Статья о том, как нужно преодолевать крутые спуски и подъемы на автомобиле — советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео об управлении машиной на спусках и подъемах.
Содержание статьи:
- Крутые возвышенности
Если автомобиль на подъеме забуксовал
Крутые спуски
Преодоление кюветов, придорожных рытвин и канав
Психологическая нагрузка на водителя
Видео об управлении машиной на спусках и подъемах
Крутые спуски и затяжные «высокие» подъёмы – наиболее ответственные и непростые участки автомобильного пути, которые может потребоваться преодолеть водителю. Даже опытный водитель может испытывать определённые затруднения, управляя автомобилем при таких обстоятельствах.
Чтобы успешно провести автомобиль по крутым уклонам и подъёмам, автолюбителю потребуется выдержка, внимательность, а главное – определённые знания о технических особенностях автомобиля.
Крутые возвышенности
Подъём представляется новичкам не таким страшным, как спуск. Но это впечатление обманчиво.
Как правило, когда тепло и сухо, короткий подъём на автомобиле «в горку» не вызывает особых затруднений. Проблемы начинаются, если подъём протяжённый, крутой, а дорога отличается неровностями.
Основной совет, который поможет справиться с ситуацией начинающему водителю – не крутить руль и не газовать. Кроме того, если дорога двусторонняя, встречные водители могут не увидеть автомобиль, который маневрирует на подъёме, а в этой ситуации недалеко до аварии, которая вряд ли обойдётся лёгкими последствиями, поскольку дорога неровная. Отсюда – главное правило движения по гористым дорогам: при любых обстоятельствах, что бы ни случилось, следует всегда держаться своей полосы!
Короткий подъём можно преодолеть, в принципе, на любой передаче. Если въезд наверх непродолжительный, автомобиль вполне в состоянии пройти его даже с разгону, но это допустимо только в том случае, если у водителя уже имеется опыт преодоления именно этого подъёма.
Существует три основных методики преодоления возвышенности:
Применение разгона при прямо передаче.
Начало разгона при прямой передаче с дальнейшим переходом на более низкую передачу.
Применение низшей передачи на протяжении всего подъёма.
Выбор метода зависит от крутизны возвышенности, её протяжённости, а также от опыта водителя.
Если возвышенность крутая, а дорога наверх имеет затяжной характер, следует придерживаться следующей тактики:
- выполнять преодоление возвышенности следует исключительно на пониженной передаче;
выбирать передачу, на которой будет преодолеваться подъём, следует в зависимости от веса автомобиля и угла подъёма;
направление движения колёс должно совпадать с вектором движения автомобиля;
нельзя менять передачу в процессе подъёма.
Если водитель обладает определёнными навыками преодоления затяжных возвышенностей, он может выполнить это, разогнавшись перед началом подъёма и плавно сбросив газ непосредственно когда подъём начинается. Таким образом, запаса скорости как бы хватает до конца подъёма. Чем круче возвышенность, тем быстрее будет падать скорость движения.
При выборе скорости подъёма крайне важно подобрать её так, чтобы не допустить остановки машины на склоне. Когда автомобиль достигает вершины подъёма, скорость его является минимальной. По этой причине выбирать следует такую скорость, которая позволит при необходимости затормозить. Этот момент особенно важен в ситуациях, когда транспортное средств движется по горной дороге, на которой есть встречная полоса.
На узкой дороге завершать подъём следует по возможности как можно ближе к правой обочине. Это обусловлено тем, что может потребоваться быстро остановиться на участке в пределах видимости.
Ещё один совет от бывалых водителей — никогда не следует пытаться въехать на подъём, с которого не рискнёте спускаться. Причина проста: если подъём по каким-либо причинам осуществить не получится, придётся двигаться вниз, причём двигаться придётся задом, что гораздо сложнее.
Если автомобиль на подъёме забуксовал
Одной из частых проблем при езде по бездорожью и грунтовым автомобильным дорогам является пробуксовка. Случиться это может как на спуске, так и на подъёме. Особенно часто это может произойти в межсезонье, если дорога размокла от дождей или талого снега. В этой ситуации велик риск, что автомобиль застрянет.
Если неприятная ситуация всё-таки произошла, прежде всего можно попробовать «раскачать» автомобиль, меняя движение вперёд и назад. Здесь следует помнить, что подобные манёвры можно выполнять только на моделях с механической коробкой передач.
Владельцам машин с автоматической коробкой вообще не стоит рисковать на подобных подъёмах, поскольку даже современные «автоматы», допускающие выполнение «раскачки» автомобиля, не дадут нужной амплитуды, чтобы вырваться из ситуации.
Раскачивать автомобиль следует так:
При выжатом сцеплении активировать заднюю передачу. Одновременно осторожно отпустить сцепление и выжать газ. Двигаться, пока колёса не упрутся в преграду.
Как только автомобиль снова входит в состояние пробуксовки, снова выжать сцепление и спокойно дать автомобилю откатиться.
Снова выполнить пункт 1, пытаясь на этот раз преодолеть большее расстояние, чем в предыдущий раз.
Эти действия выполняются до тех пор, пока авто не выберется из ловушки или же пока не станет ясно, что амплитуды движения недостаточно для преодоления преграды.
Если раскачивание авто не приносит положительного результата, не следует очень увлекаться данным приёмом — он может привести к тому, что автомобиль только глубже увязнет.
Увеличить степень сцепления колёс с дорогой можно, попытавшись подложить под ведущие колёса ветки или доски. Крайний вариант – попробовать откопать забуксовавшее колесо. В случае, если автомобиль «сел на днище», поможет только второе транспортное средство или лебёдка.
Крутые спуски
Когда автомобиль входит в крутой спуск, для него действует тот же правило, что и при преодолении крутого подъёма: не нужно торопиться, не нужно газовать и не нужно дёргать руль.
Одной из опасностей, подстерегающей неопытного водителя на горном спуске, является неконтролируемое скольжение, или юз. В этой ситуации очень велик риск не справиться с управлением автомобилем.
В случае, если на дороге (до того, как автомобиль начал спуск) прослеживается затор, не следует приступать к спуску. Лучше всего встать в безопасном месте и дождаться, пока дорога освободится. В противном случае автомобиль рискует присоединиться к пробке и оказаться «заперты» как снизу, так и сверху по дороге.
Входя в затяжной крутой спуск, водитель должен следовать следующим правилам:
- оптимальная передача должна быть выбрана перед началом спуска;
выбранная передача не должна требовать торможения, поскольку торможение может привести к неконтролируемому скольжению колёс;
педаль ножного тормоза лучше не использовать, а тормозить при необходимости двигателем;
выбранная передача должна быть неизменной на протяжении всего спуска;
колёса автомобиля в процессе преодоления спуска должны всё время быть расположены по вектору движения транспортного средства, строго перпендикулярно линии преодолеваемого склона;
нельзя преодолевать спуск на нейтральной передаче;
на спуске нельзя выключать зажигание.
Если водитель всё-таки допустил излишнее торможение, и колёса пошли юзом, следует прибавить газ для того, чтобы повысить сцепление колёс с дорогой. Как только скольжение прекратилось, газ следует немедленно сбросить.
Как правило, такой манёвр составляет определённую трудность для начинающих водителей. Поэтому, планируя езду на сложных участках дороги, следует заранее потренироваться на таких затяжных спусках, которые не оканчиваются помехой, или же на горной дороге, оборудованной улавливающим тупиком.
Одно из важных правил, которые стоит запомнить водителю, гласит — если крутой спуск предварялся столь же крутым подъёмом, передача у автомобиля и для спуска, и для подъёма должна быть одна и та же. Иными словами, если водитель едет вверх на второй передаче, спускаться в обратном направлении по этому участку следует опять-таки на второй передаче.
Спускаться вообще без торможения также недопустимо. Большая частота вращения коленвала на спуске гарантировано приведёт к тому, что транспортное средство станет неуправляемым. Эта ситуация довольно часто подстерегает новичков, которые без опыта не в состоянии оценить, насколько опасен даже небольшой затяжной спуск, какую инерцию и ускорение движения может обрести автомобиль на склоне.
Если возникла необходимость остановиться на крутом спуске, следует позаботиться о том, чтобы автомобиль не начал произвольное неконтролируемое движение под уклон. Для этого колёса разворачивают, если возможно, в сторону бордюра, либо используют в качестве упора возвышенность, камень, любое препятствие. Автомобиль обязательно ставят на ручной тормоз.
Преодоление кюветов, придорожных рытвин и канав
При переезде через рвы и канавы следует учитывать, что здесь велика вероятность, что автомобиль застрянет из-за пробуксовки, или произойдёт косое вывешивание машины. Переезжать такие препятствия следует на невысокой скорости в перпендикулярном склону направлении.
Всегда следует учитывать габариты автомобиля и то, как он соотносится с шириной и крутизной препятствия. Никогда нельзя пытаться преодолеть препятствие с разгону, поскольку в этом случае велика вероятность получить лобовой удар в передние колёса.
Психологическая нагрузка на водителя
При преодолении подъёмов и спусков, особенно если они длительные, на водителя ложится большая эмоциональная и психологическая нагрузка. Он постоянно отслеживает угол наклона, качество дороги, скорость машины и влияние боковых сил. При этом велика вероятность выпустить из сферы внимания действия других участников дорожного движения. Поэтому скорость движения должна быть минимальной, но такой, что позволит правильно выполнить все необходимые манёвры и не даст машине заглохнуть на опасном склоне.
Любая, даже очень доходчиво и подробно изложенная теория, остаётся пустыми словами без практики. Поэтому начинающему водителю следует в обязательном порядке научиться преодолевать как подъёмы, так и спуски, причём делать это нужно уметь в различных условиях и на различном дорожном покрытии, от весенней хляби до песчаных или каменистых горных дорог. Иными словами, если хотите ездить не только по ровной дороге – учитесь, нарабатывайте практические навыки, которых не заменит ни одно руководство!
Видео об управлении машиной на спусках и подъемах:
Автор статьи: Сергей Василенков
Источник: