Один из моих коллег поинтересовался: «Что, и нынешний “Дакар” прошел без сюрпризов?» И, представьте себе, я не нашелся, что ответить. Говорить о том, что «Дакар» – это по-прежнему трудно? Или о том, что каким бы записным фаворитом ты не был, итог гонки подведет лишь финишный протокол? Но, исходя из результатов «Дакара» нынешнего, любой оппонент мне возразит: весь подиум вновь оккупировали экипажи «Синей Армады»
Маршрут протяженностью более 8000 километров по дорогам, а в основном по бездорожью, Аргентины, Чили и Боливии в соперничестве с 60-ю экипажами грузового зачета. Предвижу еще одно замечание виртуального оппонента: равных нам здесь нет… И в чем-то он будет прав. Команда «КАМАЗ-мастер», безусловно, сильна. Сильна и в техническом плане, и в профессионализме экипажей, и, как бы пафосно это ни звучало, в плане волевых качеств. Но и соперники команды из Набережных Челнов выходят на старт отнюдь не для того, чтобы глотать пыль от чужих грузовиков. К примеру, Жерар де Рой. Вот уж боец, так боец. К «Дакару — 2015» Iveco подготовила капотник Torpedo, уделив много внимания его ремонтопригодности за достаточно короткое время технического обслуживания на бивуаках. А товарищ де Роя по команде, двукратный призер и победитель «Дакара» 2007 года Ханс Стейси? Стейси, который всегда борется до последней возможности… Еще один член голландской команды, Пэп Вилла, выступал на грузовике Trakker. А как вам команда Eurol Veka MAN, в составе которой на этом «Дакаре» стартовал опытный чех Алеш Лопрайс, Tatra которого из-за технического несоответствия не была допущена к гонке? Да и два других экипажа команды возглавляли опытнейшие Питер Верслуис и Марсель Ван Влит (призер «Дакара» 2010 года). Неплохие шансы были и у экипажа Мартина Коломны, выступавшего в составе чешской Tatra Buggyra Racing — у этой команды большой опыт в подготовке двигателей для кольцевых гонок грузовиков. Перечислять реальных конкурентов наших экипажей можно и дальше. Добавьте к этому непредсказуемость, характерную для любого спортивного соревнования (а уж для «Дакара» тем более!), и путешествие из Буэнос-Айреса в Буэнос-Айрес уже не покажется гарантированным кругом почета. Был и еще один важный момент. По новому техническому регламенту объем двигателей грузовиков сокращен до 16,5 литра. Поэтому на все «боевые» машины команды «КАМАЗ-мастер» были установлены новые моторы Liebherr, времени на тестирование которых в условиях, приближенных к боевым, практически не было.
Айрат Мардеев: «Я надеюсь, отец сейчас видит этот счастливый момент». Отец Айрата, легендарный Ильгизар Мардеев трагически погиб в прошлом году, и его памяти команда посвятила эту победу
Что касается персоналий, то состав четырех экипажей команды «КАМАЗ-мастер» был следующим: Андрей Каргинов, Андрей Мокеев и Игорь Леонов, Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Руслан Ахмадеев, Айрат Мардеев, Айдар Беляев и Дмитрий Свистунов, Дмитрий Сотников, Игорь Девяткин и Андрей Аферин. Что же касается непредсказуемости гонки, то на первом же спецучастке в один из поворотов, не отмеченных в дорожной книге, не попадает Эдуард Николаев. После жесткого удара в земляную насыпь автомобиль остается на ходу, но теперь вся надежда на мастерство (а в этом сомнений нет) механиков на бивуаке. А ведь «Дакар» еще только стартовал! Механики действительно были на высоте, и второй этап гонки выигрывает Эдуард Николаев. Но в генеральной классификации пока лидирует Ханс Стейси. Правда, всего в 20 секундах от экипажа Iveco Эдуард Николаев, да и Мартин Коломны с Айратом Мардеевым уступают Стейси всего минуту. И вообще, в двух минутах от лидера семь экипажей! И уже на следующем спецучастке открывает счет победам на СУ нынешнего «Дакара» Айрат Мардеев. Теперь его экипаж возглавляет таблицу грузового зачета. Далее — Лопрайс, Каргинов, Николаев… А на следующем спецучастке поломка на грузовике де Роя.
Призер «Дакара — 2015» Андрей Каргинов. Несмотря на все неурядицы, Андрей присутствия духа никогда не терял
Взглянув на таблицу грузового зачета после четырех этапов, тот самый виртуальный оппонент наверняка оживится. Еще бы, «табель о рангах» выглядит достаточно привычно: Мардеев, Николаев, Каргинов. И только потом Лопрайс и Стейси. Шестой — Сотников. Но это «Дакар», гонка, где ничего нельзя прогнозировать. И на следующем спецучастке терпит неудачу экипаж Андрея Каргинова, грузовик которого опрокидывается в скоростном повороте. Автомобиль встает на колеса, и экипаж имеет возможность продолжить движение (и даже сохранить третье место в классификации на этапе). А после шестого этапа таблицу грузового зачета гонки возглавляют четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер»!
Кстати, на пятое место выходит экипаж Сергея Вязовича из белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто». Но теперь многое зависит от мастерства механиков, и ценой бессонной ночи, после 14 часов работы, они возвращают грузовик в гонку. Опять же, если верить только таблице результатов, то у нашей команды все идет гладко. На самом деле трудностей хватает. В том числе технических. Ломается турбокомпрессор на автомобиле Эдуарда Николаева, и его замена занимает у экипажа больше часа… Экипаж Айрата Мардеева финиширует на спецучастке с неисправным гидроуситилем руля… И это лишь то, что касается техники. А еще трудные пески, сложная навигация, пробитые камнями и острыми как бритва колючками колеса… Редеет и караван участников: после восьмого этапа на бивуаке 45 грузовиков.
Девятый этап марафона… Его выигрывает экипаж Айрата Мардеева, но на финиш грузовик под стартовым номером 507 приезжает на двух пробитых колесах. Пришлось менять колесо и Андрею Каргинову. А соперники продолжают атаковать: на четвертое место в грузовой классификации выходит Алеш Лопрайс.
Десятый этап… Гонка перемещается в предгорья Анд, и в условиях высокогорья на автомобиле Андрея Каргинова перегревается двигатель, что позволяет Лопрайсу сократить отрыв и от Андрея. Двенадцатый день «Дакара»… Спецучасток по быстрым дорогам, напоминающим трассы классического ралли. А столбик термометра поднялся выше 40 °C. Повышается и градус гонки: и Лопрайс, и Стейси все еще не теряют надежды на подиум — от Каргинова Лопрайс отстает на полчаса, а Стейси проигрывает Андрею менее 50 минут. Времена, которые легко нейтрализуются в результате поломки или аварии. Но… Есть весьма банальная поговорка о том, что везет сильнейшим. На сей раз так оно и было. Победу в марафоне «Дакар — 2015» одерживает экипаж Айрата Мардеева, на второй позиции трио Эдурда Николаева и на третьем — экипаж Андрея Каргинова. Дмитрий Сотников сотоварищи — на пятом месте. И оппонентам опять нечего возразить…
Эдуард Николаев. На «Дакаре» все равны — и пилоты, и механики
Ханс Стейси лишь шестой, с отставанием от лидера в два с половиной часа
Алеш Лопрайс сражался до последнего спецучастка, но все места на подиуме остались за экипажами «КАМАЗ-мастер»
Источник: