Десять новых туристических автобусов Neoplan Tourliner в оригинальной раскраске, стартовав с площади парадов в Варшаве, взяли курс на город Стараховице. Многокилометровый пробег по дорогам общего пользования стал ключевым элементом программы, организованной компанией Man Truck and Bus для журналистов в преддверии выставки Busworld 2017. Делимся впечатлениями от езды на удлиненной версии двухосного лайнера
Neoplan Tourliner MY2018. Габаритная длина: 13,1 м. Начало продаж: IV кв. 2018 г.
Все началось с разгадки символики, нанесенной на борта новых Neoplan Tourliner. Скорее всего, это скачущие зебры, выразил мнение один из коллег. Справедливость этого предположения подтверждал сопровождающий рисунок слоган Dynamik und Astetik, что в переводе с немецкого означает «динамика и эстетичность». Как мы помним со школьной скамьи, зебры способны преодолевать за день значительные расстояния. К нашей сегодняшней истории это вполне подходит.
Все стандартные функции освещения передних фар реализованы посредством светодиодной технологии
Мировая премьера Neoplan Tourliner первой серии в двух- и трехосном исполнении состоялась на IAA 2016 в Ганновере. А к Busworld 2017 в Кортрейке MAN дополнила модельный ряд удлиненной версией с колесной формулой 4х2. В этом автобусе длиной 13 103 мм с комфортом разместятся до 59 пассажиров.
Рабочее место водителя в новом Neoplan Tourliner стало еще более продуманным в плане эргономики
Внешне Tourliner выделяется рублеными линиями фирменного силуэта. Передняя часть, эффектно сдвинутая под крышу, накладка на кондиционер, напоминающая хвост кометы, выразительные фары (с конца прошлого года у всех автобусов Neoplan размещаются на черном фоне и оснащаются светодиодными дневными ходовыми огнями в форме глаз ангела) и оригинальный дизайн Sharp Cut — все это фамильные черты семейства Neoplan. Стоит заметить, начиная с 2018 модельного года стандартные функции освещения в фарах (ходовые огни, дальний и ближний свет, противотуманки и сигналы поворота) будут выполняться по светодиодной технологии.
Двухосная версия Neoplan Tourliner в удлиненном исполнении имеет габаритную длину 13 103 мм
Благодаря новому дизайну кузова аэродинамические качества были улучшены более чем на 20 % по сравнению с предшествующей моделью, сообщили на презентации представители MAN. Этому, помимо прочего, способствуют новые наружные зеркала заднего вида, которые улучшают не только аэродинамическое сопротивление, но и обзор. Забегая вперед, заметим, что последнее подтвердилось и в движении.
Все переключатели и клавиши на своих местах в интуитивных зонах
Серьезнейшей проработке подверглись невидимые снаружи детали автобусного «скелета». В соответствии с требованиями директивы ЕЭК R66.02, которая вступает в силу для новых автобусов, выпускаемых в обращение в ноябре текущего года, каркас должен сохранять пространство для выживания пассажиров в случае опрокидывания. То есть конструкция кузова должна поглощать больше энергии и меньше сминаться. Попутно заметим: выход вышеозначенной директивы также послужил причиной глубокой модернизации туристического автобуса MAN Lion’s Coach (подробнее об этом см. врезку). Для выполнения законодательных требований в каркас автобусов MAN и Neoplan были интегрированы элементы из высокопрочной стали. В частности, в задней дуге безопасности и в области центральной стойки применена запатентованная технология «труба в трубе». По сравнению с предшественниками, MAN Lion’s Coach и Neoplan Tourliner стали способны принимать на 50 % больше энергию удара.
В кормовой части имеются кронштейны для установки съемного багажника
Современный внешний силуэт автобуса получил продолжение и в оформлении интерьера. Салон, выполненный в единой цветовой гамме, отличается обилием света и свободного пространства, чему также способствуют удлиненные в передней части багажные полки. Новая цветовая концепция предусматривает яркие контрасты между серыми и бежевыми оттенками, формирующие элегантный облик. Дополнительные возможности светового дизайна открывает использование светодиодных элементов и новых сервисных блоков с индивидуальной настройкой воздушного потока. Все пассажирские кресла на заказ комплектуются двойными USB-разъемами — с их помощью пассажиры могут заряжать свои смартфоны и планшеты. Начиная с 2018 модельного года в салоне Tourliner будут использоваться и другие усовершенствования. К важнейшим нововведениям, придающим машине дополнительную эффектность, относятся выложенный ламинатом пол, хромированные поручни, а также непрямая светодиодная подсветка багажных полок с неброским отображением названия модели. В тонированную пленку боковых стекол встроен УФ-фильтр, который задерживает 99 % вредных лучей. Посадку пассажиров в кресла и доступ к багажным полкам обеспечивает высокий центральный проход: расстояние от земли 1494 мм, высота от пола до потолка 2000 мм.
Салон, выполненный в единой цветовой гамме, отличается обилием света и свободного пространства
С января 2016 года все проходящие сертификацию междугородние автобусы должны иметь не менее двух мест для пассажиров на инвалидных колясках, а также соответствующие элементы безбарьерной среды. У Neoplan Tourliner имеются соответствующие решения. Предлагаемый на заказ подъемник для инвалидных колясок монтируется в передней части салона. Это позволяет не только разгрузить заднюю ось, но и не ограничивать использование багажников. Объем грузового отсека под полом у этой модели составляет внушительные 14,3 м3, что повышает ее рентабельность на дальних маршрутах — например, для проведения экскурсий и многодневных поездок. Вдобавок ко всему проем багажника расширен на 180 мм, а значит, теперь можно перевозить предметы большей длины. Универсальность 13-метрового двухосевого автобуса обеспечивается и его максимально допустимой полной массой — до 19,5 тонны.
Объем грузового отсека под полом у этой модели составляет внушительные 14,3 м3
Рабочее место водителя в новом Neoplan Tourliner стало еще более продуманным в плане эргономики. Были доработаны боковые панели управления и вещевые отделения, адаптированные по форме под часто используемые предметы, такие как папка DIN A4 или большая бутылка с водой. Кроме того, расположение переключателей, индикаторов и тахографа изменено для повышения эргономичности органов управления. Информационную поддержку в пути обеспечивает мультимедиасистема MMC, предлагаемая в двух вариантах: MMC Basic и MMC Advanced с пяти- или семидюймовым дисплеем. Что добавилось в системе? К новым функциям ММС относятся голосовой ввод и возможность одновременного подключения двух смартфонов.
Позаботились инженеры и об улучшении обзора для сидящего за рулем. В боковое окно встроены нагревательные нити диаметром всего 0,02 мм, а само оно выполнено из многослойного небьющегося стекла.
Камера заднего вида передает изображение на дисплей мультимедийной системы
Neoplan Tourliner 2018 модельного года получил широкий ассортимент средств активной безопасности. Например, для него впервые предлагается система MAN AttentionGuard. Этот ассистент распознает снижение концентрации водителя и при необходимости выдает предупреждения, используя данные системы слежения за дорожной разметкой LGS. Обнаруживая потерю концентрации, MAN AttentionGuard оповещает водителя визуальными, звуковыми и тактильными сигналами, но активно не вмешивается в ситуацию на дороге. Как и для всех туристических автобусов баварской марки, для нового Neoplan Tourliner доступен полный набор ассистирующих систем, в том числе система автоматического торможения EBA, круиз-контроль ACC и система контроля давления в шинах TPM.
Силовая установка нового Neoplan Tourliner включает модернизированный дизель D2676 LOH мощностью 460 или 480 л. с. и 12-ступенчатую автоматизированную КП MAN TipMatic. Снижению расхода топлива способствует удлиненная главная передача (2,73) и улучшенная стратегия переключения. На российском рынке «Tурлайнер» второй генерации будет предлагаться с 440-сильным двигателем стандарта EEV и КП ZF AS-Tronic.
Отдельно стоит упомянуть удобство техобслуживания. Так, люки моторного и багажного отсеков оптимизированы по весу и кинематике. В трехосной модели накладка задней колесной арки делится на два сегмента, что упрощает, ускоряет и удешевляет их замену. По той же идее разделена на сегменты и передняя часть кузова. Угловые секции фронтальной маски откидываются вперед вместе с фарами, что позволяет быстро менять осветительные элементы. Сокращению простоев в плановом ТО способствует новый датчик техобслуживания, отслеживающий межсервисные пробеги и прогнозирующей износ компонентов.
В моторном отсеке нового Neoplan Tourliner модернизированный дизель D2676LOH мощностью 460 или 480 л. с.
Испытать поведение Neoplan Tourliner 2018 года предстояло на пути протяженностью более 300 км: из Варшавы в Стараховице и обратно. Погода в этот летний день оставляла желать лучшего. Неприятной особенностью маршрута стал сильный боковой ветер, его порывы то и дело ощущались на рулевом колесе, не позволяя терять бдительность. Избежать ошибки на узких участках второстепенных дорог помогала система LGS, ее тактильные сигналы вовремя напоминали об опасности схода с траектории.
Что можно сказать по преодоленному отрезку пути? У лайнера хорошая шумоизоляция и высокая плавность хода — никакого дискомфорта на разном дорожном покрытии. Улучшением ходовых качеств автобус обязан амортизаторам с электронной регулировкой MAN Comfort Drive Suspension (CDS), меняющим жесткость подвески в зависимости от нагрузки и скорости. Из выявленных недостатков стоит упомянуть замедленную работу штатной программы навигации. Поэтому находящийся в автобусе водитель-инструктор держал включенным дублирующий навигатор.
Понравилась работа распознающей рельеф местности системы EfficientCruise с функцией Efficient Roll. Электронная программа позволяет экономить топливо, включая нейтраль на равнинных участках, где не требуется дополнительная подача топлива.
На маршруте оказался очень плотный трафик, плюс пришлось постоять на железнодорожном переезде с включенным мотором. Несмотря на это, расход топлива оказался умеренным — около 27 л/100 км. В общем, в довесок к динамике и эстетичности автобус получает зачет по экономичности. Все это подтверждает хорошие перспективы нового Neoplan Tourliner в своем рыночном сегменте.
СТАРТ В НОВОМ ДИЗАЙНЕ
В преддверии салона Busworld 2017 MAN Truck and Bus представила туристический автобус MAN Lion’s Coach нового поколения. Презентация новинки состоялась на заводе компании в польском городе Стараховице, хотя выпускают туристические и междугородние автобусы MAN и Neoplan в Анкаре. Помимо усиленного каркаса глубоко модернизированный Lion’s Coach может похвастать стильным дизайном и новой силовой установкой. Новый «турист» выходит на рынок в трех вариантах длины: 12 101 мм, 13 361 мм и 13 901 мм в двух- или трехосном исполнении. К концу года появится и четвертая модификация: двухосник габаритной длиной 13 091 мм. По сравнению с 12-метровой версией, она получит шесть дополнительных мест, что оценят транспортные операторы: рентабельность лайнера станет выше. При уровне комфорта «три звезды» (без туалетной кабины) салон нового MAN Lion’s Coach рассчитан на 53, 57, 59 или 63 пассажира. Объем багажного отсека, в зависимости от модели, варьируется от 11,7 до 14,3 м3. В моторном отсеке размещена 12,4-литровая рядная «шестерка» D2676LOH (Евро-6) с отдачей 420, 460 или 500 л. с. В паре с дизелем может работать 6-ступенчатая механическая или автоматическая КП, а также 12-ступенчатая коробка передач MAN TipMatic.
В РИТМЕ ПРОИЗВОДСТВА
На заводе MAN в Стараховице ежегодно выпускается около 1500 автобусов. В основном это городские модели, а также шасси для кузовостроительных компаний. Однако гибкость производственного процесса позволяет организовать здесь и выпуск машин междугороднего и туристического классов. Производственный процесс организован следующим образом. Материалы, доставленные на завод, разгружаются в зоне приемки и получают собственный складской адрес, по которому их можно легко найти в любой момент. К слову, 99 % необходимых для производства деталей изготавливаются на собственном заводе MAN. Изготовление кузовов включает сварку, монтаж внешних элементов, антикоррозионную защиту методом катафореза и нанесение лакокрасочного покрытия по индивидуальному заказу. Из малярного цеха автобус переводится в монтажное отделение, где продолжается оснащение всем необходимым. Вначале монтируются основные трубопроводы. Затем наступает очередь монтажа климатической установки, систем отопления и охлаждения двигателя, элементов тормозной системы. В рамках следующих этапов прокладываются провода, необходимые для электроснабжения и управления внутренними приборами. После этого наступает черед монтажа агрегатов — осей, ведущего моста, коробки передач и двигателя. Одновременно с первым запуском двигателя проводятся начальные мероприятия по контролю рабочих параметров двигателя, включая полную диагностику силовой установки. По завершении диагностики, настройки схождения колес и геометрии подвески, диагностики тормозов, калибровки тахографа и всех остальных необходимых действий автобус покидает цех для проведения дорожных испытаний. По их результатам осуществляются необходимые корректировки, и автобус передается в современный центр обслуживания клиентов. После приемки со стороны транспортной компании автобус отправляется в место назначения.
- Высокая маневренность, низкие эксплуатационные расходы
Замедленная работа штатной системы навигации
Технические характеристики
Количество мест для сидения
59
Полная масса, кг
19 500
Объем багажного отсека, м3
14,3
Объем топливного бака, л
520
Двигатель
модель
D2676LOH
тип
дизельный, рядный, 6-цилиндровый, Евро-6
раб. объем см3
12 419
мощность, л. с. при мин-1
460 при 1800
крутящий момент, Нм при мин-1
2300 при 930–1350
Подвеска
передняя
независимая, пневматическая
задняя
зависимая, пневматическая
Тормоза
дисковые
Шины
295/80R22,5
Сервис
Заводская гарантия
1 год или 100 тыс. км на автобус, 2 года или 200 тыс. км на агрегаты
Межсервисный пробег
60 000 км
Конкуренты
Setra TopClass S517HDH, Scania Irizar i8
Источник: