Четыре года назад мне уже доводилось бывать на заводе SEVEL, что в итальянском городке Атесса. Напомню читателям: это СП с равной долей участия концерна Fiat (ныне Fiat Chrysler Automobiles) и Группы PSA (Peugeot, Citroen) производит LCV под брендами Fiat, Citroen и Peugeot. В то посещение было не самое лучшее время для завода. Зато сейчас предприятие бьет рекорд за рекордом
Поскольку приглашение посетить завод поступило от Fiat Professional, то по большей части мы будем касаться именно этого бренда с его моделью Ducato, тому есть и более веские причины, о которых чуть ниже.
Завод SEVEL, где, собственно, и изготавливается Fiat Ducato, в прошлом году практически вышел на проектную мощность, выпустив чуть более 290 тыс. LCV под брендами Fiat, Citroen и Peugeot.
На сварке кузовов заняты роботы известной фирмы Comau
Как уже было отмечено, завод SEVEL (Societa Europea Veicoli Leggeri) представляет собой совместное предприятие с равной долей участия концерна Fiat Chrysler Automobiles и Группы PSA. Соглашение было подписано в 1978 году. Первая продукция из ворот завода вышла в 1981 году. Это были цельнометаллические фургоны и шасси проекта Х2/12 (Fiat Ducato, Citroen C25, Peugeot J5).
Современный завод, расположенный в Атессе (провинция Абруцци, центральная Италия), имеет внушительные размеры. Его общая площадь составляет более 1,2 млн м2. В состав завода входят сварочное производство кузовов, окрасочный цех, сборочный цех, цех сдачи готовой продукции и, конечно же, вся сопутствующая инфраструктура.
В 2016-м завод SEVEL выпустил рекордное за всю историю своего существования количество легких коммерческих машин разного назначения — 290 309 ед. На 2017 год запланирован выпуск 291 000 ед.
Из достижений завода также стоит отметить выпуск 5-миллионного автомобиля в марте 2015 г. и начало выпуска машин с двигателями Евро-6 в том же году.
На сегодня производственная программа SEVEL делится между партнерами Fiat и PSA в соотношении 58:42. Причем гамма выпускаемых модификаций под брендом Fiat является самой разносторонней.
Кузов LCV может быть окрашен в один из 209 цветов
Из всего объема выпускаемых Fiat Ducato (проект Х2/90 — старт дан в 2014 г.) на долю цельнометаллических фургонов приходится порядка 30 %. Остальное — это шасси с бортовой платформой, шаcси под микроавтобусы, разного рода надстройки и кемперы. Это, пожалуй, главное отличие производственной программы Fiat от его соплеменников, где главными действующими лицами являются цельнометаллические фургоны — до 75 %. Есть и объяснение такому положению вещей: у Fiat Professional достаточно сильные позиции среди производителей кемперов и разного рода надстроек.
Сейчас возможности завода позволяют выпускать около 17,5 тыс. всевозможных комбинаций LCV из 262 вариантов кузовов, 67 двигателей, 18 КП и 332 позиций по допоборудованию. Одних только цельнометаллических фургонов по объему грузового отделения аж 8 исполнений (от 8 до 17 м3).
87 % всей продукции завода отправляется на экспорт. Самый крупный рынок сбыта — Германия (23 %), далее идут Франция (15 %), Италия (13 %) и Великобритания (10 %). Fiat Professional на европейском рынке имеет долю в 22,2 %, оставляя позади таких именитых производителей, как MercedesBenz, Ford и Renault.
Первым производством, с которым нам удалось познакомиться, стал цех сварки кузовов. До 70 % всех сварочных операций автоматизированы. В основном используются роботы (порядка 700) известной во всем мире фирмы Comau. Длина сварочной линии 8 км. Но это если ее вытянуть в линию. На самом деле это витиеватый путь, который располагается на двух уровнях. Кто-то даже подсчитал, что всего при сварке кузова фургона необходимо сделать около 3 млн точек.
Наибольший интерес вызвал комплекс катафорезного грунтования и окраски. Это достаточно новое производство, которое было запущено в 2005 году. Как раз перед тем, как поставить на конвейер машины проекта Х2/50 (2006–2014 гг.). В силу их больших габаритов и пришлось организовать новое окрасочное производство.
Автоматизированная «свадьба» — за 48 секунд
Возможности окрасочного комплекса позволяют окрашивать кузова в один из 209 цветов. На самом же деле до 70 % всех машин выходят из окрасочного производства белыми — для удобства нанесения рекламы.
Сборочный конвейер поражает обилием одновременно собираемых автомобилей и четкостью поступающих комплектующих на сборку. Центром всей системы является автоматическая «свадьба», время цикла которой занимает всего 48 секунд. Кстати, это один из лучших показателей для автомобилей со схожими размерами и массой.
SEVEL обеспечивают свыше 500 поставщиков со всех концов Европы, 10 из которых являются аффилированными с Fiat фирмами. При этом на их долю приходится до 56 % всего объема поставок. 55 % всех компонентов имеют итальянские корни. Ежедневно на завод поставляется 7665 наименований комплектующих.
На сборку одного цельнометаллического фургона затрачивается порядка 16 часов. На данный момент в течение дня конвейер покидает до 1160 автомобилей — также рекордный показатель.
Несколько слов о контроле качества продукции. Каждый час, к примеру, только после сварки, выдергивается по одному кузову, который направляется на специальный 3D-измерительный комплекс. Только до покраски выборочному контролю подвергается до 14 тыс. позиций. Не говоря уже о том, с каким трепетом рабочие проверяют качество лакокрасочного покрытия. Каждую машину контролеры буквально обласкивают своими руками.
Линия финальной сборки, после чего автомобили отправляются на стоянку готовой продукции
На заводе принят еженедельный график приема заказов. Каждый автомобиль, покидающий ворота завода, уже имеет конкретного заказчика. Несмотря на то, что на потоке стоят три марки, производственный процесс выстроен таким образом, что удовлетворяются заказы всех дилеров в равной степени — без ущерба интересов каждой из марок.
Как уже было отмечено, завод работает практически на максимуме. Проектом заложена производственная программа на уровне 280–300 тыс. Выпускается 290. Рабочих смен три: две дневных и одна ночная. Основу рабочего коллектива составляют итальянцы. Средний возраст — 46 лет. Всего на производстве занято более 6300 человек. 79 % коллектива — мужчины.
Вот таким образом Fiat Ducato создается в Италии, а затем поступает к нам, в Россию. Кстати, несколько слов о Fiat Professional на российском рынке.
Благоприятная конъюнктура, складывающаяся на российском рынке LCV, позволила бренду Fiat Professional существенно нарастить объемы продаж своей модели Ducato. По итогам 9 месяцев этого года прирост составил 32 %.
В России коммерческий дивизион Fiat Professional представлен конгломератом Fiat Chrysler Automobiles, куда он входит с недавних пор. В сентябре в салонах официальных дилеров линейка фургонов дополнена модификацией с полной массой 2495 кг. Потребитель может выбрать фургон объемом от 8 до 13 м3 с короткой, средней и длинной базой, с разными вариантами крыши. Наиболее привлекательной будет версия со средней базой и низкой крышей (MWB H1 2,5t). Имея высоту 2,25 м, автомобиль свободно заедет в подземный паркинг и зоны разгрузки, а объем грузового отсека 10 м3 позволит вместить достаточное количество груза.
Новинка российского рынка — Fiat Ducato полной массой до 2500 кг
На все автомобили Fiat Professional действует специальное предложение при покупке автомобилей в лизинг. При использовании этого финансового инструмента клиент получает выгоду до 165 000 руб. Для клиентов, которые планируют обновление парка, действует субсидированная программа «Трейд-Ин», когда клиент получает скидку 110 000 руб. при покупке нового Ducato или Fullback взамен старого транспортного средства.
Для клиентов, приобретающих авто как физическое лицо, запущена субсидированная программа кредитования Fiat Professional, где эффективная ставка по кредиту составляет 6,67 % (лучшая в классе) при 30 %-ном первоначальном взносе сроком на 3 года.
Ко всему прочему каждый клиент при покупке автомобиля Fiat Professional получает премиальную программу помощи на дорогах Fiat Topassistance, которая не ограничена во времени при прохождении регулярного ТО у официальных дилеров.
В следующем году на российском рынке будет представлен Ducato в версии Евро-5+ с двигателем мощностью 130 л. с., а также полноприводная версия от партнера Dangel.
Источник: