Актуальные проблемы перевода автомобилей на газовое топливо обсуждались в рамках отраслевой конференции, состоявшейся в Москве в рамках выставки GasSuf
Ставшее традиционным событием на выставке GasSuf, крупнейшее отраслевое мероприятие в этом году собрало спикеров из всех заинтересованных российских ведомств (Минэнерго, МВД, муниципальных комитетов по пассажироперевозкам), представителей науки (НАМИ, МАДИ, НИИАТ), ведущих испытательных лабораторий, а также представителей бизнеса как в области поставок и производства газобаллонного оборудования (ГБО), так и установочных производств, а также пользователей газомоторного транспорта. Участникам и гостям, которые собрались из разных регионов России, были представлены планы развития отрасли глазами Минэнерго, ООО «Газпром газомоторное топливо» и Российского газового общества. Представители бизнеса, в свою очередь, озвучили свои проблемы и чаяния.
Отсек газового оборудования автобуса Икарус.
Исполнительный директор СПГО Мырат Кулиев рассказал о текущем состоянии газомоторной отрасли в России. На сегодняшний день в стране эксплуатируется около 50 млн грузовых, легковых автомобилей и автобусов. Но парк газомоторной техники составляет всего 1,5 млн транспортных средств, львиная доля из них (порядка 1,4 млн) приходится на автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ). На территории России функционирует около 6000 газозаправочных объектов. Из них 5500 пропан-бутановых и 390 метановых. При этом СНГ ежегодно продается 560 тыс. тонн, а компримированного природного газа (КПГ) — 535 млн м3.
По данным Минэнерго России, к 2020 году планируется увеличить объемы продаж КПГ до 1260 млн м3. Для этого парк газотопливных автомобилей на метане должен вырасти до 370 тыс. машин. Государство поддерживает газомоторную отрасль по нескольким направлениям: от всемерной пропаганды голубого топлива по разным каналам до целевого финансирования. Прежде всего, речь идет о субсидиях на покупку газотопливных автомобилей: Минпромторг выделяет на эти цели 3 млрд руб. в год.
Однако реальное положение дел в отрасли выглядит удручающе. В СПГО отмечают, что фактические темпы перевода транспорта на экологически чистое топливо значительно отстают от намеченных. Например, в третьем квартале 2017 года из 15 запланированных для ввода объектов газозаправочной инфраструктуры по факту введено лишь 5. Ниже плана показатели приобретения новых автомобилей по программам субсидирования (всего 210 авто против 1700 по плану) и реализации природного газа (70 млн м3 фактическое, 280 — плановое).
Среди прочего представитель СПГО особенно отметил, что процедура переоборудования автомобилей, находящихся в эксплуатации, слишком сложна. «Временные затраты на легализацию оборудования в настоящее время по факту превышают несколько месяцев, хотя по закону это должно занимать не более недели — так это все декларировалось», — сказал Мырат Кулиев. Для развития чистых видов транспорта необходимо облегчить волокиту при переоборудовании, предложил эксперт.
Начальник отдела технического надзора ГУОБДД МВД РФ Сергей Чипурин, чье выступление на конференции ждали с нетерпением, огорчил собравшихся, сообщив, что много проблемных вопросов так и остаются нерешенными на высоком уровне. «С точки зрения документации в отношении ГБО, пока, к сожалению, никаких изменений не предвидится», — сказал подполковник полиции. Напомним, набор документов, необходимый для переоборудования, служит камнем преткновения для автовладельцев еще с момента вступления в силу Технического регламента Таможенного союза.
Реагируя на озвученные участниками примеры, свидетельствующие о злоупотреблениях на местах, Сергей Чапурин предложил обращаться с проблемными вопросами оформления газобаллонного оборудования в органах ГИБДД напрямую к нему. Для обращения с описанием проблемы необходимо иметь письменный отказ либо иные доказательства затягивания рассмотрения. Подполковник полиции также напомнил, что стандартный срок рассмотрения обращения любого гражданина в государственные органы РФ составляет не более 30 календарных дней и отметил, что после принятия Административного регламента МВД по предоставлению услуги оформления переоборудования транспортного средства ситуация должна улучшиться. Регулятор также рассматривает возможность передачи этой функции в рамки портала Госуслуг.
В Москве состоялся ввод в эксплуатацию новой автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) «Газпрома» — самой крупной в России и Европе. Проектная производительность новой АГНКС составляет 29,8 млн м3 природного газа в год. На станции расположено 12 заправочных постов и колонка для наполнения передвижных автогазозаправщиков. Современное надежное оборудование, состоящее преимущественно из отечественных комплектующих, позволяет ежедневно обслуживать около 2000 единиц техники. Станция размещена в Северном административном округе Москвы на улице Левобережной рядом с эксплуатационной площадкой Зеленоградского автокомбината ГУП «Мосгортранс» (ранее — 11‑й автобусный парк), эксплуатирующего 155 автобусов на голубом топливе. За последние три года общий объем инвестиций «Газпрома» в газозаправочные комплексы превысил 10 млрд руб. Построены 43 современные станции в 24 регионах страны.
Источник: