Северная столица — музей под открытым небом. С недавних пор — в том числе и автобусный. В Петербурге есть две крупные коллекции ретро-автобусов. Сегодня расскажем об одной из них.
Коллекция ретро-автобусов ГУП «Пассажиравтотранс» стала активно развиваться лишь несколько лет назад, но уже насчитывает более 50 экспонатов, включая машины, требующие ремонта или полноценного восстановления. Секрет успеха прост: на предприятии работают энтузиасты, давно уже «болеющие» автобусной историей и знающие все местные и даже российские автораритеты наперечет.
Впрочем, до полноценного успеха пока далеко, ведь недостаточно просто привезти редкие автобусы в парк. Ветераны пассажирских маршрутов требуют реставрации, в некоторых случаях — практически постройки «с нуля». Более новым автобусам, поступившим в коллекцию, можно сказать, с линии, нужен как минимум косметический ремонт. И всем экспонатам, вне зависимости от возраста, необходимы тщательный уход и место в теплом боксе. Поэтому нелишним будет уточнение, что коллекция «Пассажиравтотранса», по сути, только формируется. В планах руководства предприятия — выделение части автобусного парка № 1 под музейную экспозицию. Пока что некоторые раритеты стоят в первом парке, остальные распределены по другим филиалам компании.
ВСТРЕЧАЙТЕ НА ПАРАДАХ
Шестидесятые годы в ретро-коллекции представлены автобусом РАФ-976. Эта машина была подарена коллекционером из Латвии и только что прошла реставрацию в автобусном парке № 6. Деревянный кузов старого «рафика» при этом был практически создан заново. Результат можно назвать ошеломительным — естественно, в лучшем смысле этого слова.
РАФ-976 восстановлен с применением элементов от более ранней модели РАФ-251.
«Изюминка» ретро-собрания «Пассажиравтотранса» — Ikarus 55.14 Lux 1972 года. Автобус, без преувеличения, с трудной судьбой. Списанный в далеком 1987 году, он чудом сохранился на охотничье-рыболовной базе и был восстановлен к 80-летию петербургского автобуса, которое отмечали в 2006 году. Однако позже был предан забвению. В суровые питерские зимы он стоял на улице, постепенно обрастая сугробами. Но случилось еще одно чудо: в 2014 году, с приходом неравнодушных людей, венгерская «Сигара» снова встала на реставрацию — на этот раз более тщательную и бережную. Восстановительные работы заняли два года. В итоге междугородный «Икарус» предстал во всей красе теперь уже к 90-летию автобуса Северной столицы.
Ikarus 55.14 Lux — флагман петербургской коллекции ретро-автобусов.
Передвижная телевизионная станция ЛиАЗ-5932 «Магнолия» — специализированный автофургон, в чертах которого без проблем узнается «луноход» ЛиАЗ-677. Это новое приобретение, датированное 2017 годом. «Магнолия» прошла косметический ремонт и теперь будет выступать в роли штабного автобуса на мероприятиях с участием ретро-техники. Год выпуска телестанции — 1982-й.
Передвижная телестанция «Магнолия» теперь будет штабным автобусом.
Часть старых автобусов закреплены за учебным комбинатом «Пассажиравтотранса». В том числе ЛАЗ-699Р довольно необычного вида: со сдвоенными передними фарами. Эта 35-летняя машина раньше работала в Гатчинском районе Ленинградской области, затем была выкуплена автошколой № 1 РОСТО и уже после этого поступила в комбинат, став учебным экспонатом. Еще один ЛАЗ-699Р гораздо более поздней сборки (1993 г.) прибыл в автобусный парк № 1 из Ижевска.
ЛАЗ-699Р и «Альтерна-4216» в автобусном парке № 1.
В начале 2000-х в Петербург была поставлена небольшая партия автобусов MAN из Германии. Несмотря на солидный возраст (более 15 лет), эти машины проработали в Северной столице еще по 7–10 лет — отличное доказательство надежности немецкой техники! В память об этом этапе петербургской автобусной истории был сохранен MAN SL200 производства 1984 года. Восстановлением машины занимались специалисты автобусного парка № 5.
««Икарус» — как много в этом слове для сотрудника любого постсоветского ПАТП! И много «Икарусов» никогда не бывает! Исповедуя этот принцип, в «Пассажиравтотрансе» постарались собрать как можно более широкую гамму венгерских автобусов 200-й серии. Возглавляет ее техпомощь, созданная из передней секции «гармошки» Ikarus 280.33 1987 года выпуска. Это универсальная машина: будучи ретро-экспонатом, она также выполняет функции «рабочей лошадки» — техпомощи и тягача для других раритетов. В свое время в Петербурге, да и не только в нем, было достаточно много таких «Икарусов», получивших вторую жизнь после списания из пассажирского инвентаря. Недавно «техничка» прошла капремонт и теперь выглядит просто шикарно. Мало того, по заверениям сотрудников, занимавшихся восстановлением, она подготовлена для работы в многодневных экспедициях по доставке уникальных автобусов из других регионов нашей необъятной родины!
«Техничка» на базе Ikarus 280.33 — многофункциональный экспонат.
«Гармошки» Ikarus 283 всегда были редкостью: в основном в СССР поставлялась 280‑я модель.
В петербургской коллекции также есть Ikarus 260.37, выпущенный в 1989 году, — последний линейный 260-й, обслуживавший городские маршруты вплоть до второй половины 2010 года. За сохранность этого экземпляра нужно сказать спасибо водителю автобусного парка № 7, который все это время поддерживал «Икарус» в исправном состоянии.
Трехдверный Ikarus 260.37 с символикой города-героя Ленинграда.
Еще один необычный экспонат — Ikarus 283, покинувший венгерский конвейер в 1990 году и поступивший… в Москву. После 16 лет работы на столичных маршрутах автобус был списан, но не утилизирован. Планировалось, что он займет заслуженное место в музее «Мосгортранса», но судьба распорядилась иначе. Летом 2017 года «гармошка» была передана в Северную столицу и в кратчайшие сроки восстановлена к IV Петербургскому параду ретро-транспорта силами работников автобусного парка № 7.
Завершая тему «Икарусов», отметим еще 4 венгерских машины, входящих в собрание «Пассажиравтотранса». Это междугородники Ikarus 253.52 и Ikarus 256.74 (1994 и 1996 гг. соответственно), а также две сочлененные городские машины Ikarus 280.33O 1997 года выпуска с планетарными дверьми. Одна из «гармошек» искусственно «состарена»: она окрашена в желтый цвет, при этом двери остались белые. Именно в таком виде «Икарусы» поставлялись в советские города на стыке 1980-х и1990-х годов.
Междугородный Ikarus 253.52 — тоже раритет: всего было выпущено около 30 автобусов этой модификации.
Те же города и автопарки, которым не хватало «венгров», работали с «луноходами». Вполне естественно, что легендарный ЛиАЗ-677М тоже припасен для выставок и парадов. Машина 1989 года отреставрирована сотрудниками Колпинского автобусного парка. Поэтому на ней установлены указатели 296-го маршрута, связывавшего город-спутник Колпино с «большой землей».
Автобусы семейства ЛАЗ-4202 в большинстве советских городов не прижились: уж больно «сырыми» были эти машины, имевшие множество «детских болезней». Не исключением стал и Ленинград, где новые «львы» проработали на маршрутах всего несколько лет. Поэтому искать ЛАЗ-42021 пришлось на стороне. В итоге в Ставрополе была найдена вполне комплектная машина 1992 года, получившая в ходе восстановления яркую выставочную расцветку.
ЛАЗ-42021 в свое время получил меткое прозвище «ХБИ»: «Хочу быть «Икарусом».
Самый брутальный экспонат. Без сомнения, этот эпитет принадлежит «Альтерне» — автобусу, созданному в начале 1990-х в расчете на производство на любом заводе, мало-мальски имеющем отношение к машиностроению. В Петербурге такие машины были только на испытаниях, что, впрочем, не стало помехой для того, чтобы добавить в ретро-коллекцию «Альтерну-4216», выпущенную в 1995 году на Энгельсском заводе специализированных автомобилей. Причина такого шага проста: аналогичных автобусов осталось уже не так много, и не факт, что еще хоть кто-то обратит на них внимание.
Итак, мы вплотную подошли к тем экспонатам, которые пока не представляют исторической ценности — как может показаться человеку неискушенному. Но не стоит забывать, что в наше время жизнь течет весьма стремительно, и те транспортные средства, которые, казалось бы, еще вчера работали на маршрутах, внезапно оказываются в пунктах приема Вторчермета. Избежали этой участи, дабы стать полноценной частью автобусной истории Петербурга, городской МАЗ-103.040 1999 года выпуска в учебном исполнении (помните про учебный комбинат, да?), двухдверный Волжанин-52701-10-02/22 с мягкими сиденьями (год выпуска — 2001-й) и междугородный Волжанин-52702-10-02 (2007 г.).
«ВТОРОЙ ЭШЕЛОН»
Не менее «вкусная» и интересная часть коллекции старой техники — собрание машин, которым только предстоит реставрация. К сожалению, фиксированный объем материала не позволяет подробно рассказать обо всех экспонатах, которые стоят в очереди на восстановление. С другой стороны, возможно, это и к лучшему: мы сможем подробно познакомить читателей с обновленными автобусами по мере их выхода из ремонта. Пока же перечислим их помодельно, указывая в скобках год выпуска.
Комплексную реставрацию ожидают следующие уникальные автобусы: ЗиС-155 (1955, 1957), Ikarus 620 (1966), ЗиЛ-158В (1967), Ikarus 556 (1970), Ikarus 55.14 Lux (1972), Ikarus 255.70 (1975), Ikarus 255.72 (1978), Renault Saviem SC-10 (1970-е). Это машины в разном техническом состоянии, практически все не на ходу, некоторые — в виде разобранных кузовов. Это наиболее важная часть коллекции, требующая максимального вложения сил, как физических, так и творческих.
В другую группу входят более новые автобусы, восстановление которых возможно в рамках капитального или капитально-восстановительного ремонта. Есть вероятность, что некоторые из них станут «донорами» для своих коллег либо предметом межмузейного обмена (да, бывает и такое). Тем не менее каждый из них по-своему уникален. Вот они: РАФ-2203 (1980-е), Ikarus 280.03 (1988), ПАЗ-672М (1989, санитарный), Ikarus 260.50 (1991), TAM-260A119 (1993), Ikarus 435.05A (1993), Ikarus 250.93 (1994), Ikarus 263.10 (1997), BredaMenarinibus M221 (1997), Jelcz 120М (1997), Ikarus 280.33O (1997, техпомощь), Hyundai AeroCity 540 (1998), КАвЗ-3244 (1998), ПАЗ-3205-110 (1999), ПАЗ-32050A (2000), ПАЗ-32053 (2001), МАЗ-103.005 (2001), МАЗ-105.042 (2001), ЛиАЗ-5256.25 (2002) и НефАЗ-5299-20-04 (2004).
К слову, у работников «Пассажиравтотранса» есть еще пара «козырей в рукаве» в виде редких машин, которыми планируется пополнить коллекцию. Надеемся, что эти планы удастся воплотить в жизнь, и история продолжит оживать на наших глазах, позволяя увидеть — если не живьем, то хотя бы на современных красочных фотографиях — те автобусы, которыми пользовались когда-то мы, а также наши мамы и папы, бабушки и дедушки.
Благодарим СПб ГУП «Пассажиравтотранс» за помощь в подготовке материала.
Источник: