Статья о том, что может «убить» АКПП, а также о грамотном обслуживании автоматической коробки передач. В конце статьи — видео о том, что нельзя делать на АКПП.
Содержание статьи:
- Сервисное обслуживание
Прогрев
Замена масла
Неправильное использование режимов работы
Неправильная буксировка
Перегрев коробки
АКПП на внедорожнике
Гонки
Видео о том, что нельзя делать на АКПП
Автомобили с автоматической коробкой передач постепенно, но уверенно завоёвывают популярность, тесня «механику». На сегодняшний день АКПП оборудовано уже более 90% авто, производимых крупными автомобильными компаниями.
«Автомат» — довольно прочный элемент автомобиля, но известно, что сломать можно всё. Опыт СТО показывает, что автолюбители ещё не научились правильно применять коробки-автоматы. Рассмотрим, как не надо поступать с автоматической коробкой, чтобы она раньше срока не отправилась на свалку.
Сервисное обслуживание
Один из очень важных моментов эксплуатации АКПП – своевременное сервисное обслуживание. Производители, как правило, указывают в документации оптимальный интервал между ревизиями, сроки замены масла.
После того, как сроки гарантийного обслуживания закончатся, никто не будет бегать за автовладельцам с предложением проверить состояние коробки передач. Поэтому если самостоятельно не позаботиться о коробке, скорее всего, она начнёт приходить в негодность с удручающей стремительностью.
В среднем, производители рекомендуют заменять трансмиссионное масло через каждые 65 тысяч километров пробега автомобиля. При этом замену лучше совместить с заменой фильтра и профилактикой гидроблока.
Прогрев
В целом наши автолюбители хорошо ориентируются в температурном режиме климата и заботятся о том, чтобы машина перед началом движения была прогрета. Но в случае АКПП следует помнить, что трансмиссионное масло этой коробки отличается значительно большей вязкостью и густотой, а следовательно, требует более длительного периода согревания, чтобы начать выполнять свою функцию в полном объёме.
Здесь вступает в силу некоторое противоречие: излишне долгий прогрев двигателя не несёт ему пользы, поскольку длительная работа на холостом ходу наносит мотору вред, а трансмиссионное масло к тому моменту, как двигатель прогрелся, может ещё оставаться холодным. Не стоит решать, чем жертвовать — лучше озаботиться приобретением предпускового обогревателя.
Замена масла
В отношении масла с АКПП следует помнить о «трёх китах», которые в состоянии запросто прикончить агрегат:
- неверный выбор марки и производителя;
эксперименты «чтобы лучше работало»;
уровень масла.
Неправильный выбор масла может сильно повлиять на состояние коробки. Все производители АКПП в документации к узлу указывают не только марки, но и производителей трансмиссионного масла, являющихся оптимальным для конкретной модели коробки.
Причина – в том, что различные марки масел имеют различные коэффициенты вязкости и прочие характеристики, обусловленные различными присадками. Эти характеристики оказывают существенное влияние на формирование определённого давления при работе узла и на то, как работает весь гидроблок. Подобранное масло делает работу АКПП оптимальной. Если не следовать рекомендациям, коробка прослужит меньше.
Одно время среди отечественных автолюбителей были очень популярны разнообразные эксперименты по замене марки и производителя трансмиссионного масла в «автомате», «чтобы улучшить работу». К счастью, печальный опыт горе-кулибиных быстро продемонстрировал, что не стоит пытаться улучшить то, что продумывалось опытными инженерами и тестировалось в заводских и полевых условиях на протяжении долгих лет.
Ещё один не менее важный момент – уровень масла в агрегате. Не секрет, что зачастую отечественные автолюбители приобретают дорогой автомобиль, а обслуживать его стремятся или самостоятельно, или в дешёвых непроверенных СТО. В случае коробки-автомата замену масла лучше поручить опытному мастеру, который знает, что некорректный уровень масла в коробке в худшем случае станет причиной задержки в её функционировании, а в худшем – попросту выведет её из строя полностью.
Неправильное использование режимов работы
Коробка-автомат имеет ряд режимов, и каждый из них приспособлен для определённого момента и характера движения авто. Частой ошибкой является неправильное применение этих режимов. Перечислим те нарушения использования режимов, которые чаще всего выводят коробку из строя:
Кратковременный перевод из режима «D» в «N». Такие переключения неопытный водитель «автомата» зачастую выполняет на светофорах и в кратковременных пробках. Но необходимо понимать, что в состоянии «D» в гидроблоке нагнетается давление, которое необходимо для работы в режиме движения («драйв»), а в режиме «нейтралки» это давление высвобождается. Постоянная смена давления в гидроблоке способствует быстрому уменьшению ресурса узла.
Пренебрежение стояночным тормозом. Довольно часто владельцы авто с коробкой-автоматом грешат тем, что оставляют машину на неровной поверхности (например, на склоне) в режиме «Р», и покидают салон, не поставив машину на «ручник» (стояночный тормоз).
В момент, когда автомат переключается в режим паркинга, между зубцами шестерни поднимается металлический шип-препятствие, который не даёт шестерне вращаться. При положении на наклонной плоскости этот шип постоянно испытывает давление, поскольку колёса автомобиля пытаются двигаться, скатывая машину под уклон. Рано или поздно шип сломается, и коробку придется ремонтировать.
Важный нюанс такой ситуации заключается в том, что этот тип поломки ни в каких моделях АКПП не является гарантийным, так что ремонт придётся делать за свой счёт.
Преждевременное переключение с задней передачи на режим «драйв». Скорее всего, причина для такого действия водителя, как смена режима АКПП с «R» (задней передачи) на «D» в тот момент, когда автомобиль ещё не успел остановиться и продолжает движение задним ходом — просто в спешке и невнимательности. Беда только в том, что эта невнимательность гарантированно загубит гидроблок в разы быстрее, чем ему суждено проработать при нормальном обращении.
Пренебрежение режимами для езды в пробках и медленного передвижения. Помимо основного режима движения, коробка-автомат имеет режимы «3» («4», «5»), которые позволяют двигателю использовать ограниченное количество передач в процессе движения автомобиля. Пренебрегать использованием данных режимов в пробках или в том случае, если скорость езды невелика, не следует, поскольку обычный «драйв» будет пытаться включать те передачи, которые неприемлемы для данного режима движения и будут быстро приводить коробку в негодность.
Неправильная буксировка
Буксировка автомобиля с механической коробкой передач не представляет сложности. Совсем другое дело – буксировать машину с «автоматом». При работе АКПП все детали узла требуют постоянной смазки. Это возможно только в том случае, если двигатель автомобиля включён и функционирует масляный насос. Поэтому буксировать авто с «автоматом» при выключенном двигателе нельзя: коробка очень быстро перегреется и будет повреждена.
Ряд компаний-производителей «автоматов» указывают на допустимость буксировки на короткое расстояние (как правило, не более 30 километров) и на скорости ниже 30 км/ч. Но необходимо понимать, что при этом коробка передач всё равно разрушается.
Что касается полноприводных «автоматов», с ними всё ещё печальнее: для буксировки потребуется либо отсоединять карданный вал, либо транспортировать машину, приподняв одну из осей.
Плохая новость для тех, кто считает своим долгом помогать на дороге ближнему. В случае коробки-автомата такой альтруизм, как выступление в роли буксирующего автомобиля, скорее всего, приведёт к перегреву коробки и её скорому выходу из строя.
Вообще, любые резкие рывки для автомобиля, оснащённого АКПП, противопоказаны.
Перегрев коробки
Слабое место «автоматов» — их чувствительность к перегреву. К сожалению, большинство моделей имеют не слишком хорошие системы теплоотвода. Если машина забуксовала, не стоит пытаться пробуксовкой выбраться из ловушки: может это и удастся, но коробку можно запросто «убить».
Сгоревшие от перегрева фрикционы приведут к тому, что при нажатии на «газ» машина не сдвинется с места, хотя обороты двигателя будут расти.
АКПП на внедорожнике
Современные внедорожники активно оснащаются АКПП. К сожалению, конструктивные особенности таких автомобилей отнюдь не нацелены на сбережение ресурса коробки:
Продольное расположение масляного картера. Картер коробки передач у «настоящих» внедорожников, как правило, длинный, располагается вдоль продольно расположенного двигателя. Большая чувствительность «автоматов» к маслу приводит к тому, что даже небольшого уклона достаточно, чтобы трансмиссионное масло стекло, оголяя точу забора масла насосом. Следствие – холостая работа насоса, перегрев коробки.
Защита масляного картера. К сожалению, даже при хорошей защите картера двигателя защита картера трансмиссии на внедорожниках оставляет желать лучшего. Удар о грунт или длительное трение может запросто привести к образованию микроскопической трещины, через которую опять-таки вытечет масло, и коробка будет испорчена.
Гонки
Современные «автоматы» в большей своей массе не в состоянии справиться с крутящим моментом двигателя, которым оснащена машина. Поэтому излишне высокая скорость и частые ускорения автомобиля неизбежно приводят к перегреву и выходу АКПП из строя.
В целом, АКПП можно уверенно назвать прекрасным решением для городских автомобилей. Но следует помнить, что по сравнению с «механикой» эти коробки требуют более внимательного и бережного отношения в процессе эксплуатации. А учитывая, что ремонт «автомата» — далеко не дешёвое удовольствие, лучше сразу запомнить некоторые нюансы его эксплуатации и не допускать досадных ошибок, которые сократят механизму жизнь.
Видео о том, что нельзя делать на АКПП:
Автор статьи: Сергей Василенков
Источник: