Полвека назад появился опытный образец поисково-эвакуационной установки по своевременному обнаружению возвращаемых отсеков космических кораблей, открывший новый этап в отечественном автостроении
Бурное развитие пилотируемой космонавтики в СССР вызвало к жизни работы по своевремен-ному обнаружению возвращаемых отсеков космических кораблей, оказанию первой помощи членам экипажа, а также благополучной доставке космонавтов и спускаемых аппаратов (СА) на землю. Эти задачи возложили на поисково-спасательный комплекс (ПСК), образованный в начале 1960 г.
РОЖДЕНИЕ ВЕЗДЕХОДА
Однако самым слабым звеном ПСК стала низкая эффективность или бездействие поисковой авиации в сложных погодных условиях и естественного рельефа местности в районах приземления космонавтов. Это понимали руководители ВВС, в ведении которых находился ПСК, и генеральный конструктор космических систем Сергей Королев. Он-то и обратился к главному конструктору СКБ ЗиЛ Виталию Грачеву с предложением создать вездеход, способный в любую погоду обнаружить и эвакуировать космонавтов вместе со спускаемым аппаратом. В марте 1965 г. заводу поручили создать опытный образец поисково-эвакуационной установки (ПЭУ).
Для лучшей заметности на естественном фоне ПЭУ-1 окрашивалась в контрастные цвета
Уже в июне 1966 г. на ЗиЛе первую ПЭУ-1 показали делегации, в которой находились представители ВВС, космонавты Юрий Гагарин, Алексей Леонов и другие специалисты. В 1967 г. изготовили вторую машину, которая вместе с предшественником успешно выдержала все испытания. После доработки машина получила путевку в жизнь. Установочная партия из пяти единиц, изготовленных СКБ в 1968 г., поступила в поисково-спасательные подразделения ВВС. Принятая на снабжение в августе 1969-го ПЭУ-1 стала составным звеном космической службы СССР.
Компоновочная схема ПЭУ-1
И ПО ЗЕМЛЕ, И ПО ВОДЕ
От прочих вездеходов ПЭУ отличалась своей архитектурой. Герметичный корпус с сильно закругленной передней частью, опирающийся на 6 полутораметровых колес, увенчан откидным застекленным колпаком и грузоподъемным механизмом. Впервые в нашем автостроении несущую систему амфибии выполнили в виде сварной алюминиевой рамы, связанной резьбовыми соединениями с корпусом из стеклопластика. На раме монтировались двигатель, трансмиссия, подвеска, кран, ложе для размещения СА, рулевое управление, водоходный движитель и другое оборудование.
Корпус вездехода и ряд других деталей выполнили из стеклопластика
Равномерное расположение осей по базе (2500+2500 мм) позволило ПЭУ преодолевать канавы шириной более 2 м, обеспечивало монтаж специального оборудования и придавало автомобилю плавучесть. На машину установили V-образную «восьмерку» ЗиЛ-375Я мощностью 180 л. с. Ее размещение позади кабины позволило смонтировать радиотехническое оборудование в передней части, найти места для четырех членов экипажа и съемных носилок. На ПЭУ установили гидромеханическую 3-ступенчатую коробку передач и понижающий редуктор. Раздаточная коробка, управляемая с помощью дистанционного электромеханического привода, распределяла усилие двигателя к бортовым передачам, а также приводила в действие водоходный движитель и тросовую лебедку. 365-литровый топливный бак обеспечил запас хода до 560 км.
Амфибию снабдили алюминиевой несущей рамой, к которой крепились основные агрегаты
Для привода задних и средних бортовых передач служили карданные валы, кинематически связанные с раздаточной коробкой, а усилие к передним бортовым передачам подводили продольные карданные валы, соединенные с ведущими валами средних бортовых передач. Каждое колесо приводил угловой и колесный редукторы. Диапазон рабочих скоростей машины — от 0,7 до 69 км/ч. Управляемые передние и задние колеса оснащались независимой рычажно-торсионной подвеской, тогда как средние жестко крепились к раме. Для получения клиренса свыше 500 мм ПЭУ оснастили шинами наружным диаметром 1515 мм и шириной 400 мм, а давление воздуха в них изменялось от 0,25 до 2,5 атм.
Передние и задние управляемые колеса оборудовали независимой рычажно-торсионной подвеской
В носовом отсеке размещались экипаж, радиотехническая аппаратура и пульты управления. В кабине установили 4 одноместных сиденья для членов экипажа, за которыми находились блоки радионавигационного комплекса (РНК) и съемные носилки. Для посадки экипажа в машину служили два люка (на первых образцах — один) в крыше. При монтаже приборов, погрузке носилок и авиатранспортировке колпак снимался с заранее отсоединенными штепсельными разъемами. На воде ПЭУ передвигалась благодаря водометному движителю, размещенному в корме, а при его поломке — за счет вращения колес. Водомет обеспечил скорость на воде 6,3 км/ч с грузом и 7,5 км/ч без груза.
Крановую установку для погрузки-разгрузки СА сделали неповоротной в горизонтальной плоскости. Ферма стрелы с блоками стрелового и грузового полиспастов имела четырехгранную форму. Для подъема груза и стрелы соответственно служили механическая и электрическая лебедки. Грузили СА через проем заднего откидного борта, а крепили с помощью швартового кольца и растяжек. В зависимости от типа СА, использовались несколько опорных устройств, грузовых траверс, кантователей и бандажей. Кран неоднократно модернизировали. ПЭУ-1оборудовали всем необходимым для эвакуации членов экипажа приводнившегося спускаемого аппарата.
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ
Групповые полеты пилотируемых кораблей «Союз», их стыковка друг с другом и с орбитальной станцией «Салют» и значительно увеличившаяся продолжительность пребывания космонавтов на орбите заставили ужесточить требования к эвакуационным средствам при возвращении СА на Землю. В этих условиях кабина ПЭУ-1 не могла разместить медперсонал, оказывавший первую помощь космонавтам, трех членов экипажа космических кораблей и специалистов, готовивших СА к эвакуации.
На испытаниях модернизированная ПЭУ-1
В 1972 г. в СКБ спроектировали и построили модифицированный образец — ПЭУ-1М. На него вместо крана и опорных устройств установили просторную пассажирскую кабину (изолированную от остальной части корпуса), в которой в комфортных условиях могли находиться до 8 человек. Основание, крыша, люки, двери, внутренние панели и другие детали изготовили из стеклопластика и пенопласта, который заполнил пространство между наружными и внутренними стенками. Кабину снабдили двумя входами: задней дверью, откидной лестницей и передним люком-лазом. Салон имел 8 окон с раздвижными шторками.
Погрузка спускаемого аппарата в прибрежной полосе
Три одноместных сиденья, трое носилок, шкафы, столик с выдвижным ящиком и другое оснащение обеспечивали перевозку экипажа СА и успешную работу сопровождающих специалистов. Микроклимат поддерживали системы вентиляции, отопления и кондиционирования. Отопитель работал от 110-литрового топливного бака из стеклопластика, который увеличил запас хода до 700 км. С 1974 г. ПЭУ-1М стала поступать в ПСК.
Пассажирскую ПЭУ-1М построили в 1972 г.
Вывод на орбиту космических кораблей спецназначения привел к появлению в 1974 г. СА «Янтарь» измененной конструкции. Его габариты и форма не позволяли ПЭУ-1 выполнять погрузку. Чтобы решить проблему, в СКБ нарастили длину стрелы, а также изменили ложемент под новый груз. Эта модификация — ПЭУ-1Б стала принадлежностью ПСС с 1977 г. В 1979 г. СКБ ЗиЛ изготовило последнюю амфибию. За 14 лет выпустили 22 единицы, из них 13 — ПЭУ-1; 6 — ПЭУ-1М; 3 — ПЭУ-1Б.
ПЭУ-1Б стала поступать в части ПСС с 1977 г.
Для дальнейшего повышения проходимости ПЭУ решили использовать турбореактивный двигатель (ТРД). В 1981 г. СКБ изготовили экспериментальную амфибию ПЭУ-1Р. На штатную модель вместо крана и ложемента для СА смонтировали ТРД АИ-25ТЛ тягой 1720 кгс, 500-литровый топливный бак и пороховые кассеты, от которых из-за кратковременности их действия отказались.
ПЭУ-1Р, оснащенная турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ и дополнительными пороховыми ускорителями
На испытаниях ТРД помогал автомобилю преодолевать прибрежную линию водоемов и обеспечивал надежный выход из воды на любой берег. Правда, в болотистой местности расход керосина составлял 14 л/с, и запаса топлива хватало на 14 км пути. На воде скорость достигла 14 км/ч. При установке лыж машина могла двигаться по глубокому снегу. На зимних испытаниях ПЭУ-1Р двигалась быстрее, чем на колесах (44,3 км/ч). На укатанном снегу вездеход разгонялся до 70 км/ч.
Источник: