Американо-китайская торговая война в последние дни обострилась, и обе страны объявили о новых тарифах на товары друг друга.
Президент США Дональд Трамп неоднократно заявлял, что Китай должен платить эти налоги, хотя его экономический советник Ларри Кудлоу в воскресенье сделал заявление, что американские компании платят пошлины на любые товары, ввозимые из Китая. Так не прав ли Трамп, когда говорит, что торговая война полезна для США и приносит миллиарды долларов для казначейства США?
И кто больше всего проиграет по мере обострения конфликта?
Кто действительно платит американские пошлины?
Американские импортеры, а не китайские фирмы, платят пошлины в виде налогов правительству США, подтверждает Кристоф Бонди, юрист Cooley LLP.
Г-н Бонди, который был старшим советником канадского правительства в ходе переговоров о соглашении о свободной торговле между Канадой и ЕС, говорит, что вполне вероятно, что эти дополнительные расходы затем просто переносятся на потребителей США в виде более высоких цен.
«Они [пошлины] оказывают сильное разрушительное воздействие на цепочки поставок», — сказал он.
Какое влияние оказало на Китай?
Китай остается главным торговым партнером Америки, экспорт вырос на 7% в прошлом году. Тем не менее, торговые потоки в США снизились на 9% в первом квартале 2019 года, предполагая, что торговая война начинает кусаться.
Несмотря на это, доктор Мередит Кроули, эксперт по торговле из Университета Кембриджа, говорит, что нет никаких доказательств того, что китайские фирмы снизили свои цены, стремясь удержать американские фирмы в роли покупателей.
«Некоторые экспортеры товаров с высокой степенью взаимозаменяемости только что выпали из рынка, поскольку американские фирмы начали импортировать из других стран. Их маржа слишком мала, и тарифы явно наносят им ущерб.
«Я подозреваю, что те, кто продает товары с высокой степенью дифференциации, не снизили свои цены, возможно, потому, что американские импортеры слишком сильно на них полагаются».
Какое влияние это оказало на США?
Согласно двум академическим исследованиям, опубликованным в марте, американские компании и потребители оплатили почти всю стоимость торговых тарифов США, наложенных на импорт из Китая и других стран в прошлом году.
Экономисты из Федерального резервного банка Нью-Йорка, Принстонского университета и Колумбийского университета подсчитали, что пошлины, налагаемые на широкий спектр импорта, от стали до стиральных машин, обходятся американским фирмам и потребителям в 3 миллиарда долларов США (2,3 миллиарда фунтов стерлингов) в месяц в виде дополнительных налоговых расходов.
Они также определили дополнительные 1,4 млрд. долларов США убытков, связанных с понижением спроса.
Во втором документе, написанном Пинелопи Голдберг, главным экономистом Всемирного банка, также есть данные, что потребители и американские компании оплачивают большую часть расходов по тарифам.
Согласно анализу, после учета ответных мер со стороны других стран, крупнейшими жертвами торговых войн Трампа стали фермеры и рабочие в тех районах, которые поддерживали Трампа на выборах 2016 года.
Разве американские фирмы не могут просто покупать свои товары из других стран?
Г-н Трамп сказал американским компаниям, что импорт из Китая следует искать в другом месте — возможно, во Вьетнаме — или лучше покупать их товары у американских производителей.
Но мистер Бонди говорит, что это не так просто.
«Требуется много времени, чтобы переориентировать производственные и производственно-сбытовые цепочки, и все это обходится дорого.
«Возьмите тарифы на сталь, введенные США в прошлом году — не похоже на то, что в США строятся сотни новых заводов».
Китай является мощным производственным центром, который затмевает своих ближайших конкурентов, что затрудняет его замену в глобальных цепочках поставок.
Работали ли когда-нибудь торговые пошлины?
В 2009 году президент Обама установил крутой тариф в 35% на китайские шины, сославшись на рост импорта, который стоил американским рабочим местам.
Однако исследование, проведенное Институтом международной экономики Петерсона в 2012 году, показало, что стоимость для американских потребителей из-за более высоких цен на шины в 2011 году составила около 1,1 млрд долларов.
Несмотря на то, что было сохранено около 1200 рабочих мест на производстве, дополнительные деньги, потраченные потребителями США, сократили их расходы на другие розничные товары, «косвенно снизив занятость в розничной торговле».
«В дополнение к колонке потерь Китай предпринял ответные меры, введя антидемпинговые пошлины на экспорт куриных окорочков из США, что обошлось этой отрасли в продажах около 1 млрд долларов», — говорится в сообщении.
Один пример, который обычно приводится для защиты тарифов, — это решение президента США Рональда Рейгана ввести в Японии высокие пошлины на мотоциклы в 1983 году.
Этот шаг считается спасением борющегося американского производителя велосипедов Harley Davidson от всплеска иностранной конкуренции.
Но некоторые утверждают, что именно усилия компании — в том числе модернизация ее заводов и создание более совершенных двигателей — действительно способствовали ее подъему.
Вынудят ли американские тарифы Китай заключить сделку?
Доктор Кроули говорит, что эти обязанности могут вернуть Китай за стол переговоров, но она не ожидает, что они предложат радикальные компромиссы.
«Да, у них больше замедление роста, и они экспортируют больше в США, чем наоборот, поэтому они больше пострадают от торговой войны.
«Но они на самом деле не заинтересованы в изменении своих законов, и даже если они это сделали, у них действительно есть правовая культура, чтобы обеспечить это?»
Г-н Бонди считает, что тарифные угрозы г-на Трампа больше связаны с наращиванием его базы избирателей и появлением заголовков.
«Тарифы легче понять, чем провести кропотливую работу по согласованию общих наборов правил о таких вещах, как поведение государственных предприятий, защита интеллектуальной собственности, справедливый доступ к рынкам и базовые меры защиты для работников и окружающей среды».
Источник: