В России представлена серийная безвоздушная радиальная шина Michelin X Tweel SSL для погрузчиков с бортовым поворотом. Новинка, не требующая техобслуживания, представляет собой единое колесо, заменяющее сборку «шина — диск — вентиль».
X Tweel называть шиной некорректно. Это единое колесо с жесткой ступицей, гибким ободом и спицами.
Tweel — это акроним от английских слов Tire и Wheel, что в переводе означает «шина плюс ступица». Но шиной называть такое решение некорректно. Michelin X Tweel — это жесткая ступица, соединенная с протектором посредством гибких деформирующихся спиц из поли-уретана, которые представляют собой единое целое. Под нагрузкой находятся все спицы: и нижние, и верхние, и боковые. Это свойство приближает X Tweel к характеристикам радиальных пневматических шин. Полугибкий обод достаточно жесткий, но способен изгибаться. Материалы подобраны так, что колесо допускается эксплуатировать при температуре от –40 до +50 °С.
Решение, разработанное инженерами «Мишлен», не требует контроля давления воздуха, отличается простотой монтажа, стойкостью к повреждениям, высокой производительностью и увеличенным сроком службы.
«Проколы шин при работах в сфере строительства не редкость, — говорит Артем Котиков, технический специалист сельскохозяйственных шин Michelin в России. — Мы обнаружили, что пользователи все чаще ищут возможность минимизации простоев, однако существующие предложения предлагают только компромисс в тяговом усилии, комфорте и универсальности. Вот почему был разработан Tweel SSL (Skid Steer Loader) для мини-погрузчиков с бортовым поворотом».
Каждая спица рассчитана на 9 млн циклов растяжения-сжатия, эксплуатация допускается даже при повреждении 3–4 спиц.
Инновационное решение отличается постоянным пятном контакта в сочетании с износостойкостью, которая в 2–3 раза выше, чем у пневматической шины с аналогичной глубиной протектора. Кроме того, новинка обладает высокой стабильностью, позволяя погрузчику выполнять работу с большим комфортом для оператора: уникальное перераспределение энергии за счет полимерных спиц снижает эффект «подпрыгивания», который встречается при эксплуатации техники на пневматических шинах. В сравнении с цельнолитыми шинами тоже есть преимущества. Например, за счет оптимизированного пятна контакта погрузчик меньше буксует на скользкой поверхности. Кроме этого, ход машины становится мягче. Кстати, никакого другого демпфирующего устройства, кроме колес, у погрузчиков с бортовым поворотом нет.
Для колес Michelin X Tweel SSL предусмотрена возможность восстановления по технологии, схожей с наваркой протектора грузовых шин (из опыта эксплуатации в Америке шина выдерживает до 5 восстановлений). Также разработаны методы замены полимерных ступиц. Российское представительство «Мишлен» уже работает над организацией восстановления колес X Tweel SSL. Возможно, будет задействован завод компании в подмосковном Давыдово, где функционирует цех по «продлению жизни» грузовых шин.
С осени 2017 года модель Michelin X Tweel SSL All Terrain, предназначенная для эксплуатации на различных видах поверхности, доступна на российском рынке в типоразмерах 12N16.5 и 10N16.5. Допустимая нагрузка на эти колеса составляет 2 тонны, а максимальная скорость — 16 км/ч. В 2018 году предложение будет дополнено безвоздушным колесом Hard Surface Traction для эксплуатации на твердой поверхности в типоразмере 12N16.5. На презентации в Москве обозначили цену колеса, она будет в районе $900. Примерно столько же сегодня стоят цельнолитые индустриальные шины.
Идею создания нового безвоздушного колеса Мichelin X Twell впервые выдвинула научно-исследовательская команда североамериканского подразделения «Группы Мишлен». Решение X Tweel впервые было представлено в качестве концепта в рамках Парижского автосалона в 2004 году. Колесная система производится на заводе Michelin в Гринвилле (Южная Каролина, США), поставки в Россию будут осуществляться со склада в Труа (Франция).
Безвоздушное колесо Tweel SSL снижает эффект подпрыгивания, который наблюдается у пневматических шин.
«Tweel — это комплексное решение. Серийное производство стартовало с моделей для погрузчиков с бортовым поворотом. Но мы имеем большие планы по расширению гаммы инновационных шин: уже сейчас у нас имеются модели X Tweel в исполнении для газонокосилок, военной техники, в дальнейшем планируется предлагать аналогичные решения для легковых автомобилей», — рассказал Оливер Брауэн, вице-президент подразделения Michelin Tweel Technologies в Северной Америке.
Решение X Tweel SSL All Terrain предназначено для эксплуатации на различных видах поверхности.
Напомним, кроме «Мишлен», работу над шинами, не имеющими герметичной камеры с воздухом, а значит, не требующими накачки и не боящимися проколов, ведут Bridgestone, Hankook и другие шинные компании. При очевидных преимуществах у них есть ряд серьезных недостатков: большой вес, повышенное сопротивление качению, худшая амортизация, невозможность развить большую скорость, сложности с отведением тепла. Поэтому на сегодняшний день фокусной сферой применения безвоздушных колес являются тихоходные и специальные виды транспорта, в том числе строительно-дорожная техника.
Источник: