К 2030 году по российским дорогам должны будут перемещаться 700 тысяч автомобилей, работающих на «голубом топливе», а количество газовых заправок увеличится в шесть раз. Для реализации этих целей предложен масштабный план действий.
Из года в год перевозчики сталкиваются с одной и той же проблемой: ростом стоимости топлива. Искать причину этого роста, а тем более как-то на него повлиять, все давно отчаялись, и потому занялись поиском более дешевых альтернатив. Самым эффективным оказалось решение о переходе на природный газ (метан) как наиболее экономичное и экологичное моторное топливо.
По оценкам экспертов, экономически выгодно иметь газовый транспорт тем компаниям, чьи автомобили проезжают не менее 200–250 км в день. Однако путь газа к «сердцам» транспортных средств осложняет многое. Развитие газомоторного транспорта (ГМТ) сдерживается недостаточным количеством заправок и сервисных центров, ограниченным производством газомоторных транспортных средств и нормативными ограничениями. Очевидно, что снятие этих проблем невозможно без активной государственной поддержки и стимулирования.
ГОСУДАРСТВО РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ
«Россия в последние годы демонстрирует определенную динамику в сфере применения газомоторного топлива. Возросли темпы строительства инфраструктуры для транспорта на ГМТ: темп прироста объектов газозаправочной инфраструктуры в 2017 году в России составил 12%», — заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в конце февраля на «круглом столе» на тему законодательного обеспечения расширения использования ГМТ. Сегодня по стране действует 380 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), отметил он. Если в 2000 году реализовано 82 млн м3, то по итогам 2018‑го — 624 млн м3. Также выросло количество техники, работающей на ГМТ, сегодня оно составляет более 150 тыс. единиц. Это против 68 тыс. в 2013 году, когда российским правительством был дан старт популяризации метана в качестве топлива.
В апреле 2018 года вопрос о газомоторном топливе был поднят на самом высоком уровне. Президентом РФ были даны поручения правительству по обеспечению разработки и внедрения мер для развития этого сегмента рынка. Во исполнение поручения Минэнерго разработало план действий на 2019–2024 годы. Речь о подпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива», которой профильное ведомство планирует дополнить госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики». По итогам реализации документа рынок сбыта голубого топлива на транспорте в России может увеличиться в пять раз — с 684 млн м3 в 2018‑м до 3,8 млрд м3. При этом количество АГНКС с текущих 419 должно вырасти до 1400.
Кстати, до 2030 года правительство ставит еще более амбициозные ориентиры: рост объема потребления газа на транспорте до 11 млрд кубов, количества заправок — до 2300. Парк транспортных средств на ГМТ должен в итоге вырасти с нынешних 150 тыс. до 700 тыс. единиц. Целевыми сегментами госпрограммы станут грузовой и городской пассажирский транспорт, совокупно потребляющие 40% моторного топлива.
Как рассказал Павел Завальный, подготовленная Минэнерго программа «газомоторного перевооружения» предусматривает конкретные меры господдержки. Из них он отметил компенсацию до 40% затрат компаниям, строящим газовые заправки. На стимулирование увеличения парка газомоторных автомобилей Минпромторг уже зарезервировал 67,5 млрд рублей. Особое внимание будет уделено развитию заправочной инфраструктуры, обновлению и увеличению парка газомоторных ТС, субсидированию крупных разработчиков и производителей автомобилей (таких как КАМАЗ, ГАЗ, Volgabus) на газе. Однако полностью реализовать программу можно будет только при условии ее согласования до конца нынешнего года.
БОЛЬШЕ ЗАПРАВОК, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
Необходимые меры для развития этого сегмента профильный комитет обсудил на «круглом столе» с Минэнерго и экспертами. Как заявила в ходе мероприятия замминистра энергетики Анастасии Бондаренко, для того чтобы спрос на газовый транспорт повысился, необходима широкая сеть АГНКС и сервисных служб. Она предложила разработать нормативные акты, позволяющие предоставлять землю под строительство таких объектов в упрощенном порядке.
Кроме того, помощь законодателей нужна для снятия барьеров под строительство инфраструктуры. Предлагается также давать субсидии на возмещение затрат при строительстве газозаправок и переоборудовании автотехники, включая общественный транспорт.
Комментируя тему барьеров для развития газозаправочной инфраструктуры, в Управлении по работе с органами власти и сопровождению зарубежных проектов ООО «Газпром газомоторное топливо» подтвердили, что существуют сложности, связанные с размещением объектов заправки природным газом, особенно в условиях плотной городской застройки. Они связаны с требованиями пожарной безопасности (соблюдением противопожарных расстояний до других объектов), а также с подбором подходящих земельных участков с учетом технических особенностей метановых заправок (как правило, требуется земельный участок площадью до 1 га).
Кроме решения этой проблемы, необходимо сократить сроки присоединения таких объектов к инженерным сетям и уменьшить размер арендной платы за земли, на которых возводятся объекты заправки природным газом, добавили в компании. Поскольку такие проблемы серьезно тормозят развитие газозаправочной инфраструктуры, на их решение Минэнерго России как раз планирует направить будущую подпрограмму, подчеркнули в ООО «Газпром газомоторное топливо».
Так, регионам необходимо будет обеспечить в приоритетном порядке землей планируемые к строительству метановые заправки, создать условия для увеличения потребления природного газа в качестве моторного топлива и количества газобаллонных автомобилей на своей территории, а также для развития необходимой сервисной инфраструктуры.
Новые инициативы по расширению газовой инфраструктуры для автомобилей по всей России и введение дополнительных поощрений для владельцев такой техники позволят сильно увеличить количество газомоторных автомобилей в России, поддержал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
Ситуацию с инфраструктурой можно изменить введением серьезных преференций и стимулирующих мер для строителей газовых заправок и для автотранспортных компаний, отметил в своем комментарии генеральный директор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. «Из очевидных и рабочих стимулов, помимо финансирования, можно выделить временные налоговые послабления, мораторий на платежи в рамках системы «Платон», — добавил он, — возможно введение каких-то требований в рамках государственных закупок для компаний, строящих газозаправочные станции и использующих автопарки на газовом топливе».
ГАЗОВЫЙ АПГРЕЙД
Сегодня основным фактором прироста транспортного парка на ГМТ является переоборудование автомобилей, а не приобретение новых, указала на «круглом столе» начальник управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве РФ Виктория Гимади. Это, по ее словам, делает необходимым упрощение связанных с этим процедур, которые сегодня зачастую сложны и непонятны для потенциальных потребителей. Заодно это поможет наладить более точный учет количества автотранспорта на ГМТ.
Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов, комментируя эту тему, указал, что при переоборудовании бензиновых автомобилей в газовые используют в основном пропан. Поэтому инфраструктура для заправки газовых баллонов пропаном в России намного больше, нежели метаном. «Однако при расширении инфраструктуры необходимо учитывать возможность заправки несколькими видами газа», — советует эксперт.
Новый автомобиль, работающий на ГМТ, будет на 25–30% дороже дизельного или бензинового аналога, привел данные Дмитрий Иевлев («Авто-ПЭК»). А переоборудование одной машины обойдется в 35–40 тыс. рублей, если речь идет о пропане, и от 133 тыс. рублей, если говорить о метане. «Главное, чтобы работы выполняла сертифицированная производителем организация, обладающая соответствующими разрешительными документами от государства», — подчеркнул эксперт.
В «Газпром газомоторное топливо», комментируя тему переоборудования как главного фактора прироста, заявили, что важны оба направления увеличения парка газобаллонных транспортных средств. И как за счет приобретения новой техники, так и благодаря реализации мероприятий по переводу эксплуатируемой техники не старше 5 лет для работы на природном газе. В компании напомнили, что закупка новой техники на природном газе в основном осуществляется в рамках мероприятий по субсидированию, реализуемых Минпромторгом России с 2014 года. За 5 лет реализации указанной меры поддержки выделено 19,7 млрд рублей из федерального бюджета, что позволило закупить около 14,8 тысяч единиц газобаллонного транспорта.
Кроме того, ООО «Газпром газомоторное топливо» активно реализует собственные маркетинговые программы стимулирования спроса на природный газ в качестве моторного топлива и увеличения российского парка газомоторного транспорта. Для этих целей сформирована партнерская сеть пунктов по переоборудованию и техническому обслуживанию транспортных средств. Так, в 2018 году переоборудовано 5248 ТС в рамках маркетинговых программ компании (для сравнения, в 2017 году было переоборудовано 2367 единиц техники).
Существующий порядок переоборудования автомобилей требует не упрощения, а скорее оптимизации в части сокращения временных и финансовых затрат владельцев автомобилей, принявших решение об их переоборудовании для работы на природном газе, заявили в компании. Такая работа уже проводится: в настоящее время Минпромторг России при активном участии бизнес-сообщества завершает формирование пакета изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Предполагается, что принятие таких изменений позволит устранить из процедуры переоборудования транспортных средств избыточные мероприятия. В частности, рассматривается вопрос о целесообразности предварительной технической экспертизы, проведение которой в настоящий момент занимает несколько дней и стоит, в зависимости от региона, от 2 до 7 тыс. рублей.
ПАРКОВКА МОЖЕТ СТАТЬ БЕСПЛАТНОЙ
По итогам «круглого стола» думский комитет по энергетике обобщил предложение в рекомендации, и самая громкая из них — дать монотопливным грузовым автомобилям право бесплатного проезда по платным дорогам. Конкретнее, для всех видов монотопливных газомоторных транспортных средств предписано освобождение от платы за проезд по платным автодорогам.
Другая идея — освободить монотопливные газовые автомобили от необходимости оплачивать платные парковки, по аналогии с автомобилями на электротяге. Принять или не принять эти рекомендации, будут решать уполномоченные федеральные министерства, в чьей компетенции находится реализация указанных рекомендаций.
«Новая «опция» предлагается только в отношении монотопливных транспортных средств, так что установка газомоторного оборудования на автомобили с бензиновым двигателем в этом плане сэкономить, к сожалению, не поможет», — рассуждает гендиректор «АвтоСпецЦентр KIA Столица» Дмитрий Константинов.
В «Газпром газомоторное топливо» надеются, что, поскольку такого транспорта в стране еще мало, реализация этих инициатив не столкнется с серьезными препятствиями. «А наоборот, будет стимулировать не только потребителей к переходу на газомоторное топливо, но и автопроизводителей к увеличению производства автотранспорта, работающего на природном газе», — добавили в компании, комментируя реалистичность реализации указанных предложений.
Встает вопрос: как в случае реализации вышеупомянутых инициатив можно контролировать текущий статус силовой установки транспортных средств для подтверждения льготы на бесплатный проезд по платным магистралям и бесплатную парковку? Это будет зависеть от наличия отметки в ПТС в части типа двигателя транспортного средства, отметили в компании. «Также в перспективе следует совместно с экспертами из Минпромторга России и ГИБДД разработать маркировку для распознавания газобаллонных транспортных средств считывающей аппаратурой», — добавили в ООО «Газпром газомоторное топливо».
В ПТС автомобилей указан тип двигателя, и ввод этих данных в информационные системы, например, ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» и других операторов, позволит предоставлять бесплатные парковочные места, добавил Эдуард Миронов из FM Logistic. Кроме того, отдельное указание о газовом двигателе в свидетельстве о регистрации транспортного средства может служить «пропуском» на передвижение по платным магистралям.
Как отметил Дмитрий Иевлев («Авто-ПЭК»), в России большинство транспортных средств с газовым оборудованием работают в смешанном цикле. «Вопрос контроля вида топлива во многом риторический, — добавил эксперт. — Если есть возможность использовать газ, то он будет использован в первую очередь, потому что он дешевле, в противном случае нет смысла покупать битопливный автомобиль только ради бесплатной парковки и проезда по платным трассам».
А ХВАТИТ ЛИ ГАЗА?
За последние 10 лет потребление газа в мире выросло на 20%. По экспертным оценкам, к 2040 году газ будет единственным ископаемым топливом, доля которого среди первичных энергоносителей вырастет, достигнув уровня 5,4 трлн м3. Наибольшее влияние на объемы потребления газа окажут энергетика и транспорт.
Достаточно ли будет газа на все машины, если планы будут реализованы? По состоянию на октябрь 2018 года, суммарная проектная мощность действующих в России заводов по сжижению природного газа СПГ составляет 21 млн тонн в год. Но вскоре она существенно возрастет. В нынешнем году после ввода в строй новых технологических линий на заводе «Ямал СПГ» производственные мощности составят около 29 млн тонн в год.
Для увеличения показателей правительством недавно был утвержден комплексный план развития производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, а также предусмотрены меры поддержки реализации проекта по производству СПГ на полуострове Гыдан, где расположены месторождения газа, которые планируется подключить к заводу на Ямале до 2025 года. За счет этого, а также с учетом реализации проекта «Арктик СПГ-1» планируется расширение мощности завода до 37 млн тонн в год.
По словам министра энергетики Александра Новака, в будущем Россия планирует обеспечить до 40% мирового спроса на СПГ. Для этого предлагается нарастить объем производства сжиженного газа до 41,2 млн тонн к 2025 году за счет реализации четырнадцати проектов. Впоследствии предполагается повысить общую производительность еще на 49 млн тонн сжиженного газа. В целом же до 2035 года в России будет создано пять заводов по производству СПГ, после чего ежегодное производство энергоресурса в стране увеличится до 120 млн тонн.
К слову, о перспективах применении сжиженного природного газа (СПГ, или LNG — Liquefied Natural Gas) в автомобилях. Пока процент таких машин у нас в стране близок к нулю, однако в свете того, что и в России начали строить КриоАЗС на маршруте Европа — Китай, тема магистральных грузовиков на СПГ начинает обретать смысл.
КТО ЕЗДИТ НА ГАЗЕ?
Львиную долю владельцев ТС, имеющих возможность заправлять свои автомобили газом, составляют частники. Об этом свидетельствуют данные Минэнерго и МВД. Причем они занимают все сегменты рынка. Прежде всего, это, естественно, легковой транспорт: физлица, по данным правительства, владеют 94,3% «легковушек» на метане. Кроме того, в их собственности 73,7% работающих на газе грузовиков и половина автобусов.
Второе место по владению автомобилями на метане уверенно занимают частные компании. Однако у них обратная картина. Лидируют владельцы автобусов (37,8% в этом сегменте), за ними следуют грузовики (22,6%), и совсем малую долю занимают легковые автомобили (3,9%).
Третье место забрали себе госкомпании. В их собственности автобусы на газе (10,4% в этом сегменте), грузовики (2,7%) и легковые автомобили (0,8%).
Последними на пьедестале оказались индивидуальные предприниматели и фермеры. Их парк «газовых» автобусов составляет 1,8%, а легковых и грузовых автомобилей — всего по 1%.
Однако реальные цифры могут несколько отличаться, и установить их на данный момент практически невозможно. Дело в том, что многие владельцы переоборудованных на газ автомобилей до сих пор не зарегистрировали изменения конструкции ТС в ГИБДД. Кому-то лень проходить нудную процедуру, другим жалко денег за постановку на учет, у кого-то другие причины. И хотя в прошлом году правила регистрации газобаллонного оборудования несколько упростились, некоторым автовладельцам проще отделаться незначительным штрафом, чем соблюдать законодательство. Результатом наличия таких «серых» авто является искажение статистических данных.
Управление по работе с органами власти и сопровождению зарубежных проектов ООО «Газпром газомоторное топливо»
Планы правительства, касающиеся развития транспорта на ГМТ, могут быть реалистичными в случае комплексного подхода к решению задачи по развитию рынка газомоторного топлива в России. Для этого необходимо объединить усилия на федеральном и на региональном уровне.
Мы, инвесторы в развитие метановых заправок, готовы увеличить темпы строительства, но при условии, что региональные власти будут активнее способствовать приоритетному выделению земельных участков в достаточном количестве. А также обеспечивать прирост автопарка, работающего на природном газе, для экономически эффективной загрузки действующих и строящихся газовых заправок. И, конечно, проводить работу вместе с инвесторами по популяризации метана в качестве моторного топлива.
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic
В настоящий момент перейти на автомобили, которые полностью работают на метане (без дизельной «запаски»), крайне проблематично по причине низкого распространения заправочных станций с метаном.
На этом фоне новые инициативы по расширению газовой инфраструктуры для автомобилей по всей России и введение дополнительных поощрений для владельцев такой техники позволят сильно увеличить количество газомоторных автомобилей в России.
Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании «Авто-ПЭК»
Ситуацию с инфраструктурой можно изменить введением серьезных преференций и стимулирующих мер для строителей газовых заправок и для автотранспортных компаний. Из очевидных и рабочих стимулов, помимо финансирования, можно выделить временные налоговые послабления, мораторий на платежи в рамках системы «Платон», возможно, введение каких-то требований в рамках государственных закупок для компаний, строящих газозаправочные станции и использующих автопарки на газовом топливе.
Источник: