инфраструктуру транспортного комплекса. В первую очередь, это работа инфраструктуры, ее фактическая нагрузка, включая грузопотоки. Вторая причина — взимание платы за эксплуатацию автодорог, в качестве примера — система «Платон». Наконец, в-третьих, государство заботится о безопасности. Правительство стремится снизить уровень смертности на дорогах, поэтому вводит такие системы как «ЭРА-ГЛОНАСС», мониторинг перевозки опасных грузов, тахографию. А в перспективе нас ждет еще и требование ГИБДД по оснащению автомобиля алкозамком. Таким образом, автомобиль должен стать открытым для интеграции с IT-системами и приложениями в течение жизненного цикла, а также прозрачным для систем мониторинга транспорта и актуальных требований регуляторов рынка. В частности, автопроизводители, выпускающие транспортные средства с собственными телематическими разработками на борту, обязаны хранить данные телеметрии на территории России. В этом случае законодательный барьер для западных компаний может быть преодолен с помощью российских IT-партнеров.

Насколько это интересно автопроизводителям? Рассмотрим на примере гарантийного ремонта. Автопроизводители тратят от 5 до 10% от выручки от продажи автомобилей на покрытие гарантийных случаев и судебных исков потребителей. Поэтому инженеры по гарантии должны иметь доступ к телеметрическим данным, чтобы распознавать ситуации, когда водитель превысил эксплуатационные параметры. В результате компании смогут более аргументированно отклонять необоснованные претензии к «производственным недостаткам» со стороны клиентов. Учитывая российскую судебную практику в рамках закона «О защите прав потребителей», востребованность таких решений повышается.

Еще одно преимущество для автопроизводителей и дилерских сетей — это предиктивная аналитика поломок и адаптация межсервисного интервала. В целом, расширенный клиентский сервис, понимание, как правильно эксплуатировать автомобиль и в какой момент его обслуживать, поднимает дилерские центры технического обслуживания на более высокий уровень. Сервисные центры выступают в роли консультанта, обеспечивая стабильную загрузку на перспективу. В конечном итоге формируется выстроенная цепочка коммуникаций между автопроизводителем через дилерский сервисный центр с конечным клиентом. Все производители большой европейской семерки активно используют такие решения. В качестве примера — FleetBoard от Daimler и FMS от Scania. 

— Получается, что такого рода услуги становятся прерогативой автопроизводителя, который лучше знает, как устроена его автомобиль?

— Бытует мнение, что необходимо установить одно устройство на транспортное средство, которое будет и тахографом, и системой ЭРА-ГЛОНАСС, и транспондером для платных дорог плюс мониторинговым терминалом. На самом деле, решения независимых интеграторов сегодня стали настолько дешевы, что можно найти устройства даже с минимальным бюджетом. При этом терминал можно приобрести не за счет CAPEX (капитальные расходы, — прим. ред.), а в режиме абонентской платы, то есть с нулевой первоначальной стоимостью. Именно на этом рубеже и начинается разделение систем на обычные и кастомизированные. Автопроизводители устанавливают систему мониторинга в автомобили и могут предоставить пользователю доступ к ней. Но корпоративному клиенту, как правило, необходима система уровня предприятия — та, которая позволит из 5000 разных параметров CAN-шины отфильтровать необходимые данные телеметрии и интегрировать их с бизнес-процессами. Для этого существует сеть партнеров, которые близки к конечному клиенту, знают его потребности, готовы оснастить автопарк оборудованием, обучить, как пользоваться оборудованием и интерпретировать данные. Учитывая невысокую стоимость оснащения автопарка системами мониторинга, выгоднее использовать одно решение на весь парк, особенно, если он мультибрендовый, и управлять всеми транспортными средствами в одной системе, интегрированной с 1С или SAP, DMS и CRM-программами. Что касается сроков окупаемости системы мониторинга, прибыль превышает первоначальные вложения уже через 2–3 месяца. Среди наших кейсов рекорд составляет всего 1 день.

Например, средняя маржинальность бизнеса с использованием парка из 100 большегрузных транспортных средств составляет 5%. Для увеличения прибыли в два раза такой компании необходимо дополнительно приобрести 100 транспортных средств, что требует инвестиций в размере 1 млрд рублей в течение 4 лет. Такого же результата можно добиться значительно быстрее и дешевле за счет цифровизации управления автопарком. Мониторинг транспорта и оптимизация транспортных операций позволяют сократить непроизводительные затраты, издержки на обслуживание техники, количество и суммы штрафов, мотивировать водителей на использование более экономичного стиля вождения и повысить операционную эффективность предприятия. В среднем при инвестициях в 3 млн рублей компания продлевает срок эксплуатации техники и пробег каждого транспортного средства, увеличивая чистую прибыль в два раза. Поэтому с точки зрения инвестиционной деятельности вложение в систему мониторинга и управления автопарком в десятки раз эффективнее, чем закупка дополнительной техники.

— Как вы оцениваете рынок независимых интеграторов систем мониторинга?

— До кризиса рынок в России рос очень быстро, в том числе, благодаря активному продвижению системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Затем продажи заметно снизились, но уровень стабилизировался: последние несколько лет регистрируется порядка 250 тыс. новых подключений в год. Отчасти эта цифра включает в себя замещение выбывающих из общего парка машин на новые. Хочу особо отметить, что Россия является мировым лидером по количеству оснащенных транспортных средств. Согласно нашей оценке доля проникновения технологий мониторинга составляет 15–17%, но этот показатель существенно отличается по сегментам. Самый высокий показатель — до 50% — в дальнорейсовых перевозках, а в легком коммерческом транспорте доля составляет всего 5%. В ближайшие годы эти цифры существенно не поменяются.

— Что нового появилось в продуктовом портфеле компании?

— С 1998 года Omnicomm остается лидером рынка мониторинга транспорта и контроля топлива. В течение более 20 лет мы развиваем наши решения — от базовых до продвинутых. В настоящее время, самые востребованные функции среди наших клиентов — видеомониторинг, терминалы спутниковой навигации АСН, которые поддерживают протокол передачи данных в рамках Постановления Минтранса № 153; контроль безопасного вождения и температурного режима, что актуально для ритейла и фармацевтики, а также страховая телематика. Клиенты, которые стремятся повысить качество управления автопарком, подключаются к нашей телематической платформе, чтобы получать данные в режиме реального времени. На начало 2019 года в более 1 миллиона транспортных средств в 113 странах мира оснащено технологиями Omnicomm. Работая с нами, заказчики иначе оценивают рынок и видят новые возможности для оптимизации бизнес-процессов на основе big data, или «нефти современности».

Цифровые технологии, интегрированные в транспортное средство, повышают качество вождения, независимо от квалификации водителя. Рано или поздно беспилотные автомобиля выйдут на массовый рынок, но пока мы не дошли до той точки, когда будет возможным посадить робота за руль. Сейчас в беспилотниках высокого уровня автономности водитель просто следит за безопасностью, он контролирует работу электроники, вмешиваясь в случае необходимости. Человеческий интеллект за рулем по-прежнему актуален, а пока это так, электронные системы помогают человеку. Это и «умные» трансмиссии, системы безопасности и системы платунинга — такие решения будут активно развиваться.

— Приведите примеры уже реализованных кейсов.

— Есть несколько кейсов, связанных с оснащением транспортных средств непосредственно на конвейере. Любой конечный клиент может воспользоваться встроенной системой мониторинга, чтобы улучшить качество использования этой техники. Мы начали с сегмента легких коммерческих автомобилей и спецтехники, по этим проектам сотрудничали с компанией TATRA, Группой «ГАЗ». В планах — заводское оснащение большегрузной техники. На этот счет есть соответствующие технологии и запросы рынка.

Кроме того наша команда реализует решения для мониторинга транспорта для поставщиков логистических услуг. Примером является сотрудничество с компанией DB Schenker. В 2018 году навигационные терминалы были установлены на 154 траках, которые доставляют компоненты на сборочные линии автопроизводителей. Например, перевозка ряда компонентов требует строгого соблюдения скоростного режима — не более 50 км/ч. Наше решение помогает DB Schenker на 100% выполнять свои обязательства перед партнерами.

Мы всегда ищем пути, как оптимизировать затраты, сэкономить время и ускорить бизнес клиентов. В поиске интеграции современных технологий с задачами клиентов рождаются новые решения, новые направления бизнеса и новые продукты.

Источник: 5koleso.ru

Оцените статью
Авто клуб Попутный ветер
Добавить комментарий