Сегмент грузового и коммерческого транспорта в кризис особенно уязвим. Как обещают в Минпромторге, госпрограммы поддержки в этом году смогут обеспечить 60 % продаж грузовых автомобилей и коммерческой техники
По данным аналитического агентства «Автостат», рынок малотоннажных грузовиков в прошлом году сократился на 34 %, продажи тяжелых грузовиков упали на 42 %, автобусов — на 19 %. Однако без господдержки динамика была бы значительно хуже. Например, рынок тяжелых грузовиков обвалился бы на 60–80 %, если бы помощь не была оказана, считают эксперты. Что касается малотоннажных грузовиков, то падение бы составило от 50 %. Главным стимулом рынка наряду с программой обновления парка остается льготный лизинг.
МЕХАНИЗМ ПОМОЩИ
В чем суть поддержки? Покупая в лизинг коммерческий автотранспорт, клиент может получить скидку до 10 % от цены автомобиля при оплате авансового платежа. Однако сумма дисконта не должна превышать 500 тыс. руб. за единицу техники. При этом клиентами могут быть как юридические и физические лица, так и ИП.
Программа была запущена Минпромторгом в мае 2015 года, и ее условия то и дело меняются. Так, до сентября прошлого года субсидировались лизинговые сделки не только по коммерческому, грузовому транспорту и спецтехнике, но и по легковому транспорту. Однако позже было решено, что программа не действует при сделках по легковому транспорту.
В этом году программа была продлена, при этом легковые машины в программу льготного лизинга опять не вошли.
После продления в программе произошли некоторые изменения. Теперь к участию допускается транспорт, произведенный не только в этом году, но и в предыдущем. Внесенное изменение позволит компенсировать скидки, предоставленные лизинговыми компаниями в начале года.
Изменения также коснулись условий участия лизинговых компаний. В прошлом году каждый претендент должен был заключить за предыдущий год не менее 100 договоров лизинга колесных транспортных средств. По новым условиям на заключение такого же числа договоров дается уже два года — то есть 2014 и 2015 гг.
К тому же у лизинговых компаний появилась возможность войти в программу, если их уставный капитал превышает 500 млн руб. Это позволит войти в программу небольшим региональным компаниям и новым игрокам, будет способствовать конкуренции среди участников программы, считает директор департамента Carcade Юлия Тарасова.
Еще одно нововведение: исчезло требование о том, что лизинговые компании должны владеть машинами не менее года после заключения новых договоров.
ПОДДЕРЖКА СРАБОТАЛА
Программа Минпромторга сохраняла популярность и в прошлом, и в нынешнем году с учетом роста цен на новую технику: по данным «Автостат», в 2015 году в РФ они в среднем увеличились на 20 %, в 2016 году подорожание составит еще 20–25 %. Характерно, что госпомощь способствовала переориентации спроса: по данным «Первой лизинговой компании», многие клиенты вместо европейских моделей приобрели автотранспорт российского производства. В итоге около 75 % лизинговых договоров на коммерческий автотранспорт российского производства в России было заключено по программе лизинга.
Если комбинировать государственный и негосударственный лизинг, то размер «скидки» может быть и больше. Участие в специальных программах утилизации и трейд-ин может увеличить ее (в зависимости от модели и комплектации) до 800–900 тыс. руб. «Конечно, это значительно более доступно, чем покупка техники у европейских производителей. И результативность таких госпрограмм, безусловно, высока»,— подчеркивает гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
Спецпрограмму совместно с лизинговыми компаниями запустили, например, на «КАМАЗе». Выгода для покупателя достигается за счет субсидирования производителем части ставки удорожания. Согласно условиям программы, минимальная ставка удорожания — ниже нуля и составляет минус 0,95 %.
В последнее время появляются и новые форматы лизинга автомобилей. В нынешнем году «Сбербанк Лизинг» предложил водителям системы Uber экспресс-схему покупки машины в лизинг — по упрощенной схеме и в сжатые сроки. Достаточно быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и иметь не менее 500 поездок в системе Uber. Минимальный авансовый платеж составляет 10 %, а максимальный срок лизинга — три года с возможностью выкупа машины через год.
«Потенциал рынка очень большой: в работе с клиентами у лизинговой компании, в отличие от банков, ниже риски, что позволяет даже в условиях кризиса развивать и наращивать портфель, — считает генеральный директор компании «Независимость-Финсервис» Наталья Жильцова. — Лизинг еще недостаточно оценен потребителями, что дает ему большие перспективы для роста».
Источник: