Для проезда грузовиков по столице вступили в силу новые ограничения. Расширен проект «Грузовой каркас», который, по планам мэрии, охватит всю столицу уже в этом году. Кроме того, стали действовать новые лимиты на проезд по экологическому классу. Как все это скажется на бизнесе и что будет при распространении проекта на всю страну?
ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД
Начнем с «весовых» ограничений. Расширяя их, столичные власти методично выполняют план по изгнанию грузовиков из города. С 6:00 до 24:00 транспортным средствам с максимальной массой более 12 тонн запрещено въезжать на МКАД, а автомобилям грузоподъемностью более 1 тонны — на ТТК.
Частью этой кампании, призванной сделать жизнь в городе комфортнее, стал проект «Грузовой каркас». В 2014 году он был запущен в Восточном округе (ВАО) Москвы в качестве эксперимента. Округ выбран не случайно — это самый «складской» район Москвы. Была составлена сетка из 86 улиц и магистралей, по которым грузовым машинам полной массой более 2,5 тонны было разрешено передвигаться беспрепятственно. А вот въезд на остальные улицы оказался запрещен: их украсили знаки «Движение запрещено», дополненные табличками с изображением грузовика и указанием полной массы — 2,5 т.
Заезжать на не входящие в «каркас» улицы, впрочем, можно — при условии, если удастся доказать необходимость. Например, если место погрузки или разгрузки расположено на «запретной» улице, а также если на ней находится база, к которой приписана машина, или дом самого водителя. В этих случаях, чтобы избежать штрафа, шофер должен будет предъявить автоинспектору маршрутный лист или паспорт в случае проезда до места жительства.
При этом съезжать с «каркаса» необходимо по самому короткому маршруту. Штраф за необоснованный проезд составляет 5 тыс. руб.
В конце прошлого года столичные власти объявили пилотный проект успешным. Выяснилось, что в ВАО снизился уровень шума на 10%, воздух стал чище на 30%, уменьшилось число ДТП с участием грузовиков на 61%. Кроме того, 53% опрошенных жителей округа одобрили внедрение «Грузового каркаса».
Другой эффект — спасение дорожного полотна, добавил от себя заместитель мэра по транспорту Максим Ликсутов. Только за прошлый год сотрудники Центра организации дорожного движения задержали около 11 тыс. грузовых автомобилей, вес которых при проверке оказался выше допустимых норм.
По словам чиновника, инициатива внедряется в столице в результате многочисленных обращений москвичей, которые просили защитить их от негативных последствий транзита грузовых автомобилей через спальные районы. Также проект учитывает аналогичный опыт Лондона и Нью-Йорка, сообщил Ликсутов.
ПРОБЛЕМЫ ВПЕРЕДИ
Признанный успешным проект с 1 декабря распространен на Северный и Северо-Восточный округа столицы, а через год охватит всю Москву. Об этом объявила замглавы департамента транспорта столицы Алина Бисембаева.
В Северном и Северо-Восточном округах грузовикам отдали 82 и 106 улиц соответственно — это примерно, как и в Восточном округе, по четверти от общего числа дорог. Также допускается съехать с «каркаса» в жилую зону, если нужно разгрузить товары (понадобится предъявить маршрутный лист) или к собственному дому (паспорт).
Список улиц опубликован на официальном сайте транспортного департамента. В некоторых случаях введение ограничений может удачно разделить транспортные потоки. К примеру, если на Ярославском шоссе в Москве транзитным грузовичкам нельзя будет заезжать на дублеры, это немного, но уменьшит пробки на них.
Итак, по данным чиновников, пилотный проект вполне удался, чтобы распространить «каркас» на всю Москву. Так ли уж безошибочно заработал проект?
Некоторые дальнобойщики отмечают, что «каркасных» нарушителей в ВАО ловят в основном во время специальных рейдов. В остальное время грузовики останавливают далеко не всегда.
Кроме того, обойти запреты можно, купив разрешение, неофициально рассказывают игроки рынка. Фирмы-посредники охотно предлагают услуги для получения такого документа, оформленного как выданный в департаменте транспорта. Так, на стандартную «ГАЗель» с двигателем класса Евро-3 разрешение обойдется в 16 тыс. руб. на полгода, на один год — 28 тыс. руб. Пропуск на пять дней стоит 5 тыс. руб.
ПИКАПЫ САМИ ВИНОВАТЫ
Впрочем, ряд участников рынка говорят о том, что необходимость составлять маршрутные листы проблемой не стала. О том, что работа существенно не усложнилась, заявили, например, в транспортно-экспедиционной компании ПЭК.
Логистику не пришлось сильно менять, так как запреты в основном касаются спальных районов, в которых загрузка или выгрузка машин происходит редко, рассказал директор управления по экспедиторской деятельности компании «Деловые линии» Михаил Петров.
Транспортники не понесли больших расходов в ходе пилотного проекта, подтверждает автоэксперт Алексей Тузов.
Впрочем, перспектива расширения проекта на весь город все-таки сулит сложности. Михаил Петров прогнозирует переход на использование малотоннажного коммерческого транспорта или, как вариант, переезд предприятий за пределы «Грузового каркаса».
Такое расширение будет оправданно, если распространение на весь город будет предполагать полную отмену пропусков, настаивает генеральный менеджер по транспорту AsstrA Associated Traffic AG. При масштабном распространении «каркаса» эта процедура создаст немало неудобств.
Между тем проблему пробок «каркас» не решил и в ходе пилотного проекта, указывает Алексей Тузов: он приводит данные о том, что загруженность дорог в ВАО сократилась только на 2%.
При этом «побочным эффектом» «Грузового каркаса» стали сложности для владельцев пикапов, которые по документам проходят как грузовики. Таким владельцам за проезд к собственному дому грозит штраф в 5 тыс. руб. С этой проблемой столкнулись жители Москвы, не имеющие никакого отношения к доставке грузов. Речь идет о моделях Dodge Ram, Ford Ranger, Mitsubishi L200, Nissan Navara, Chevrolet Avalanche и др.
Штрафы пока выписывают редко, так как движение грузовиков в округах контролируют вручную инспекторы ДПС, рассказали в столичном клубе владельцев пикапов. Однако в перспективе к контролю могут подключить систему фотофиксации — тогда владельцам «автомобилей-переростков» станет гораздо сложнее.
НИ ПРОЕХАТЬ, НИ ОБЪЕХАТЬ
Санкт-Петербург тоже попытался закрыть ворота для грузовиков, но пока менее успешно, чем Москва. «Грузовой каркас» в Северной столице запустили раньше — в 2012 году. Был составлен маршрут, по которому большегрузы могут ездить, не беспокоя горожан. На данный момент это 82 участка дорог, не считая Западного скоростного диаметра и Кольцевой автодороги. Петербургский «каркас» соединяет основные трассы с главными промзонами города и касается грузовиков полной массой более 8 тонн. Впрочем, водители фур жалуются на недостаточную проработанность и противоречивость схем объезда. Так, подъезды к Морскому порту представляют собой настоящие лабиринты.
В комитете по транспортно-транзитной политике города жаловались, что крупные промышленные предприятия, стройки, большие магазины есть абсолютно на всей территории города, поэтому маршруты для грузовиков составить сложно.
Как рассказал начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин, есть города, где подобные проекты реализуются успешно — это Вышний Волочек, Тверь, Воронеж. Но они, скорее, исключение из правил.
В перспективе ограничения для грузовиков могут быть распространены на всю страну. Если проект будет масштабно реализовываться в регионах, то особенные проблемы создаст в городах-спутниках, прогнозирует Воеводин. Дело в том, что регионы зачастую не имеют объездных дорог, а магистрали через города перегружены.
ДЫМ ОТЕЧЕСТВА
Другая серия ограничений для грузовиков вступила в силу в Москве 1 января — тоже с перспективой введения в других регионах.
Власти города внесли изменения в предыдущее постановление, действующее с 4 марта 2014 года. Теперь въезд в центр города, который ограничен Третьим транспортным кольцом (ТТК), разрешен только тем грузовикам, которые отвечают требованиям Евро-3. Для въезда на территорию от ТТК до МКАД необходимо иметь грузовик экологичностью не менее Евро-2.
Данный запрет городские власти переносили дважды: с 1 сентября 2015 года на 1 сентября 2016 года, а затем на 1 января 2017 года.
Между тем в Москве на сегодняшний день зарегистрировано 42% автомобилей с двигателем класса не выше Евро-3, в Подмосковье таких машин 49,5%, а во всей России — 63,6%.
Некоторые эксперты заявляют, что такого рода нововведения нарушают Конституцию РФ. В частности, нарушается статья 27-я о свободе передвижения и 19-я о равноправности перед законом. По сути, после введения закона получится так, что тот, у кого есть деньги на новые, экологически безопасные автомобили, смогут передвигаться по столице, а остальные — нет.
Объявлено и о том, что в Москве в перспективе запретят движение автомобилей, оснащенных двигателями класса ниже Евро-4. Предполагается, что это будет реализовано сначала в центре столицы. В таком случае более 400 тыс. москвичей не смогут свободно передвигаться по улицам столицы.
Генеральный директор «АвтоСпецЦентра Kia Каширка» Сергей Ворновский считает, что на работе автодилеров нововведение особо не отразится, так как все автомобили на складах отвечают заявленному экологическому стандарту Евро-4. Только автосалоны, занимающиеся реализацией подержанных машин, могут столкнуться с проблемами при продаже авто 2013 года и старше.
Что касается перевозчиков, то новые требования могут усугубить тенденцию ухода небольших компаний с рынка, прогнозирует Михаил Петров («Деловые линии»). В крупных компаниях парк регулярно обновляется.
Нововведения правильные, но в кризис преждевременные, считает Олег Гребенько из AsstrA Associated Traffic AG. Нужно стимулировать бизнес и автовладельцев на переход к более «чистым» машинам не только запретами, уверен Дмитрий Воеводин (DPD в России). «Пряниками» могут стать льготы по оплате парковок, создание удобной и качественной сети заправок для электромобилей, а также снижение или полное снятие дорожных и прочих налогов на автомобили с высоким экологическим классом.
ОЛЕГ ГРЕБЕНЬКО / Генеральный менеджер по транспорту Asstra Associates Teaffic AG (Asstra AG)
С проектом «Грузовой каркас» мы очень хорошо знакомы: наше транспортное предприятие ООО «Асстра Карго» находится в Северном округе, и оттуда грузы постоянно доставляются по всей Москве. Считаю, что проект имеет смысл, ведь он способствует улучшению дорожной обстановки. Расширение же на весь город будет оправданно при полной отмене пропусков. Это снимет неудобства транспортных компаний в их получении.
Что касается введения экологических норм в Москве, то это увеличило требования к грузовому парку: теперь необходима закупка новой техники. В существующих условиях это может сильно осложнить работу многих участников рынка, так как финансовое положение перевозчиков плохое. Будут наблюдаться дефицит транспортных средств и рост издержек на логистику. Сама по себе мера правильная, но преждевременная, учитывая существующую экономическую ситуацию.
МИХАИЛ ПЕТРОВ / Директор управления по экспедиторской деятельности компании «Деловые линии»
На данный момент вступившие в силу ограничения по проекту «Грузовой каркас» на маршруты движения сильно не повлияли, так как запреты в основном касаются спальных районов, в которых загрузка или выгрузка наших машин происходит редко. Если же вступят в силу ограничения на весь город, то клиенты будут вынуждены менять свою логистику: перейдут на использование малотоннажного коммерческого транспорта или, возможно, переедут за пределы «Грузового каркаса».
Ограничения же по экологическому классу на проезд грузовых машин в Москве могут повлиять на уход с рынка частных и мелких игроков. Ведь им необходимо обновить свой парк: закупить современные транспортные средства или переоборудовать старые, что влечет большие вложения в бизнес. На крупных транспортных компаниях это скажется в меньшей степени, так как их парк регулярно обновляется и соответствует экологическим нормам.
АЛЕКСЕЙ ТУЗОВ / Эксперт дорожной отрасли
Проблему с заторами при помощи «Грузового каркаса» устранить не получилось — загруженность дорог сократилась только на 2%, поэтому при распространении действия «Грузового каркаса» на всю Москву не следует ожидать существенного сокращения пробок. При этом в жилых районах уменьшится количество отработавших газов в воздухе, снизится уровень шума. Стоит также отметить, что вероятность того, что транспортные компании потерпят существенные финансовые убытки из-за полноценной реализации «Грузового каркаса», мала, так как при действии пилотного проекта они не понесли значительных расходов.
ДМИТРИЙ ВОЕВОДИН / Начальник отдела логистических операции DPD в России
Конечно же, все шаги по разгрузке города встречаются бурными аплодисментами, но они должны быть взвешенными и проработанными. Проект «Грузовой каркас» положительно повлиял на дорожную ситуацию в городе, но, увы, не стал решением транспортной проблемы.
Дело в том, что в Москве не так много мало- и среднетоннажных машин, и оптимизация их количества на дорогах не облегчает транспортную ситуацию и не сильно влияет на перевозчиков. Но как только данный проект будет масштабно реализовываться в регионах, мы получим негативный отклик от транспортников, и особенно это будет заметно в городах-спутниках. Дело в том, что регионы зачастую не имеют объездных дорог, а магистраль через город перегружена. Однако в настоящее время есть положительные примеры: Вышний Волочек, Тверь, Воронеж и прочие города, но они скорее исключение из правил.
Ограничение класса экологичности — это правильный шаг, учитывая все «за» и «против». Город перегружен автомобилями, а ему нужен чистый воздух. Здесь важно стимулировать бизнес и автовладельцев на переход к более «чистым» машинам, а этого можно добиться за счет предоставления льгот по оплате парковок, создания удобной и качественной сети заправок для электромобилей и, конечно же, снижения или полного снятия дорожных и прочих налогов на автомобили с высоким классом экологичности.
Источник: